Размывание отношений собственности -черная дыра

Практически каждый день по всем средствам массовой информации мы слышим новости одного порядка: престарелого ветерана обманом лишили квартиры. Под видом  договора на лечение дали подписать договор на дарение квартиры. «Профессиональные соседи» выселили хозяйку из квартиры на улицу. Подразделения Газпрома лишили собственности на дачные участки и строения тысячи дачников, получившие свои наделы законным путем и потерявшие право на них при изменении границ земельных отводов под газопроводы. Произошел рейдерский захват предприятия с применением огнестрельного оружия. Угнали автомобиль, украли дорогую лошадь, а правоохранительные органы не ищут преступников. Величина откатов при заключении контрактов на выполнение муниципальных и федеральных заказов достигает до 50 и более процентов от суммы договора. Ветерана труда заставили оплатить установку копеечных счетчиков на воду или газоанализатор на кухне в астрономической сумме  более 100 тысяч рублей. За прошедший год органы правопорядка насчитали более 1000 финансовых пирамид.  К сожалению, таких примеров в нашей стране миллионы. И этот список далеко не исчерпывающий. Остап Бендер с его тысячью способами сравнительно честного отъема денег выглядит просто невинным младенцем в сравнении с изобретательностью современных профессионалов отжима средств у простых и бедных граждан  и государства в целом. Все эти искажения в жизни людей связаны с просчетами  правовых и экономических аспектов защиты отношений собственности. Это реальные черные дыры в рыночной экономике, в которые ежегодно утекают многие миллиарды рублей.

Так что же такое «собственность»? В экономике это понятие раскрывает самым простым определением. Собственность – это отношения между лицами (физическими или юридическими) по поводу вещей. Строго говоря, не только по поводу вещей, но и нематериальных активов, таких как: авторские права, патенты, лицензии и прочее. Самая большая ошибка непрофессиональных экономистов – придание категории собственности вещного содержания. Сущность  ее не раскрывается в отношениях человека и вещи, а в отношениях лиц по поводу данной вещи. К примеру, водитель берет автомобиль такси в аренду. Он пользуется и владеет автомобилем, извлекает доход при использовании, но не распоряжается автомобилем. Не вправе продать его, передать в аренду третьему лицу, без особых полномочий собственника. Но он обязан заботиться об автомобиле и делиться полученным доходом с собственником авто в соответствии с договором аренды.

Собственником муниципальных предприятий и организаций является населения муниципального образования, но управляют этой собственностью, в пределах определенных полномочий, руководители муниципальных образований. К сожалению, нередки случаи, когда эти руководители, распределяют контракты среди возможных исполнителей за так называемые откаты. По существу продается административный ресурс, который товаром не является. Законодательство по заключению государственного либо муниципального контракта постоянно совершенствуются, но и способы решения по «правильному выбору» исполнителя работ с максимальной суммой отката, тоже оптимизируются опережающими темпами. Автор этих строк почти двадцать работал руководителем аудиторской фирмы. Благодаря знанию экономики изнутри, а не по учебникам, можно навскидку предложить 4-5 законных метода выбора правильного исполнителя государственного контракта без нарушения строгих правил, действующего законодательства.

Отношения собственности базируются на установленных обществом правилах экономического и социального поведения государства, а также физических и юридических лиц по поводу существования и использования редких ресурсов. В общегосударственном масштабе права собственности представлены в форме правил экономического поведения субъектов по поводу регулирования отношений собственности, которые изменяются при любом обмене ресурсами между отдельными агентами. Причем под установленными правилами подразумеваются не только формальные законодательные акты, но и традиции, обычаи делового оборота и другие институциональные элементы общества.

Для отдельных агентов рынка (физических и юридических лиц) отношения собственности представлены как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу использования и движения конкретного ресурса. Новая экономика базируется на правовых постулатах представления прав собственности, предложенных в 1961 году британским юристом Артуром Оноре (http://helpiks.org/6-34107.html). Он предложил пучок из 11 «неразложимых и непересекающихся прав собственности»:
1. Право владения (исключительного физического контроля над благами).
2. Право использования (применения полезных свойств имущества для себя).
3. Право управления (решения кто и как будет обеспечивать использование благ).
4. Право на доход (обладание результатами от использования благ).
5. Право суверена (отчуждения, потребления, изменения или уничтожения блага).
6. Право на безопасность (на защиту от экспроприации благ, от вреда со стороны внешней среды).
7. Право на переход благ по наследству или по завещанию.
8. Право на бессрочность обладания благом.
9. Запрет вредного использования (обязанность воздерживаться от использования блага вредным для других способом).
10. Право на ответственность в виде взыскания (возможность взыскания блага в уплату долга).
11. Право на остаточный характер (на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий).

Каждый такой «пучок» прав собственности может расщепляться, так что какая–то часть прав для физических и юридических лиц принадлежит одному лицу, другая – другому. Полным пучком прав собственности может обладать только государство. Определение содержания прав собственности, по представлениям представителей теории институционализма, является важнейшим условием эффективного функционирования всей экономики государства. Формулирование правил доступа всех агентов рынка к ресурсу означает специфицировать права собственности на него. Спецификация прав собственности предполагает точное и полное определение объекта собственности и ее субъекта, а также гаранта соблюдения этих прав и способов их всесторонней и неукоснительной защиты. Неполное содержание спецификации классифицируется как размывание прав собственности.

Размывание прав собственности, ослабляя их исключительность, облегчает незаконную отчуждаемость, сужает возможности экономического выбора агентов рынка и, как правило, существенно снижает ценность объекта права. Значит, чем лучше специфицированы и защищены права собственности, тем большую ценность они представляют. Спецификация прав зачастую требует больших затрат, поэтому она должна осуществляться до того предела, где дальнейший выигрыш от сокращения «размытости» прав не покрывает связанных с этим затрат. Поэтому относительно приемлемым считается существование некоторых ресурсов с плохо определенными или не установленными правами, но это влияет на эффективность экономики в целом по всему спектру отношений прав собственности: личной, корпоративной и государственной

Транзакционный подход к оценке затрат на осуществление сделок по переходу прав собственности и их защиту от внешних посягательств, связан с изучением явления транзакционных издержек в экономике. Чтобы сделка могла реально состояться, необходимо приложить массу усилий: собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, договориться об условиях, проконтролировать их добросовестное выполнение партнером. Но, если сделка все-таки расстроилась по вине контрагента, то и в этом случае, чтобы добиться компенсации, необходимо затратить определенные дополнительные ресурсы. Поэтому совершение сделок сопровождаются значительными затратами, а в отдельных случаях могут привести к серьезным материальным и моральным потерям. Эти издержки получили название "транзакционных".
Транзакционные издержки представляют собой издержки, возникающие при использовании рынка для покупки и продажи товаров и услуг. Они включают в себя издержки, связанные с получением информации о ценах и качестве товаров, поиском потенциальных контрагентов по сделкам, заключением контрактов и контроль их исполнения, юридической защитой прав собственности и др. Данное понятие было введено Р. Коузом в процессе анализа происхождения и существования фирмы. Транзакционные издержки определялись Р.Коузом как издержки пользования рыночным механизмом.

Транзакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, протекающих в самых разнообразных формах при обмене пучками прав собственности. Транзакционный сектор включает в себя все отрасли, обслуживающие процесс распределения, обмена и перераспределения товаров и ресурсов. Сюда же включаются отрасли и сферы права, финансов, банковские услуги, торговля недвижимостью, связи и страхование.
Доля транзакционных издержек в странах с развитой рыночной экономикой достаточно велика и по разным оценкам составляет от 40 до 60% ВВП. Один из классиков институциональной экономики, К.Эрроу (http://www.libertarium.ru/l_libsb3_1-2) сравнивает действие транзакционных издержек в экономике с действием трения в физике:
«Подобно тому, как трение мешает движению физических объектов, распиливая энергию в форме тепла, так и транзакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов до пользователей, для которых они являются самой большой ценностью, "распыляя" полезность этих ресурсов с движением экономического процесса».

Но одно дело, когда «это трение» по физическому объему имеет общественно необходимую величину, и совершенно ненормальное явление, когда сила трения искусственно увеличивается участниками движения объектов прав собственности, и транзакционные издержки начинают неудержимо расти. Для объектов государственной формы собственности подобным негативом является включение в сферу товарного обмена, так называемого административного ресурса, который реализуется в виде адресного «отката» лицу или группе лиц, обладающих этим ресурсом. Сфера «откатов» чрезвычайно широка, но объединяется единым признаком – продается административный барьер, открывающий доступ к определенному ресурсу. Сфера «откатов» глобально велика. Она включает в себя: финансы, недвижимость, землю, транспорт, строительство, капитальные ресурсы, торговлю и прочие элементы распределительной системы. В эту сферу включены практически все области бизнеса, которые требуют разрешения, имеют ограничения, выбор исполнителя проекта и прочее. Откаты являются весомым элементом транзакционных издержек, существенно увеличивающих конечную цену подавляющего большинства товаров, будь то готовое жилье или продукты на рынке. Оплата этих откатов лежит, как правило, на конечных потребителях услуг или на обществе в целом. Подобным образом могут «продаваться» административные ресурсы муниципальной формы собственности. Для конечных потребителей товаров и услуг откаты, включаемые в цену товара, аналогичны косвенным налогам (налог на добавленную стоимость и акцизы). Однако направляются откаты не в бюджет государства, а в распоряжение лиц, присвоивших себе административный ресурс. Перечень примеров размывания прав собственности, определяющих чрезмерный рост транзакционных издержек, достаточно велик и постоянно расширяется. Это такие объекты собственности как:
• квартиры, дачи, земельные участки, гаражи;
• недвижимое имущество частных фирм, ценные бумаги и финансовые ресурсы;
• транспортные средства – автомобили, катера, яхты;
• рабочий и продуктивный скот;
• объекты интеллектуальной собственности и тд.

Вследствие размытости отношений собственности в российской экономике наблюдается значительная доля транзакционных издержек, которые к тому же имеют тенденцию к росту. Так доказательства права собственности на квартиру по судебным и иным издержкам иногда сопоставимы со стоимостью жилья. Чтобы найти угнанный автомобиль, его владельцу зачастую требуется затратить до 50% его рыночной стоимости. Нередки случаи, когда в состав транзакционных издержек по защите прав собственности на жилые помещения входит и жизнь их владельца, как это не кощунственно звучит.
 К величайшему сожалению экономическая наука и практика не уделяет сколь-нибудь серьезного внимания изучению состава, структуры и динамики транзакционных издержек, а юридическая защита прав собственности простых граждан, да и государства в целом, оставляет желать лучшего. Ярким примером подобного подхода являются изменения в дачном законодательстве, когда десятилетиями накопленные проблемы и просчеты в земельном законодательстве, кадастровом учете объектов недвижимости полностью перекладываются на плечи простых граждан. Теперь, чтобы совершить любые юридически значимые действия с дачным участком площадью шесть соток, его владельцу придется выложить десятки, а иногда и сотни тысяч рублей. В отдельных случаях, как при изменении границ отчуждения вблизи объектов газового хозяйства, собственники законно выделенных дачных участков не только лишаются своих прав на дачные строения, но и обязаны снести их за свой счет.

От потери собственности никто не застрахован. По официальным данным с банковских карточек россиян в 2018 году похищено более 1,38 миллиарда рублей. В последнее время поступают в печать информация о краже лошадей. Только за последние два года неизвестные совершили 34 кражи на общий ущерб около 15 миллионов рублей (88 голов). Речь идет как о Подмосковье, так и о границах с ближайшими областями. Ни одна краже не была раскрыта.

Только по городу Москве и Московской области в 2018 году было угнано около 6000 автомобилей. В Москве зарегистрировано более семидесяти тысяч дольщиков, вложивших в строительство 700 млрд. рублей. «Дочки» газового гиганта требуют снести за свой счет тысячи дачных домиков по всей стране: в Московской области, Перми, Сургуте, Тамбове, Воронеже, Оренбурге. Решений в пользу ответчиков, то есть дачников, — считанные единицы. Да, вины собственников нет, постройки все — законные, вот только безопасность по новым правилам подводит людей к безвозмездному изъятию объектов собственности.

В последние годы возникла и постоянно расширяется еще одна группа транзакционных издержек, связанных с появлением огромной ниши рынка поддельных товаров. Эти товары либо копируют известные бренды одежды, алкоголя, электроники, продуктов питания, лекарственных средств, автозапчастей, либо создают новые названия товаров, являющихся откровенной подделкой, красивыми муляжами предметов потребления. Данная сфера производства квазитоваров представляет изощренный способ обогащения определенных групп людей и, даже государств, путем откровенного мошенничества. Расходы потребителей квазитоваров представляют собой новый вид издержек, назовем их квазитранзакционными, которые, по сути, являются прямым изъятием части дохода физических и юридических лиц в пользу мошенников. К примеру, в Китае работают целые предприятия, производящие поддельные электронные гаджеты известных мировых брендов, в том числе и китайские, и реализуемые во многих государствах мира по демпинговым ценам. В условиях экономического кризиса у людей возникает естественное желание сэкономить и купить дешевый, к примеру, смартфон или видео регистратор по привлекательной цене. В процессе эксплуатации устройства оказывается, что заявленные характеристики прибора не соответствуют действительности, гаджет выходит из строя вообще, а гарантийный талон - просто фикция. По существу торговцы квазитоварами являются полноправными участниками класса эксплуататоров всего населения в целом. Это тоже важный элемент размывания отношений собственности. Это процесс отъема денег у населения, но ведь деньги тоже имущество, и движение денег входит органично в обмен пучками прав собственности. Объем квазитранзакционных издержек исчисляется в целом по стране миллиардами рублей. Помимо квазитоваров успешно существует и рынок квазиуслуг, таких как: регистрация граждан по месту жительства, оформление медицинских справок при приеме на работу, в ГИБДД, разрешений на покупку оружия и тд.

В рыночной экономике отношения собственности должны быть в статусе «священной коровы» в Индии – никто не имеет права даже пальцем коснуться священного животного. Неадекватно слабая защита и размывание прав собственности не только тормозит развитие экономики, но и способствует уменьшению национального дохода и его перераспределению в пользу откровенно криминальных слоев общества и, нередко, к прямому ограблению народа. По очень скромной оценке в «черные дыры» размывания отношений собственности в масштабах государства провалился не один триллион рублей. Возникают естественные вопросы, до каких пор народ будет оплачивать все возрастающие транзакционные издержки, когда экономическая и юридическая общественность всерьез возьмется за решение назревших вопросов размывания прав собственности, когда законодатели социального государства, не на словах, а на деле, займутся обеспечением реальной зашитой прав собственности.
 
Автор – Игнатущенко Н.А., канд. экон. наук


Рецензии
- Все так, Николай. Как только собственность пытается сдвинуться с места, то есть начать работать, у нее на пути возникает множество препятствий: регулирующих вплоть до запрета законов, надзирающих органов, мошенников, мечтающих оторвать долю и пр. пр. Удивительно, что хотя бы что-то все-таки движется.))))) Множество законов, регулирующих движение собственности, всегда содержат коррупционные калиточки, размером с ворота.
Разгружать надо собственность от внешних воздействий, но, думаю, при нынешней системе управления этого не произойдет.
Десяток чиновников может заменить один компьютер, по факту чиновников стало в разы больше, и у каждого на столе по компу, а то и по два - одно из обременений для работы собственности


Анатолий Шинкин   27.01.2024 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо большое за отклик на статью по сложной, но очень важной теме!
Добра и здоровья!
С уважением!

Николай Игнатущенко   27.01.2024 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.