Идеалисты и романтики
Идеалисты... Многие их путают с романтиками. Но романтики это нечто другое. Лучше Пушкина никто о романтиках не сказал:
Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна,
Как мысли девы простодушной,
Как сон младенца, как луна
В пустынях неба безмятежных,
Богиня тайн и вздохов нежных.
Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы;
Он пел те дальные страны,
Где долго в лоно тишины
Лились его живые слезы;
(...)
Мир романтика ярок, разноцветен но... туманен. В нём нет чёткого горизонта. Это мир текущих и сюеминутных увлечений, томной грусти, нежности, алых парусов и неопределённости. Это мир нереализованной мечты. Даже рыцарь в этом мире не столько воин, сколько несостоявшийся любовник. В этом мире идут от страсти к страсти, и это абсолютно нормально, поскольку образы размыты и плавно перетекают из одного в другой. В нём грусть никогда не станет тоской, а любовь - ненавистью. Это невозможно. Романтика - акварель человеческих чувств.
Было бы легко спутать идеалиста с романтиком. Если бы...
У идеалиста всё четко и ясно. Он видит свет в конце тоннеля, горизонт... В его житейском море всегда светят маяки. Самые великие идеалисты - это выдающиеся педагоги. Они свято верили в образование, как инструмент, превращающий просто человека в человека творческого, лишённого пороков. При этом они имели возможность наблюдать, как ученики, взрослея, становятся частью общества и его калькой. Но ведь не останавливались - их вера была абсолютной. До самой смерти они надеялись, и их надежа теплилась в них до последнего вздоха.
Идеалист - деспот в любви. Не ханжа, а именно деспот. Нет, в нём внешне живёт тот же романтик. Как и романтик, идеалист будет галантен и нежен, заботлив и предупредителен. Но он замучит свою... жертву попытками привить ей свои взгляды, потому что он убеждён в том, как всё должно быть. Он почти всегда прав. Только реальность сильнее.
Нет, у идеалиста мир не менее разноцветен, чем у романтика. Но это не акварель. Это , скорее, масло. Как на "Подсолнухах" Ван-Гога. И его мир столь контрастен, что прой становится чёрно-бел.
А самого известного идеалиста знают все.
Да-да! Каждый из нас. Только мы не задумываемся об этом.
Кто это? Догадались?
Иисус Христос!
Он свято верил в то, что делал. Он знал о своём мученическом конце и шёл к нему с беспощадным упорством. И даже вознесённый на крест, он верил, что искупает наши грехи. Как Сын Божий он не мог не знать будущее. Но вера была сильнее его человеческой ипостаси. Понимаете?
Жизненный путь романтика - это путь по граблям. Он будет наступать на них всю жизнь, синяки и шишки романтик стоически перетерпит, но ничему не научится. И умрёт счастливым.
А стезя идеалиста - это путь на эшафот. Он сам распнёт себя в конце пути, осознав, что идеалы недостижимы. Но его Голгофа - не крах. Он не скажет:
- Боже Мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил? -
Его последние слова будут:
- Верую!
.
Август-октябрь 2019 г.
Свидетельство о публикации №219102100912