Когда поют солдаты, спокойно дети спят
Старшая сестра моей мамы, тётя Ксения, часто приезжала к нам из Москвы. Поезд приходил ночью, мы ходили её встречать. Вся улица наблюдала мой бесплатный концерт, судорожно подбегая к окну - в два часа ночи звонкий мальчишечий голос громко и старательно выводил мелодию песни «Бьют барабаны, звенят барабаны, зовут барабаны в поход…».
Но в четвертом классе ситуация поменялась - голос сломался. Пение стало сонорным. Однако любовь к музыке не прошла. Как-то я проговорился маме, что мечтаю научиться играть на баяне. Баян в то время стоил 127рублей, немыслимые деньги для нас. Мы жили вдвоем с мамой. Она работала на растворном заводе и получала 55 рублей в месяц. Приехала тётя Ксеня, она пела в кружке при хоре имени Пятницкого, и работала уборщицей в автоколонне. Мама рассказала ей о моей мечте.
И вот перед моим днём рождения в апреле, мама даёт деньги соседке, тёте Маше Будановой, и просит её сходить со мной в магазин «культтовары», там можно было купить баян. В то время как-то было не принято отказывать соседям, она, конечно, согласилась, но предупредила, что в баянах не смыслит ничего. Мама уверила, что я сам его выберу, ей только надо отдать деньги, так как меня могут с такими деньгами задержать продавцы или милиция.
И вот он красавец - Тульский баян, у меня в руках. Первую песню, которую я подобрал на слух, была «Издалека долго течет река Волга», её прекрасно исполняла в то время Людмила Зыкина. Летом в июне я пошёл на прослушивание в музыкалку. Никаких сомнений у меня не было, что не примут. Я спел и отстучал ритм , поступил.
Учитель у меня был Александр Иванович - пропахший табаком и терпким мужским потом. Три раза в неделю я ходил в музыкалку и учился играть по нотам, хотя душа хотела не классику играть, а то, что звучало по радио, что пели сверстники. Музыкалка была платная - 2 рубля в месяц. Я четко приносил в бухгалтерию деньги с каждого маминого аванса.
Первые плоды музыкальной грамоты я почувствовал уже на следующий год в деревне, привёз туда баян. Вся молодёжь собиралась на пятачке перед прудом часов в 11 ночи и тусила на нём почти до утра. Пели, танцевали, играли в ручеёк. И всё - под гармошку. В деревне были два гармониста, мечта всех девчонок деревни - ребята учились с моим двоюродным братом Лешей в восьмом классе. И здесь - я нарисовался, шкет, который перешёл в пятый, но с баяном. Я сел тихонько и скромненько на краю лавочки. Деревенские гармонисты играли очень громко, но однообразно, и долго, попеременно.
Я дождался, когда они устанут. Тогда и сыграл полонез Огинского - грамотно, как учили. Это было, что-то с чем-то. В тот вечер я почувствовал уважение моих музыкальных коллег и восхищенные взгляды девчонок.
В десятом классе мама подарила мне гитару. По самоучителю научился играть и на этом инструменте. Позднее, уже во время учёбы в институте, стал подрабатывать в ресторане, играя на бас гитаре. Во время военных лагерей, помню, был такой эпизод. Вдруг объявили, что все, умеющие хоть как-то петь или играть, должны явиться к командиру для инструктажа, приезжает генерал с проверкой. Начальство вдруг задалось целью организовать хор. Ведь, что главное для солдата - быть сытым и в хорошем настроении, а это всё выражается в песне. Строем ходить учить - это долго, поэтому решили, что лучше организовать хор. За участие обещали три дня освобождения от хозработ и, конечно, репетиции – это вместо них.
Песня была одна «Когда поют солдаты, спокойно дети спят». Репетировали дня три. Указание было - петь как можно громче.
И вот этот день наступил. Приехал генерал. Нас запустили на импровизированную сцену. Он сидел в первом ряду. И началось. Вы когда-нибудь слышали рёв взлетающего самолета? Тридцать здоровенных мужиков рявкнули так, что там не то что дети уснуть не смогли бы, а и мертвый бы проснулся. После окончания рёва этой иерихонской трубы, под названием хор, бедный генерал, вытирая пот со лба и с затылка, снял фуражку, сказал:
- Спасибо ребята! Это было похоже на залп «Катюши» во время войны, но вы все - молодцы.
После учебы в институте я увлёкся сочинением песен. Стал призёром Тульской области на конкурсе бардовых песен. Руководил ВИА в профтехучилище. Да и теперь иногда беру инструменты в руки, они все в рабочем состоянии. Правда, больше теперь смотрю и слушаю внучек: Таню-балерину, вокалисток Олю и Настю, да и младший сын, действительно, талант в этой области - играет на всех инструментах, включая саксофон, скрипку, я уже не говорю про гитары и синтезаторы, и пишет композиции интересные, благо сейчас техника позволяет записывать одному человеку игру инструментов всего оркестра.
Иллюстрация: работа автора «Юность» акварель(32*27см)
Свидетельство о публикации №219102000683