Разговор Месяца Месяцовича с Иванушкой Петровичем

Разговор Месяца Месяцовича с Иванушкой Петровичем. Начало.

   По просьбе Царь-Девицы стремянной Иван едет на своём Коньке в Солнцево селенье, поклониться матери Девицы – Месяцу Месяцовичу.

   Месяц Месяцович – самый сложный и таинственный персонаж сказки. То, что он имеет одновременно и женский и мужской род, приводит нас к заключению, что в нём соединены и женщина и мужчина. Мы уже говорили выше о том, что считаем: Мать Царь-Девицы  – это реальная мать царевны Елизаветы Петровны – Екатерина Алексеевна. Но это – такая мать, которая содержит в себе и отца, - уже умершего…  Так блаженная Ксения Петербургская содержала в себе и покойного своего мужа – Андрея Фёдоровича, и даже называлась – «Андрей Фёдорович». Вот и матушка Царь-Девицы именуется – Месяц Месяцович. Разгадка этого имени-отчества, возможно, элементарна: это Август Августович.* Поскольку август – это название месяца, то получается – Месяц Месяцович.  Кроме того, этот персонаж и является – месяцем (в смысле,  - Луной). Месяцем было принято называть царей. Вспомним снова:

Как полный месяц среди звезд
На голубом небес пространстве
Обширность освещает мест:
Царь — добрый человек в убранстве
Так здесь среди бояр сидит,
Сердца народа веселит,
Всех гонит мрак, решит всех прю.
О, слава доброму царю!
                / Г.Р. Державин. Счастливый горбун.

  Или – у М.Ю. Лермонтова, в «Песне  о купце Калашникове», - где Иоанн Васильевич Грозный говорит о себе: «Когда всходит месяц – звёзды радуются»… По-польски «месяц» – это «княжич» – сын князя (Л.В. Успенский).** А по-русски, получается, - сам князь, - то есть – царь.

  Самое странное здесь то, что явного отца называют матерью и говорят, что он и есть мать. Мы думаем, что это сделано для того, чтобы показать, что отца-то уже и нет, что он – умер. Потому что, если бы он был в силе, жил и правил, то его место не могло быть занято другим царём, - Иванушкой  Петровичем.  Здесь весь смысл – в этой передаче власти.
 
  Посмотрим же на встречу Иванушки с Месяцем и разберём её подробно.

Вот конек во двор въезжает;
Наш Иван с него слезает,
В терем к Месяцу идет
И такую речь ведет:
«Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я — Иванушка Петрович,
Из далеких я сторон
И привез тебе поклон».

    Здесь сразу много информации.

    Во-первых, Иванушка оказывается Петровичем. Мы узнаём его отчество. Однако крестьяне отчеств не имели.  Их имели только дворяне.  С «-вичем» же вообще именовались – Рюриковичи!***  Так-так-так…  Иван-то у нас – высокородный.  (Вообще, здесь, в этом разговоре с Месяцем, Пушкин саморазоблачается. Но никто этого саморазоблачения до сих пор не увидел).

   Во-вторых, - почему «Иванушка», а не «Иван»?.. Если уж именуешь себя по - отчеству, - именуй серьёзно, без дурашливости!  А нельзя без «-ушк»: тогда «Пушкин» не сложится!

   Вы только поглядите, что выходит из этого «Иванушка Петрович»!.. Выходит: «А… Ветрович Пушкин». «А» - первая буква имени «Александр», отчество же «Ветрович» - то же, что и «Петрович». В каком смысле? Пушкин здесь присваивает себе – то есть,  своему сказочному альтер эго Ивану, - отчество своего прадеда Абрама. Отчество прадеда было «Петрович» – по его духовному отцу (крёстному) – Петру Первому. Пушкин здесь буквально подтверждает слова, которые спустя сто лет напишет гениальная Марина Цветаева: «Гигантова крестника правнук Петров унаследовал дух». ****  Пётр крестил арапа Ибрагима (Абрама), а дух его, Петра, унаследовал гениальный правнук петровского крестника. Дух же – это ветер!*****

   То есть, перед Месяцем-Петром (потому что Месяц прежде всего  всё же – Пётр и отец, - хоть и умерший, а потом уже – мать и Екатерина, - хоть и живая) Пушкин полностью откровенен. Он представляется, называет себя, при этом точно указывая степень родства - своего с Месяцем – «духовный сын» (не правнук!).

   Стих же «И привёз тебе поклон» повторяет многократный посыл князя Гвидона – царю Салтану – через купцов. Здесь Гвидон-Иван-Пушкин приезжает к Салтану-Петру-Месяцу – сам, сам же и привозит поклон, - не уточняя, от Царь-Девицы, или – от самого себя.




Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/23/1563
   

       



   

















*В начале XVIII века, при российском императоре Петре I , была издана "Бархатная книга" - родословная всех знатных бояр и дворянских фамилий России. В книге, самый первый князь Древней Руси варяг Рюрик был признан потомком римского императора Октавиана Августа. С этого момента, все русские самодержцы тоже стали именовать себя "августами". / Почему государей называют августейшая особа? Интернет.

***Л.В. Успенский. Ты и твоё имя. «Здравствуй, Месяц  Месяцович!».

***«Употребление на Руси отчества как части родового имени – это подтверждение связей человека с отцом. Знатные и простые люди называли себя, к примеру, «Михаил, Петров сын». Особой привилегией считалось добавление к отчеству окончания «-ич», что позволялось людям с высоким происхождением. Так именовали Рюриковичей, – например, Святополк Изяславич…». /Когда у русских крестьян появились отчества.
**** М.И. Цветаева. Стихи к Пушкину.

*****Греческое слово «пневма» обозначает одновременно дуновение ветра и божественный дух. Юнг напоминает, что в арабском языке (существует такая же параллель в еврейском) слово ruh означает одновременно «дыхание» и «дух». / Ветер. Википедия.


Рецензии