Земская управа и автомобиль. 1914 г

На фото: Здание Прогимназии в селе Благодарном Ставропольской губернии, в котором на 2-м этаже размещалась Благодарненская уездная земская управа с сентября 1913-го по февраль 1918 года. Фото из музея Благодарненской СОШ № 1.

***

Благодарненская Уездная Земская управа и автомобиль.
1914 г.

26 сентября 1914 года Благодарненская уездная земская управа представила 2-му Очередному уездному земскому собранию доклад № 25 «О покупке двух автомобилей». К тому времени только Святокрестовская уездная земская управа купила служебный автомобиль, остальные управы лишь планировали их приобрести.

Предварительно доклад был обсужден в финансовой комиссии. 28 сентября председатель комиссии М. Н. Дегтярев в 5 часов 45 минут доложил Собранию заключение комиссии: «…Не приобретать двух автомобилей, стоимостью каждый по 5000 рублей, по причине затруднительного финансового положения Земства». [46]

Зарецкий Николай Дмитриевич, председатель собрания, высказался за желательность покупки автомобилей и обосновал свое мнение:
- В настоящее время, когда сотни тысяч сынов России, призванные под Знамена, сражаются за честь и славу России, когда идут неслыханные бои, перед которыми бледнеют народы и кровь льется рекой, кровь наших братьев, необходимой заботой нашей является лечение раненых. Благодарненский уезд с сухим, теплым, южным климатом является подходящим для лечения, и тысяча раненых могла бы найти приют в нашем уезде. Но доставка раненых на лошадях будет идти крайне медленно, что может отразиться на их здоровье.

Председателя собрания поддержал член земской управы Униатов Корней Семенович:
- На первый взгляд автомобиль является роскошью, прихотью, но если всмотреться глубже, получается совсем обратное. Так, косою, стоящей 50 копеек, Россия-матушка долгие годы убирала хлеб с полей. Но жизнь подсказала нам, что коса не так практична. Каждый год надо нанимать косарей и платить им бешеные деньги. С развитием техники появились косилки-жнейки, заменившие косы и сократившие число косарей. А потому, сопоставив затраты, то каждый человек убедился в выгоде покупки косилки.

Слово вновь взял Н. Д. Зарецкий, предложил купить, хотя бы, один автомобиль, по цене не более 2500 рублей. Он сообщил о расходах на содержание одного автомобиля:
- Жалованье шоферу – 75 рублей в месяц. Наем помещения под гараж – 100 рублей в год. На бензин, мелкий ремонт и резиновые шины – 300 рублей в год. Прошу гласных, перед принятием решения, хорошо подумать, для чего объявляю перерыв на пять минут.

После перерыва выступил председатель земской управы Мальцевский Александр Николаевич:
- Личный состав управы, служащие, техники, земские гласные при поездках по уезду по делам службы пользуются лошадьми земских станций. На езду по уезду уходит масса драгоценного времени. Ведь расстояние между селениями у нас от 15 до 40 верст, а то и более. Управа, считаясь с огромной территорией Благодарненского уезда, в котором 40 волостей, полагала бы купить два автомобиля. И купить их следует в начале апреля, после окончания военных действий с Германией. Они будут стоить значительно дешевле!

А. Н. Мальцевский наивно полагал, что война закончиться к весне. Свое выступление он закончил словами:
- Автомобили ускорят развоз медикаментов во время эпидемий. Сократится количество почтовых лошадей. Если мы будем иметь автомобили, то частые контрольные объезды уезда позволят нам наблюдать за постановкой в волостях земского дела и незамедлительно принимать правильные решения. Это отзовется на продуктивности нашей работы.

Гласный Федосов Михей Афанасьевич внес конкретное предложение, в случае покупки даже одного автомобиля, сократить на Благодарненской почтовой станции четырех лошадей.

Приступили к тайному голосованию. Огласили результаты: купить автомобиль – 10 голосов, не покупать – 12, воздержался - один голос.
Таким образом, Собрание решило автомобили не покупать.


***

PS. Еще долго в селе Благодарном в учреждениях и организациях не было служебных автомобилей.

5 августа 1942 года в составе партизанского отряда «Максим» в сторону Кизляра на автомашинах ГАЗ-АА, с деревянными кабинами, выехали директор Благодарненской МТС Сараев Григорий Иванович и уполномоченный Наркомзага Крылов Иван Лаврентьевич. Не было служебных автомобилей в Благодарненском райисполкоме и районном  комитете ВКП(б).

29 июня 1952 года Благодарненская районная газета «Трибуна ударника» под заголовком «Крепнут наши колхозы» опубликовала заметку директора Заготконторы И. Жигалова:
«…Упорным трудом колхозы создают излишки сельхозпродукции, продают их государству и приобретают автомашины. В 1951 году за сданное сверх плана молоко автомашины получили два наших колхоза. В этом году автомашины «ГАЗ-51» получили 6 колхозов: имени Кирова, Молотова, Сталина, Ленина, Ворошилова и «Первое мая». Особенно старательно работают колхозники сельхозартели имени Кирова. Они продают молоко для покупки второй машины».

ИСТОЧНИКИ:
46. Журнал Второго Очередного Благодарненского уездного Земского собрания. 26-30.09.1914 г. Фонды Ставропольской библиотеки имени Лермонтова.

Владимир Пузиков
Г. Благодарный
19 октября 2019 г.


Рецензии
Медленно двигался прогресс.

Игорь Леванов   29.10.2019 22:01     Заявить о нарушении
Война помешала Дворянину Мальцевскому разъезжать по Благодарненскому уезду, который в 1924 году разделили на 4 района: Благодарненский, Петровский, Виноделенский и Дивенский.

Владимир Пузиков   30.10.2019 08:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.