Одна дума в дорогу не годится. Глава 1

                Путешествия губительны для предрассудков,
                фанатизма и ограниченности, вот почему они
                так остро необходимы многим.
                Марк Твен

                Сомненье – лучший антисептик
                От загнивания ума.
                И. Губерман


1

       Несколько лет назад я прочитала любопытное высказывание Альберта Эйнштейна: «Воображение – это самое главное, оно является отражением того, что мы притягиваем в свою жизнь». Тогда ещё подумала, что великий учёный прав: разве мировая цивилизация не творение человеческого воображения? По-моему, никто в этом не сомневается. И, кроме того, воображение рождает мифы, без которых немыслима человеческая жизнь. Без них жизнь пресна, а порой и страшна. Или страшно было только первобытным охотникам и диким варварам, лишённым возможности получать знания о мире? Нет, конечно. Невероятные истории помогали человеку создавать иллюзии достижения кем-то неземного счастья, нахождения пути к истине и мудрости, чтобы скрасить неприглядную реальность, подарить человеку радужную надежду. В каждую эпоху были свои трудности, поэтому каждая эпоха создавала свои мифы.   
       Во времена моей советской юности бытовало утверждение о том, что культура может облагородить людей. Не просто расширить их кругозор, а помочь им понять собственные и чужие поступки, возвысить душу, подняться над материальным благополучием. Это мнение было настолько распространённым – пропагандировалось в печати, по телевидению, радио, в школе, что прочно въелось в мозг, срослось с моим «я».
       Многое изменилось с тех пор. Теперь я живу при капитализме и не очень верю в советский миф о неограниченных возможностях культуры благотворно воздействовать на любого человека. Тем не менее я по-прежнему прячусь от реальности в созданном классиками прекрасном мире, в котором духовное и материальное уравновешено. Особенно мне нравятся утончённые натуры, созданные литературным гением Ивана Сергеевича Тургенева.
       Сегодня я снова тонула в романтическом мире тургеневской повести. За окном нещадно палило солнце, не давая выйти на улицу, и я взяла любимую «Асю». Уже в который раз слышала слабый плеск волн освещённой луной речки, видела высокую готическую колокольню, старые дома с острыми грифельными кровлями, узкие улочки с каменными оградами, статую мадонны с пронзённым мечами красным сердцем, чувствовала благоухание вековых лип немецкого городка…
       Во время чтения любимой книги появилась тишина в душе, и в ней растворились сомнения.
       Неожиданно мобильник завопил не своим голосом. Я вздрогнула. Забыла, что, уходя в отпуск в конце июня, изменила мелодию входящих звонков. Пришлось отложить в сторону книгу русского классика. Прекрасный мир растаял, и будничная реальность снова заняла его место.
       На дисплее высветилась фамилия молодой коллеги – учителя географии и по совместительству социального педагога. Марина Викторовна Денкина, с которой мы были в приятельских отношениях, пригласила меня на экскурсию. Её воспитанники – ученики девятого «Б», объединившись с десятым «А», хотели побывать в Ярославле и на обратном пути заехать в Ростов Великий.
       Ещё учась в школе (!), я прочитала толстую книгу-путеводитель о городах Золотого кольца, но ни один из них, кроме Москвы, не пришлось посетить. «Хорошо было бы постоять на земле Волжского Залесья, –  подумала я, – ведь недалеко от этого региона – в Заволжье, родился и возмужал мой отец.  Заодно сбросила бы накопившийся за год негатив».
       Хотя, надо признаться, я не люблю путешествовать, потому что по натуре – домоседка.  Но приходится ездить с воспитанниками. Так что меня можно назвать «путешественницей поневоле».   
       - Своими глазами увидите Волгу, воспетую русскими поэтами, покатаетесь на теплоходе, – убеждала приятельница. – Увидите первый русский театр, основанный Фёдором Волковым, побываете в разных музеях. Вы были в музее Джона Мостославского?
       - Нет.
       - Вы что! Это вообще сказка!..
       Марина Викторовна продолжала говорить, а я думала: «Стоит ли мучиться в автобусе почти сутки? Для моей больной спины неподвижность – настоящая пытка! Встреча с необычным – ещё под вопросом. А вдруг – разочарование? Денкина хоть и милая женщина, но я знаю её только по школьным делам». 
       Неожиданностью для меня оказалась подозрительно дешёвая стоимость путёвки – три с половиной тысячи. Я, конечно же, задала вопрос: почему?
       Коллега объяснила: родители её воспитанников решили воспользоваться услугами неизвестной «конторки» из соседнего города Маново.
       - Не понимаю, зачем что-то искать, если есть хорошая турфирма в Вышенске, – высказала я приятельнице своё удивление. – Согласитесь: своему турагентству всегда можно предъявить претензии.
       Марина Викторовна несколько минут объясняла непростую ситуацию. В её девятом «Б» много учеников из малоимущих семей. Родительский комитет класса решил объединиться с десятым «А» и помочь обездоленным подросткам тоже посмотреть страну. Активисты обратились в турфирму нашего города. Им предложили программу экскурсии для группы из сорока пяти человек за шесть тысяч рублей. Родители с очень скромным бюджетом посчитали стоимость путёвки полным разорением. Тогда малоимущие родители предложили сократить посещение достопримечательностей Ярославля до минимума, а Ростов вычеркнуть из маршрута поездки. Но в этом случае экскурсия теряла смысл. Желая сэкономить, родительский комитет начал искать «контору» подешевле и нашёл её «ВКонтакте». Вернее, рекламу турагенства из соседнего города. Созвонившись с «мановскими», организаторы обрадовались: экскурсия на Волгу обойдётся почти в два раза дешевле, чем запросили «наши». Марина Викторовна предлагала родителям не рисковать, но они настояли на своём.
       - Самые бедные всё равно не смогли собрать деньги. Поездка срывается. Я как руководитель группы срочно ищу любителей путешествий. Надо набрать сорок пять человек, – призналась приятельница. – Надеяться мне на вас?
       Мои мысли роились, как потревоженный улей. Я занервничала: «Вообще-то пословица предупреждает: дёшево покупать – себя в дураки записывать».
       Коллега продолжала убеждать:
       - Я думаю, что если люди остаются довольными, то и нам нечего переживать.
       - А откуда вы знаете, что люди довольны? Есть положительные отклики? – Мне жалко было обидеть приятельницу отказом, и в то же время не хотелось попасть впросак. 
       - Родители говорят, что в интернете отрицательных отзывов нет, – уверенно ответила она. –  Значит, люди довольны.
       - Может быть, – откликнулась я. – Но комментарии в интернете ни о чём не говорят. Все уже давно убедились, что интернет – это большая помойка. Раньше бумага терпела, а сейчас – киберпространство.
       - Мы не в девяностые годы живём, Татьяна Васильевна, – уверенно сказала руководительница группы. – На дворе – четырнадцатый год. Слава Богу, что-то изменилось в лучшую сторону.
       Я ничего не ответила. Наступила неловкая пауза.
       Дрогнувшим голосом Марина Викторовна заговорила первой:
       - У нас нет особого выбора. Я уже избегалась. Постоянно какие-то изменения. Всем хочется угодить... А тут ещё жара. Больше тридцати градусов в тени не шутка. Поэтому решили ехать ночью. 
       «Ехать всю ночь в автобусе, а потом столько же – обратно», – пробежал холодок по спине. – О Волге мне и так многое известно. Не зря же я несколько лет назад проводила исследование о волжской земле. Столько книг и научных трудов перелопатила. Знаний о Волге хоть отбавляй! Зачем мне экскурсия?»
       - У меня спина больная. И, кроме того, не люблю поездки с незнакомыми людьми. Вы с Верой Николаевной не в счёт, потому что будете заняты. Нет, не поеду, – без колебаний отказалась я от предложения.
       Марина Викторовна решила изменить тактику и использовала безотказный приём убеждения:
       - Вы не бойтесь, Татьяна Васильевна, – в телефоне послышался изменившийся голос, с мягкими нотками. – Всё нормально пройдёт. Возьмите на всякий случай какую-нибудь мазь для своей спины, таблетки. Я вот тоже не переношу езду в автобусе, поэтому всегда беру с собой таблетки от укачивания. Наши учителя поедут, некоторые из них – с родственниками. Не заскучаете.
       - Кто едет с родственниками?
       - Поедете – увидите. Выезжаем послезавтра, в пятницу. Отъезд – в девять вечера от остановки «Площадь Горького». В спортивной форме. Ну, что, я вас записываю? – не дала мне опомниться приятельница.
       Меня будто кто-то дёрнул за язык, и я согласилась.
       Социальный педагог поставила точку в разговоре:
       - Не забудьте завтра занести деньги в школу. И не опаздывайте в пятницу на остановку. Турфирма предупредила, что опоздавших ждать не будет.



       Светлана Грачёва
       19 октября 2019 года
       Воскресенск

                Продолжение http://proza.ru/2019/10/26/1718


Рецензии
Здравствуйте, Светлана! Понравилось начало, думаю дальше будет интересная житейская история. Творческого вдохновения и приятного летнего отдыха! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   21.07.2020 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера, за чтение повести и отзыв!
Со взаимным уважением,

Светлана Грачёва   21.07.2020 19:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.