Мое знакомство с генерал-губернатором Туркестана

   Дома у нас говорили по-русски, хотя моя мама, земля ей пухом, неплохо говорила по-узбекски. Правда, с жутким русским акцентом. Вот как слышала, так и говорила, иной раз, разделяя слова в самых неподходящих местах. Но смело.
  Мама и настаивала, чтобы папа, в свои редкие минуты общения с детьми, говорил с нами по-узбекски, обучал языку.
Помню, как сейчас, его уроки.

  - Мана бу кизил сиех ( Это красные чернила).
  - Мана бу – сиехдон ( Это – чернильница).

   Поняв, что так дело не пойдет, папа начал с шутками и прибаутками приобщать нас к пословицам, поговоркам и просто притчам, например, о Ходже Насреддине.
   Готовясь варить плов,  во дворе, на глиняном самодельном очаге, папа точил нож о днище перевернутой пиалы и при этом во все убыстряющемся темпе проговаривал  узбекскую считалочку ( до сих пор помню).  Однажды отец в своей неповторимой манере рассказал нам с братом историю с первым генерал-губернатором Туркестана Кауфманом.

  На пыльной проселочной дороге встретившийся ему дехканин отступил в сторону, сняв с поклоном шапку.

  - Как твое имя, сарт? ( уничижительное название местного населения).
  - Оно сложное очень, уважаемый, вы не сможете его запомнить.
  - Можешь не сомневаться, запомню. Говори!
  - Мир – Миро- Миддин- Али – Юкшкиро- Миддин-Хожа – Шо - Абдупошо – Ахмат.
 Возмущенный Константин  Петрович стегнул коня и ускакал.

  Вот наша цепкая детская память эту историю и вымышленное имя дехканина и сохранила.

   Прошли годы. Мы отдыхали с родителями в Сухуми, когда ко мне , уже 17-летней девушке, начал привязываться взрослый парень из Москвы. Мужик мне не нравился, как и его настойчивое «ухаживание». Зная, что семья прибыла из Ташкента, он заявил мне, что «хочу я, или нет», он все равно меня найдет в Ташкенте, я только « должна» ему сообщить свою фамилию. Я не хотела подключать на помощь отца, он мог бы очень сурово отреагировать на такую наглость и мгновенно приняла решение.

  - У меня очень сложная фамилия, и вам ее не запомнить.

Отреагировал он так же возмущенно, как и в свое время генерал-губернатор:
  - Ха, говори!

 Ну, я и озвучила. Он растерялся явно, а я ликовала.

  Через несколько часов мой 12-летний братишка мне говорит:
  - Слушай, этот Володя спросил меня, как моя фамилия, я ему и сказал, Ахмедов-мол.
 - Да? А твоя сестра другую назвала.
 - А , так это я вам сокращенно-упрощенный вариант назвал, а правильно будет Мир-Миро – Миддин-Али- Юкшкиро- Миддин-Хожа- Шо-Абдупошо - Ахмат .

    Вот так культурно по форме и издевательски по существу ответил узбекский дехканин российскому колонизатору, что и мне помогло избавиться позднее от нахала, считавшего, что я за честь должна почитать внимание москвича.

 Ну, короче, последний, закройте дверь.
.


Рецензии
Интересно, а как могли запомнить такие длинные фамилии друзья или дальние родственники? Наверное, и для них это было проблемой.

Женские Истории   14.11.2019 13:49     Заявить о нарушении
А они их и не запоминали, никто тогда никого господином Х или госпожой Y не называл. У узбеков к имени добавляется короткое словечко через дефис: Ака ( к старшему мужчине), опа ( к старшей женщине), есть и слова, обозначающие младшего по возрасту.
Спасибо за внимание, Вероника.
С уважением
Елена

Елена Ахмедова   14.11.2019 21:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.