Джентльмены удачной рыбалки

Мы возле озера площадью 535 гектаров, которое начинается узкой полоской воды по краю села Конченбург. Дальше подтопленные берега распахиваются широким зеркалом, где и промышляет дружная бригада. А вот и сам предприниматель приветливо встречает приехавшую братию.
Раис Шарафутдинов по специальности техник – рыбовод. Ещё до армии в далёком 1981 году он устроился рыбаком на Тюменский комбинат. Тягал сети, трудился в цехе, параллельно получая заочное профессиональное образование в Тобольском техникуме. В 1986 году стал работать в составе предприятия «Турай», где занимался разведением ценных пород рыб.
- Хотя рыбопосадочный материал субсидировался, разведение промысловой белой рыбы (например, карпа и пеляди) оказалось невыгодным делом, - рассказывает Раис Шарафутдинов, - поскольку наши озёра заморные. Насыщенность кислородом в них невысокая, и когда водоёмы покрываются льдом, начинается массовый мор биоресурсов. Теперь представьте, что вы взяли в аренду водоём и ждёте отдачи, а её не будет, поскольку вся рыба всплывёт кверху брюхом. На практике мы убедились, что в условиях недостаточного снабжения кислородом белая рыба не выживает, зато местные породы, такие как карась и щука, чувствуют себя отлично. Поэтому я принял решение отказаться от рыбоводства и заняться промышленным рыболовством.
Примерно восемь лет назад Раис Шарафутдинов зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Костяк его бригады составляет шесть человек. Четыре из них сейчас промышляют на Картымском. Два рыбака, которые трудятся на большом Магате (озеро, кстати, является самым крупным водоёмом из арендованных), - пенсионеры, но без просолённого потом труда они не представляют своей жизни. Это Ильсур Нуров и Аухат Катаргалиев. На Картымском сети кидают Варис Магадеев, Малик Ахметзянов, Валерий Гандолифов, Эдуард Дурманов.
Содержать бухгалтерию в порядке помогает супруга Флёра, женщина с двумя высшими образованиями. Старшая дочь Рузиля имеет две торговых точки на Михайловском рынке, помогая отцу с реализацией продукции. Младшая Гульнас получила образование в Тюменской строительной академии и сейчас находится в декретном отпуске.
У рыбаков ненормированный рабочий день, ведь им приходится приспосабливаться к биологическим циклам. Есть периоды, когда рыба ловится только ночью, иногда клёв бывает ранним утром, иногда – только вечером. В сутки вылавливается 700- 800 килограммов. За 2019 год рыбаки добыли около 100 тонн, в планах – 200 тонн.

На двух моторных лодках мы выезжаем к центру озера. Одной из них управляет Раис Шарафутдинов, второй рулит старший рыбак Эдуард Дурманов. Наш катерок набирает скорость, периодически подпрыгивая на боковых волнах. Я как человек, не избалованный рыбалкой, судорожно цепляюсь за края лодки, а бывалый рыбак подмигивает мне и кричит сквозь шум мотора: « Не бойся, у меня судно устойчивое! А если выпадешь, то мы тебя всё равно багром подцепим».
Озеро искрится в неярком осеннем солнце. Некоторое время назад его уровень искусственно подняли, и теперь многочисленные мёртвые деревья торчат из воды. На двух из них мы видим орланов-белохвостов, которые не обращают на нас никакого внимания.
На пути следования несколько остановок. На одной из них Эдуард Дурманов проверяет садки. Это своего рода временные жилища рыб, где они могут находиться некоторое время в живом виде. На другой идёт проверка фитилей, на третьей рыбаки смотрят сети, где поблёскивают чешуёй редкие крупные караси.
- Смотрите, что я вам покажу, - обращает наше внимание рыбак, - видите, ондатра прогрызла здоровую дыру в сети.
- И как с ней бороться? – недоумеваю я.
- Ну, не убивать же её за это? – смеётся наш штурман. – Природа у зверя такая, что он на рыбу охотится.
Я обращаю внимание на торчащий из воды сухой ствол со знаком «Остановка запрещена».
- А это мы повесили, чтобы дать понять браконьерам, ошивающимся в округе, что им здесь делать нечего, - шутит Эдуард.
У рыбаков-браконьеров, которые вылавливают рыбу на арендованных озёрах, есть своя версия.
- Да это мы его прикрутили, - рассказывает один из них, - бывает, ловим рыбу ночью, и знак этот нужен, чтобы не потеряться. Это наш ориентир, когда мы возвращаемся назад.
На обратном пути Эдуард Дурманов проверяет ещё один садок, переполненный отборным крупным карасём, лучше которого и представить себе нельзя. Значит, скоро покупатели получат новую партию отборной рыбы, и бизнес будет продолжаться.

Иван КНЯЗЕВ (фото)


Рецензии