Памяти павших

(Фото автора)

В редакцию нашей газеты обратились жительницы посёлка Ильич Татьяна Александровна Кравченко и Валентина Александровна Хаханова и посетовали на отсутствие достойного внимания со стороны должностных лиц к братской могиле, находящейся на местном кладбище.

…Линия фронта в 1942 году проходила за Доном. Возникает вопрос – как и при каких обстоятельствах бойцы Красной Армии, державшие оборону за несколько десятков вёрст от Ильича, оказались похороненными на этой земле? Известны ли их имена? Почему они преданы забвению?

Чтобы во всём разобраться, я обратилась в первую очередь к главе местной сельской администрации А.В. Пустовских. Этот пост Александр Васильевич занял недавно, к тому же он родился, вырос и жил вдалеке от этих мест, поэтому не во всех проблемах разобрался до конца.
Вместе с ним мы встретились с авторами жалобы.
      
Одна из женщин – Т.А. Кравченко была свидетельницей тех жутких, кровавых событий сороковых годов.
      
Неспешным шагом мы направились в сторону погоста. Тётя Таня погрузилась в печальные воспоминания о тех горьких днях, мы молча слушали её рассказ.
   
…Голосила мать, кричали дети, провожая на фронт отца и старшего восемнадцатилетнего брата. Самые маленькие, уцепившись за материнский подол, глядя на всех, тоже ревели. Неосознанно конечно, их ещё несмышлёный умишко Господь оберегал от жестокой сути происходящего. Тут же они заигрались, позабыв обо всём на свете. Тане же было десять лет, и её мозг запечатлел всё до мелочей, на всю жизнь.

Разве можно вычеркнуть из памяти смертоносный страшный грохот разорвавшейся за селом бомбы, сброшенной «юнкерсом», забыть вид «зубастой» воронки, образовавшейся на том месте? И пули, свистевшие над головой убегающей Тани, державшей в охапке четырёхлетнюю сестрёнку, с которой она спешила в полевой медсанбат, расположившийся на отшибе посёлка, где больной малышке обещали помочь военные доктора.
      
Сжимаясь от страха, то роняла Таня наземь девочку, то вновь поднимала, на ходу дрожащей ручонкой утирая слезившиеся от боли глаза сестры, заходившейся то и дело безудержным плачем. Проклятый фашистский самолёт всё рокотал и рокотал в воздухе, а Таня всё бежала и бежала, не помня, не соображая ничего.
Как всё это забыть и пережить?
      
Однажды с раскалённого солнцем тракта, что пролегал невдалеке от посёлка, по которому отступали, а затем наступали наши части, свернула целая колонна машин с ранеными и медленно двигалась по улице. Их крики и стоны, слившись воедино с отрывками молящего шёпота о помощи, так прочно засели в сознании Танечки, что до сих пор отзываются тревожным, щемящим душу, гулким эхом в каждой клеточке головного мозга.   
      
Те, кто покрепче и у кого раны полегче, просили пить и есть. Со всего посёлка женщины, дети, старики несли кто что мог из еды и питья. Но многие солдатики едва шевелили сухими распухшими губами, не способные пропустить и глотка воды. Жара стояла изнуряющая, настолько было безветренно, что казалось, листья замерли на деревьях.
      
Для оказания первой помощи бойцов разместили в тени яблонь большого сада одного из домовладений.
      
Немного приостановившись, тётя Таня указала нам, то место.
      
Там в суровом сорок втором году и окончился земной путь троих тяжелораненых красноармейцев, а тела их были погребены на здешнем кладбище.
      
Могила несколько отличается от других. На скромном памятнике вместо креста высечена пятиконечная, небольших размеров, звёздочка и надпись: «Памяти павших будьте достойны». Но откуда, кто они – эти ребята, к сожалению, никто не знает. Выходит – безымянные.
   
«Старшее поколение односельчан никогда не проходит мимо, - рассказывают Кравченко и Хаханова. - Кто травку прополет, кто цветок посадит, кто добрым словом помянет».
      
Под свою опеку взяла захоронение заведующая местным клубом Надежда Алексеевна Гусева со здешними школьниками. Одним словом, простым народом не забыты те, кому мы обязаны жизнью своею.
      
Обидно стало Татьяне Александровне и Валентине Александровне, что даже в День Победы не вспомнили героев люди, стоящие у власти. Поскупились на новый венок и банку краски, чтобы обновить ограду. Да что там говорить – и несколькими словами на безымянной могиле не почтили их память.
      
В Ильиче, по сути, из всех сёл района нет памятника землякам, не пришедшим с поля брани, потому их родные приходят поклониться тем, кто лежат в этой могилке.
      
Минутой молчания почтили мы память погибших.  Александр Васильевич твёрдо заверил, что отныне могиле неизвестных солдат будет уделяться больше внимания.
-------------
Осень 2000 год, п. Ильич.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.