Книга Ветра, 1770

***

Сегодня буйный ветер
издалека прилетал
и лил и лил мне в уши
все задумчивые песни!

И я, словно последний лист на ветке,
одиноко трепетал
и полнился тревоги тайной
и страшных откровений...

Напрасно все!
Все канет в легковесный
рассыпающийся прах…
О чем грустить в полночной мрачной думе?

И поутру,
с улыбкою блаженной на устах,
едва открыв глаза –
я умер.

1860

НА КЛАДБИЩЕ

В земле сырой, где черви тучные живут,
Где непроглядный мрак объемлет бренные останки,
Мы обретем последний свой приют,
В бестрепетности чувств смешных и жалких.

Еще томит неведомых миров таинственная связь!–
Но ближе нет, чем человеку человек –
И воедино в прахе горестном соединясь,
Мы станем братьями и сестрами навек.

1772

БЕЗУМИЕ И УЖАС

Мое безумие – безумие Земли!
Куда вы, алчные и низкие, стремитесь?
Что ищите и обретете вы вдали,
Растратив сердца огненную пылкость?
Мое безумие – безумие Земли.

О ужас мой – ты ужас Бога!
Что принесете вы, бесплодные, на небеса?
Столь слабодушных прегрешений много,
В какие верите вы чудеса?
О ужас мой – ты ужас Бога.

1773

СЛУГА ВДОХНОВЕНИЯ

А ты то лучше чем,
Безумный прощелыга?
Сидишь, корпишь –
Строчишь за книгой книгу:
Порою славишь мир земной,
Коль силы есть,
Но где, скажи, в нем
Справедливость, честь?

Караешь строчкою глупцов,
Невежд и прочих –
Они прекрасно спят,
А ты уснуть не можешь ночью,
И вскакиваешь каждый миг
С неистовым огнем в очах,
Покуда вовсе от окаянных дум
В бессилье жалком не зачах.
Так в чем же правда
Сокровенная твоя?

– Ах, да, не убиваю я.

1770

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗВЕРЬ

Беспамятство. Небытие.
От жизни скучной улетая в размышленьях!–
И пробуждаясь в будущих
И незнакомых поколеньях,
Ты понял ли предназначение свое?

О чем в родном краю
Кричал ты сдуру,
Молясь на одинокую
Падучую звезду?

Что принесешь ты им?
Лишь волчью шкуру,
Да грустную тоску полночных дум…

1772

***

Есть правда страшная в простых словах,
Есть правда гибельная и роковая,
Неотвратимостью пугая,
Своей жестокостью права.

Мы честной истины боимся,
Как дети от нее бежим –
Возводим свой беснующийся Рим –
Паря в надзвездных, равнодушных высях!

И дьявол льстит умело нам,
Беспечность милая в подругах.
Глядишь – и мы в покорных слугах,
Присуща радость дуракам.

1773

ЧЕРНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Безгрешных в мире нет,
А я грешнее всех!
Пролился в сердце свет,
Мне ль праздновать успех?

Дурак иль пошлый шут,
Колебля царский трон,
Я снова тьму ищу,
Чтобы возжечь огонь!

1770

РОДНИК

Прости меня! я не хотел
Пугать тебя своею дикостью безумной;
Меня сжигают пасмурные думы,
Неужто это мой завещанный предел?

Вода, прорывшая в земле свой ход,
В конце концов, свободу обретет –
И вырвется из тьмы серебряный родник,
Что жаловаться миру не привык:

Роптать не в силах, как моря, вздымая волны,
Живой и нежно-звонкогласый,
Кристальной чистоты, задорный
И полон тихого, счастливого согласья!

1770

В ГРОЗУ

Внезапным громом оглушенный,
В полночной мрачной комнате, один,
Проснулся я: и отсвет злых годин
Бродил по стенам, и звучали окровавленные стоны!

Вокруг беспомощно я оглянулся,
Не в силах позабыться от проклятых дум,–
С ползучих в страхе, изнеможенных улиц
Потоком грязным мчался жуткий шум…

Угрюмый шкаф скрипел открытой дверцей,
Стояли книги – истуканы призрачных веков,
И дикой, черной желчи никуда ни деться,
Когда весь мир, весь мир земной таков!

Как будто болен был смертельным я недугом,
И вспыхнул и погас фонарный свет;
Я понял вдруг в смятении безумном
То, что меня на этом свете нет.

1770


Рецензии