Сюзанна
«Живут во мне воспоминания,
Живут во сне и наяву.
Они — тепло мое весеннее,
Моя мечта, мое везение,
Моя надежда и спасение,
Пока я помню — я живу!»
(Роберт Рождественский)
***
Когда я была маленькой, мы с родителями иногда навещали одну нашу родственницу в Подмосковье. И у неё в комнате висела копия портрета, который всякий раз вызывал у меня страх.
Уже подростком я попыталась найти в музеях эту картину, но отыскала лишь нечто похожее в застывших лицах женщин на полотнах Мемлинга.
Сегодня же «женщина в чёрном» ожила, задвигалась; у неё засияли глаза и она поведала свою историю. Не только мне, но и многочисленным зрителям, собравшимся в тау-зале «ШДИ» на спектакль «Сюзанна».
«Женщину с портрета» оживила великая актриса Евгения Симонова.
***
Спектакль сей не для всех. «А ведь можно было, - скажете вы, - приблизить его, так сказать, к народу! Там ведь сама Симонова играет, она все на свете может!» Но Александр Огарев не стал этого делать, и слава Богу. Не превратил пьесу норвежского писателя Юна Фоссе специально ради этой постановки переведённую на русский язык, в «ширпотреб».
Уверена, что многим спектакль показался скучным, а многочисленные повторы одних и тех же фраз вызвали раздражение. Но как ещё было показать любовь Сюзанны к своему мужу, превратившуюся в «пунктик», манию, психическую болезнь? Болезнь растущую, крепнущую, развивающуюся. И наконец, достигающую апогея в финальной фразе: « Я - и есть Ибсен!»
Уже прочтение «Кукольного дома» Генрика Ибсена оказалось для меня достаточным для того, чтобы понять, какие порядки царили в доме самого писателя. «... ты был всегда так мил со мной, ласков. Но весь наш дом был только большой детской. Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома у папы была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами. Мне нравилось, что ты играл и забавлялся со мной, как им нравилось, что я играю и забавляюсь с ними. Вот в чем состоял наш брак, Торвальд», - говорила своему мужу героиня этого произведения Нора.
И это описание, поверьте, вполне можно отнести и к жизни самой Сюзанны. Но есть здесь и свои нюансы. С детства отягощенная комплексом неполноценности («Я такая некрасивая, толстая, моя сестра намного красивее меня!») - Сюзанна, взрослея, а потом и старея, превращает свою любовь к мужу сначала в манию, а позже и в одержимость. И ей уже совсем не важно то, что заставило бы других женщин немедленно развестись: ограниченность в деньгах, пьянство Генрика и его шашни с горничными, приведшие к рождению у одной из них ребёнка... Ей главное - чтобы он был рядом.
В спектакле жену Ибсена играет не только блистательная Евгения Симонова, но и ещё две актрисы: Алиса Рыжова (юная Сюзанна) и Александрина Мерецкая (наша героиня уже в среднем возрасте). Все они находятся на сцене одновременно, и не случайно: они ждут. Юная Сюзанна ждёт прихода в гости писателя Ибсена, и очень боится ему не понравиться. Вторая ипостась героини ожидает возвращения писателя с сыном с прогулки, чтобы вместе отпраздновать семилетие их ненаглядного Сигурда.
А кого же ждет на свой день рождения старенькая, больная Сюзанна? Муж-то ее давно уже умер!
Странный вопрос... Конечно же, она ждёт его, Ибсена. И уже восемь лет после его смерти не выходит из дома, потому что он может прийти именно в это время, и ее не застать.
Те, кто улыбается, читая это, можете поверить мне: нам в этот вечер было не до улыбок. Даже жизнерадостный хор горничных, исполнивших известный старый хит “Mr. Sandman” мало кого развеселил. Многие в зале плакали. Потому что было просто невозможно не плакать, глядя, как льются слезы по щекам Евгении Симоновой. Блестящее исполнение роли, знаменитая актриса просто живет на сцене!
Сама же сцена, в начале постановки такая чистенькая и уютная, в конце превращается в нечто невообразимое. Повсюду валяются истлевшие листочки: кусочки рукописей, писем, черновиков к произведениям писателя.
Абсолютно жутким показался мне момент, когда старенькая Сюзанна открывает рояль. Зрители замирают: неужели она будет играть? Но нет: внутри - труха вместо клавиш.
Спектакль заканчивается той же сценой, с которой начался. Три Сюзанны в тех же самых позах продолжают ждать своего единственного и неповторимого. Мужчину, мужа, отца...
Но это только кажется, что действие на сцене «закольцовывается». Оно просто проходит очередной виток спирали по дороге от жизни к смерти.
Жизни, полной совершенно сумасшедшей любви. Любви, полной страданий. Страданий, без которых, увы, не обходится ни одна жизнь.
***
И в заключение - мой ответ на вопрос, неоднократно звучавший в театральных чатах: надо ли вообще такое показывать, и если надо, то зачем?
Imho, надо. И не в последнюю очередь затем, чтобы люди внимательнее относились к своим стареньким родителям и бабушкам-дедушкам. (Где он, Сигурд? Почему оставил маму одну?)
Важным лично для меня оказалось знакомство с творчеством норвежского писателя Юна Фоссе. С удовольствием почитаю другие его произведения.
Этот спектакль (не смейтесь) ещё и показывает нам, как необходимо вовремя распознать признаки зарождающейся психической болезни и принять меры к ее лечению. Никто из нас, поверьте, от этого застрахован, и милая, страдающая от своей «некрасивости» девушка рискует со временем превратиться в такую же одержимую Сюзанну.
И, конечно, хоть и не прямо, но в постановке сей проходит тема зависимости успеха писателя от той женщины, которая с ним рядом. И, кто знает - может, и не было бы в сокровищнице норвежской литературы произведений Генрика Ибсена, если б не находилась рядом с ним неотлучно его верная жена Сюзанна. Которая готова была ждать мужа всю жизнь, даже после его смерти.
Свидетельство о публикации №219102001773