Дядя Ваня

(Театр "НА-КА-РАМ" им. А.Зарембовского в КЦ «Онежский»)

«Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна… Затягивает эта жизнь. Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя становишься чудаком. Неизбежная участь».
(А. П. Чехов. «Дядя Ваня»)

***
Сегодня мы смотрели пьесу Чехова в ее, так сказать, «натуральном» виде: текст можно было смело сверять по книге. Я далека от того, чтобы судить, хорошо это, или плохо: будучи влюблённой в Его Величество Театр во всем его многообразии, я люблю как новаторские постановки,  так и классические. Первые, конечно, больше. И не потому, что мне надо что-то упрощать и разжевывать: читаю я, слава Богу, очень много. В том  числе и нашу русскую классику перечитываю, каждый раз открывая в ней что-то новое.
Не надо думать, что если пьеса поставлена «один в один», то путь ее от рождения до появления на сцене очень лёгок. Нет, Чехов - писатель философский, над многими его фразами в том же «Дяде Ване» десять раз задумаешься, а ответственность за подлинность изображения персонажей делает работу артистов очень даже непростой.

Но у Театра «НА-КА-РАМ» все получилось. Талантливые актёры, вживающиеся в свои роли (особо отмечу Ивана Дмитриева (дядя Ваня) и Полину Афиногенову (Соня). Декорации, соответсвующие времени написания пьесы; явное сопереживание исполнителей своим героям... Все это определило успех спектакля.

И, да - вновь в который раз  убеждаюсь я в том, что пьесы Чехова актуальны во все времена. И сейчас полно людей, подобных профессору Серебрякову, мнящих себя гениями. А на самом деле он, как замечает дядя Ваня, «двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно».
Много и таких скромных, незаметных, но очень чистых душой девушек как Соня. И искренне жаль, что молодые люди обходят это сокровище стороной, кидаясь на внешний блеск тех, кто похож на ничего не делающую и вечно скучающую Елену Андреевну.
Есть в наше время и такие интересные люди, как доктор Астров: они мало того, что в своей профессии преуспевают, так ещё и о лесных насаждениях планеты  заботятся!
И конечно, не обходится сейчас и без «дядь Вань»: личностей страдающих, влюблённых, остро воспринимающих всякие разочарования, неправду, несправедливость... Пьяниц с брюшком, то заливающих свои неудачи водкой, то уходящих с головой в нудную канцелярскую работу.

И, как тогда, в чеховские времена,  все эти люди жаждут любви, понимания, счастья. И нам очень хочется, чтобы счастье это обязательно пришло. И к персонажам пьесы Чехова, и к нам, зрителям.

Искренность исполнения артистов и мастерство их перевоплощения очень подкупает. Чехов - драматург — автор не сильно веселый, многим он кажется очень даже скучным. Но я считаю, что школьникам лучше посмотреть постановку этого театра, чем нечто модифицированное, не имеющего с подлинником ничего общего. Ибо школьная программа опирается все же на классику в чистом ее виде.
Да и если честно, заскучать во время этого спектакля никто не успел.


Рецензии
Здравствуйте, Ира!
Ну вот я то точно пишу, то что глупым неинтересно, а умным давно известно. Хоть гением себя не ощущаю и то хорошо.
Актуальный, как никогда, Чехов.
Спасибо Вам! ИНТЕРЕСНО!

Владимир Мальцевъ   22.10.2019 21:51     Заявить о нарушении
И перечитать сразу захотелось.

Владимир Мальцевъ   22.10.2019 21:51   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир! Я тоже частенько классику перечитываю! Это мне помогает и рецензии писать.

Плюс, через энное количество десятилетий после окончания школы все видится совсем в другом свете...
Вот Чернышевского внимательно перечитала в метро... нудятина, конечно, особенно когда он по сто раз повторяет одно и то же. Но сколько в этом романе нужного, правильного и светлого!

Я уже давно пишу потому, что не могу не писать. И Вы тоже так делайте. Ни о чем неё думая, кому это нужно и зачем. Как Джон Леннон делал: «Пишу, как пишется».

Ирина Красильникова 2   23.10.2019 16:42   Заявить о нарушении
А я совсем недавно перечитал Горького. Пьесы. Люди выдумывают проблемы тогда, когда нет реальных проблем. Душевные страдания столетней давности у интеллигенции остались мной не поняты совершенно. Хотя в 10 классе школы все было ясно и понятно.

Владимир Мальцевъ   23.10.2019 16:56   Заявить о нарушении
Я Горького «На дне» недавно перечитала, потому что нужно было к спектаклю подготовиться.
Да, мы живем совсем в другое время, но мне почему-то очень хочется понять тех людей. От «дна» жизни никто из нас и сейчас, увы, не застрахован. И уж от многое, как я вижу, у нас сейчас из той далекой жизни повторяется. И далеко не лучшее.

Ирина Красильникова 2   24.10.2019 20:27   Заявить о нарушении