Мои лучшие воспоминания

У каждого, кто прожил достаточно большой отрезок жизни, есть своя копилка воспоминаний. Разных: детских - безоблачных, обидных, мучительных, любовных, счастливых. У меня тоже есть такая копилка, и в ней только прекрасные воспоминания. Плохие воспоминания находятся в другой копилке: я постаралась из всего плохого извлечь урок, сделать эти воспоминания опытом, чтобы не повторять его никогда.
Но сейчас я хочу достать свои прекрасные воспоминания, к которым обращаюсь, когда тяжело на душе, когда угасает надежда, когда ничего уже не ждёшь. И они помогают.

Первое воспоминание.
Школа, я веду урок по творчеству Шекспира. Класс хороший, работоспособный.Ученики должны были выучить один сонет Шекспира по выбору. И вот они выходят к доске и читают их наизусть. Через десять минут меня охватывает тоска, через двадцать я еле сдерживаюсь, хотя внешне всё благопристойно: одни читают, другие внимают (или делают вид). Наконец-то все ответили! Ещё несколько минут до конца урока.
Я набираю в грудь воздуха, чтобы излить на детей всё своё негодование. Мне хочется выкрикнуть им: "Это же Шекспир! Это же поэзия! Любовь! А вы, как механические автоматы, произносите великие строки так равнодушно, отстранённо, как будто они не касаются всех нас! А ведь это о нас, о нашей жизни, любви, ревности, разлуке, о чувствах! Как можно бесчувственно читать о чувствах!"
Вместо этого я говорю: " А теперь слушайте меня." И теперь уже я читаю им сонеты Шекспира, которые я знаю почти все наизусть.
Я хорошо читаю стихи. Поняла я это очень давно: когда-то, когда я ещё сама училась в школе, проходил конкурс чтецов, надо было заменить заболевшего выступающего. А зал у нас в школе большой, а я робкая и застенчивая, я дико боюсь слово-то молвить, а тут перед залом, ужас! Но классная просит: "Ты же много знаешь стихов, читай, что хочешь, надо выручить класс.!
Я не могу сказать "нет" и на негнущихся ногах выхожу на сцену. В глазах плывёт зал, в котором ученики галдят, кидаются бумажками, всем уже надоело и хочется домой.
А я начинаю читать Пушкина:
Не множеством картин прекрасных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель...
И вдруг зал замолчал, слышна тишина, я продолжаю читать любимые строки, а потом чувствую какую-то смесь восторга, гордости, упоения, потому что я владею вниманием этого большого зала.И уже тогда я поняла, какую власть имеет поэзия над людьми и как она нужна, просто необходима людям.
Вот такая история. Получилось воспоминание в воспоминании.
И вот я читаю Шекспира.Не глядя на своих детей, ни о чём не думая, я наслаждаюсь чеканной поступью поэтических строк,умением автора выразить словом любое, самое тонкое движение человеческой души, я перерождаюсь в лирического героя, я уже не я , а нечто другое, возвышенное, прекрасное, неземное существо.
Звенит звонок. Магия исчезает.С ужасом вижу, как класс встаёт, ну, думаю, сейчас разбегутся. А они... начинают аплодировать! Я иду к ним, мы обнимаемся, и мы счастливы! И я вижу на их лицах (конечно, девчачьих) слёзы пережитых эмоций и понимаю, что и у меня на лице слёзы...
Какое это счастье - быть учителем!


Воспоминание второе.
Это воспоминание связано с моим первым годом работы в старших классах.Дали мне сразу десятый выпускной класс, от которого все другие словесники отказались. Долгое время вообще не было учителя, у учеников большие пробелы, а это советские времена, и сдавать деткам шестичасовое сочинение и литературу устно по билетам.А они совершенно не готовы. А "деток" 36, и 20 из них - ребята-баскетболисты.Как они проверяли меня на "вшивость" - до сих пор страшно вспомнить. То в любви объяснялись, то категорически не желали ничего учить, то дрались с ребятами из класса, в котором я была классным руководителем.
 Словом, караул!
Тем не менее, когда я по субботам проводила дополнительные занятия (конечно, бесплатные, мне тогда и в голову не могла прийти мысль брать с кого-то деньги), приходили все и прилежно записывали в тетради всё, что я требовала.

И вот администрация заставляет меня провести в этом классе открытый урок. Я ведь ещё и председатель методического объединения. Должна.Как звучала в те годы одна из тем сочинений," Партия сказала: " Надо!" - комсомол ответил:"Есть!"
Я обречённо готовлюсь к уроку, понимая, что это будет провал. А тема чудесная - "Поэзия времён Великой Отечественной войны". Я раздаю детям(каждый под два метра ростом) стихи, материалы для рассказа, готовлю пластинки с песнями о войне.
Пожилая учительница пытается меня ободрить:"Это такой тяжёлый класс! Они никогда нигде не выступали, для них это будет такой шаг вперёд.." А я думаю: "Для них шаг вперёд, а для меня последний шаг в Клинику неврозов!"
И вот начинается урок. Присутствуют директор, два его заместителя, председатель профкома, секретарь парторганизации, учителя, у которых свободные уроки. Мрак.
Дети выходят, мямлят что-то, я пытаюсь их воодушевить, ничего не получается, какая-то вялотекущая шизофрения. Понятно, что дети напуганы до предела.
Включаю пластинку с песней военных лет. И вдруг - я даже не сразу понимаю, что происходит и под влиянием чего: какого-то импульса, моего желания или подключились высшие силы - дети хором все вместе начинают подпевать пластинке!
И  у них серьёзные глаза,и лица одухотворённые, и я вижу не толпу, как обычно, а людей, личностей.
И после этого урок идёт на "ура". А на выпускном мы с этим классом, обнявшись, пели песни на Воробьёвых горах, встречая рассвет.
Разве не бывает чудес?

Воспоминание третье, ещё более раннее.
Я только что закончила учёбу, у меня первый класс, дети прекрасные, взаимная любовь. Платят мне минимальную зарплату, с которой даже налог не берут, а я, получая деньги, всякий раз думаю:" За такое счастье ещё и деньги платят?"
Утро Дня учителя. Почему-то в той школе, где я работала, было не принято его отмечать. Я, как всегда, стою в 8 утра в вестибюле на первом этаже, встречаю свой класс, помогаю, если надо. Заходит мальчик, класс 5-6, он всегда со мной здоровается, хотя я не работаю в его классе.Он заходит, видит меня, потом внезапно галопом уносится из школы, оставляя меня в полном недоумении. Правда, ненадолго, так как вестибюль перед первым уроком напоминает Мамаево побоище и недоумевать некогда.
И вдруг, запыхавшись, вбегает этот мальчик с огромным букетом золотых кленовых листьев, вручает его мне и поздравляет с Днём учителя!
В течение долгих десятилетий моей работы в школе я получала множество самых разнообразных, огромных, красивых, дорогих, оригинальных букетов, даже из конфет и плюшевых мишек,но лучшим моим букетом был и остаётся тот - золотой, светящийся букет кленовых листьев, подаренный человеком со светлой и чистой душой.
И дай Бог ему остаться таким!


Рецензии