Ганди и демократия в Индии
В своей теории М.Ганди особое внимание уделял именно методу ненасилия («ахимсы»). Он полагал, что организуя мирные демонстрации и петиции в адрес Британского правительства можно добиться расширения политических прав и свобод. Ганди считал, что только ненасильственное сопротивление британским властям поможет Индии быстрее обрести свободу и независимость. Ненасильственная борьба («сатьяграха») нашла свое отражение в виде несотрудничества и гражданского неповиновения. По мнению Махатмы, именно пример ненасильственного сопротивления как морально чистый способ борьбы народа за свои права приведет к тому, что противники вынуждены будут сами спросить себя, соответствует ли их поведение их собственным нравственным убеждениям. Также расчет был на обращение к мировому сообществу и общественному мнению страны-метрополии в частности, тем самым подрывая престиж Англии как признанной самой передовой и демократической страны. Само несотрудничество и гражданское неповиновение заключались в таких мерах, как отказ от получения титулов со стороны местной британской администрации, неучастие в заседаниях англо-индийских комиссий и правительств, где сами индийцы почти не были представлены. Также мирными способами борьбы были такие действия, как проведение политических забастовок (харталов), отказ от уплаты сборов и податей. Отличительной чертой ахимсы являлось стремление разрешать социальные конфликты и противоречия путем мирных переговоров, взаимных уступок с обеих сторон противостояния. Несмотря на трагическую смерть вождя индийского народа, с 1947 года Индия вступает в новый период развития как независимое государство с проработанным механизмом преобразований и заложенной базой для дальнейшего построения демократических институтов. Демократические идеи Ганди понимали страну как духовную деревенскую общину с развитой системой самоуправления и децентрализацией, где общество само осуществляет контроль над властными надстройками и политическими институтами. Итогом героической общенародной ненасильственной борьбы стало становление Индии не только как независимого национального государства, но и как демократической страны. Ведь Индия теперь государство с конституцией, имеющей множество поправок (их более 80), многопартийной системой с порядка шестью национальными партиями, а также жестким разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. При чем суды в Индии обладают полной независимостью, а возможность давления на суд со стороны других ветвей власти весьма затруднена. Ну и конечно же тот факт, что в Индии развита свободная пресса и практически отсутствует цензура. Политические партии имеют равный доступ к медиа-ресурсам, где имеют широкие возможности для представления своих программ потенциальным избирателям. Таким образом, можно сделать вывод о становлении демократии в Индии, столь уникальной среди других авторитарных государств Азии.
Свидетельство о публикации №219102100108