Итальянская литература 20 век

Ведущим направлением в поэзии стал герметизм – разновидность модернизма. Герметики – Э. Монтале и Д. Унгаретти избрали путь полного отказа от изображаемой реальности, они стремились создать изощренные формы, лишить слово смысла, с тем, чтобы оно стало проводником в недоступный мир эмоций.
ПИРАНДЕЛЛО
Луиджи Пиранделло (1867-1936) – крупнейший итальянский драматург. Родился в Сицилии, изучал филологию в Римском и Боннском университетах. В 1889 году выпустил сборник стихов «Радостная боль». Несколько позже, широкую известность приобретают его новеллы, в которых изображение обыденной жизни итальянцев в духе веризма (итальянская форма натурализма) сочетается с обрисовкой исключительных по силе проявлений человеческих страстей. Большей частью герои писателя смиряются перед действительностью, если же они бунтуют, то их недовольство носит чисто субъективный характер. В новелле «Тесный фрак» бунтует чудаковатый профессор; тесен не только фрак, который он напялил на себя, отправляясь на свадьбу своей ученицы, но ханжеский кодекс современной ему морали, из-за которого чуть не расстроился брак его любимицы. В новелле «Свисток поезда» чудаческое бунтарство перерастает в прямое безумие: скромный счетовод, который всю свою жизнь покорно тянул лямку, внезапно под влиянием случайного импульса – паровозного свистка, ощутил все убожество своего существования. И мечты о далеких путешествиях, об иной жизни полной разнообразных и ярких впечатлений, нахлынули на него и оказались сильнее тусклой и жалкой реальности. Он вырвался из цепких лап этой реальности и ушел в иллюзорный, прекрасный мир.
В 1910 году Пиранделло обратился к драматургии. Первоначально писатель разрабатывает жанр бытовой комедии. Со временем содержание его произведений углубляется, он приходит к убеждению, что современная драма должна в условных, гротескных формах дать философское истолкование действительности. Это зрители увидели в пьесе «Шестеро персонажей в поисках автора» (1920), где исследуется роль «маски» в поведении индивидуума, реальность уравновешена с вымыслом, комическое повернуто трагической стороной, а трагическое – комической. Развитие взаимоотношения человека и действительности  отражается в последующих драмах писателя – «Генри 4», «Каждый по-своему», «Сегодня мы импровизируем. В 1934 году Пиранделло получил Нобелевскую премию.
Отрывок из новеллы Пиранделло «Черная шаль»:
«… Почти бессознательно Элеонора стала следить за собой, одеваться как девицы на выданье, о чем раньше и не помышляла.
Те, кто раньше добивался ее руки, стали теперь отцами семейств. Раньше ее это не трогало, сейчас она вспоминала об этом с досадой, завидовала подругам, которым удалось обзавестись семьей…»
ЭКО
Умберто Эко (1932-2016) – ученый, философ, специалист по средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель. Родился в небольшом городке Пьемонте, недалеко от Турина. Его отец был бухгалтером. Как ученый, Умберто Эко занимался исследованиями средневековой и современной эстетики, массовой культуры, разработал собственную теорию семиотики. Одной из центральных для него была проблема интерпретации – взаимоотношения читателя и автора.
В литературном мире был известен как автор ряда оригинальных произведений. «Имя розы» (1980) – философско-детективный роман, действие в котором разворачивается в средневековом монастыре. «Заметки на полях «Имени Розы» (1983), где он раскрыл секреты написания первого романа; там же он рассуждает о взаимоотношениях Автора, Читателя и Произведения в литературе. В 1988 году писатель знакомит с новой книгой «Маятник Фуко», где показывает пародийный анализ историко-культурной неразберихи в современном интеллигентском сознании. В 1994 году вышла в свет его новая книга – «Остров накануне». В кажущемся простом повествовании о драматической судьбе молодого человека 17 столетия, о его скитаниях в Италии, Франции и Южных морях, читатель увидит и новое обращение автора к вечным вопросам – о жизни и смерти человека.
Историко-философский роман «Баудолино» (2000) повествует о приключениях приемного сына Фридриха Барбароссы.
Роман «Таинственное пламя царицы Лоаны» (2004) рассказывает о человеке, потерявшем память, в результате несчастного случая. Герой писателя утрачивает память о себе и своих близких, но полностью сохраняет обо всем прочитанном материале.
Отрывок из романа Умберто Эко «Имя розы»:
«…Беря письмо с имперскими печатями, аббат отвечал, что так или иначе о визите Вильгельма он был предупрежден членами своего братства (и это доказывало, отметил я с тайной гордостью, что бенедиктинского аббата невозможно застать врасплох). Затем Настоятель велел келарю показать нам отведенные помещения, конюхам — принять наших мулов, а сам удалился, обещав прийти позднее, когда мы отдохнем и восстановим силы, и нас повели на поместительное подворье, где монастырские постройки тянулись по бокам и по середине гладкого луга, устилавшего чашеобразную впадину (альпу), которой оканчивалась вершина горы…»
МОРАВИА
Альберто Моравиа (1907-1990). В 1952 году за сборник «Рассказы» ему была присуждена самая престижная литературная премия Италии; надо заметить, что Ватикан включает все его произведения в «Индекс запрещенных книг». В 1954 году Альберто Моравиа выпускает в печать сборник «Римские рассказы» и роман «Прозрение». Во второй половине 50-х годов им были написаны пьесы «Маскарад» и «Беатриче Ченчи». После выхода в 1959 году сборника «Новые римские рассказы», а в 1960 году романа «Скука» писателю была присуждена литературная премия «Виареджо». К 1970 году Моравиа выпустил  сборники рассказов – «Робот», «Вещь есть вещь», «Рай».
В конце 60-х годов выходят из печати и ставятся на сцене пьесы Моравиа «Бог Курт» и «Жизнь есть игра». В 1971 г. вышел в свет его известный, но скандальный роман «Я и он», написанный под влиянием фрейдизма.
За свою литературную жизнь Моравиа написал много эссе – сборник «Человек как завершение и другие эссе» (1963), критическое эссе «Поэзия и роман» (1972) и др.
К произведениям Моравиа часто обращается кинематограф.
Отрывок из «Римских рассказов» А. Моравиа «Одержимый»:
«…В одно июльское утро, когда я подремывал в тени эвкалиптовых деревьев возле высохшего фонтана на площади Мелоццо да Форли, подошли двое мужчин и девушка и попросили отвезти их на Лидо ди Лавиньо. Пока мы договаривались о плате за проезд, я разглядывал их: первый был высокий, толстый блондин с бледным, землистым лицом и глубоко сидящими небесно-голубыми, словно фарфоровыми глазами; на вид ему было лет тридцать пять; другой - помоложе, брюнет, с всклокоченными волосами, в очках с черепаховой оправой, худой и весь какой-то расхлябанный, должно быть студент. А девушка так и вовсе была худющая, с остреньким длинным личиком, белеющим между двумя волнами распущенных волос; такая тоненькая в своем зеленом платье, делавшем ее похожей на змейку. Но рот у нее был сочный и красный, как ягодка, и глаза красивые, черные и блестящие, словно влажные угольки; и к тому же она на меня так поглядела, что я решил не торговаться. Они сели в машину - блондин рядом со мной, а двое других позади; и мы поехали…»
 
«Смех Джои» лист 1
 
«Смех Джои» лист 2
 
«Смех Джои» лист 3
 
«Смех Джои» лист 4
САБА
Умберто Саба (1883-1957) – представитель  послесимволической итальянской поэзии. У него еще сохраняется певучесть и оригинальная текучесть стиха, свойственные классикам и символистам. Это хорошо чувствуется в ранних сборниках – «Образы и песни» (1928), «Призывы и другие стихотворения» (1933). Критики считают, что лучшие произведения поэта собраны в книге «Канцониере».
Из стихотворения «Паолина» Умберто Сабы»:
 Паолина,
Друг мой Паолина,
Ты, как луч внезапный солнца,
Жизнь мою пронзила,
Кто же ты? Едва знакомый, я дрожу от счастья,
Лишь тебя увижу рядом. Кто же ты? Вчера лишь
Я спросил: « Скажите ваше имя, синьорина!»
Ты задумчиво взглянула,
Молвив: «Паолина»…
КВАЗИМОДО
Сальваторе  Квазимодо (1901- 1968). В первый период своей творческой деятельности примыкал к «герметикам» (культивировал наиболее усложненные формы стиха и поэтической образности). Это видно по его сборникам – «Вода и земля» (1930), «Потонувший гобой» (1932), «Стихи» (1938). После второй мировой войны, поэт обращается к гражданской тематике: сборники  - «День за днем» (1947), «Жизнь не сон» (1949), «Земля несравненная» (1958).
Из стихотворения  «Мне, страннику»  С. Квазимодо:
«… На юге далеко земля моя,
Горячая от слез и от сражений,
Там женщины выходят в черных шалях
И разговор заводят на пороге
Вполголоса о мертвых…»


Рецензии