Немного о своей живописи

Исидор Коган
(1936)
Обычно я чувствую некоторое томление, неудовлетворённость,
ощущение нехватки чего-то. Тогда на уровне сознательном понимаешь,
что давно не писал. Иногда стимулом может быть виденное на
телеэкране (передача о каком-либо художнике). Как правило, моя
реакция двойственна: я восторгаюсь мастерством, цветом, умением
изображать «объекты» (особенно в случае фигуративной живописи),
но тут же возникают мысли: я так не умею, кто я такой? Радость и
восхищение талантом другого и неудовлетворённость собой своеобразно

 уживаются вместе. Иногда я просматриваю фото своих работ,
либо просто смотрю-взираю на стены, где висят картины. И всякий раз

 возникает ощущение значимости своих лучших работ, их
конкурентоспособности на условном рынке.
Иногда желание писать вызвано покупкой букета цветов, прогулки
в поле. Иногда – небольшой (несильной) депрессией, провоцируемой
погодой (осенне-зимний период), либо отсутствием новых, более ярких

 впечатлений.
Значительно реже я планирую написать картину (собираю иллюстративный

материал, просматриваю монографии). Исключительно

редко делаю набросок фломастером, цветными карандашами..В любом случае,


 когда начинается работа, первоначальный план,идея исчезают,



 либо существенно трансформируются.
Первые капли краски на холсте обладают для меня какой-то заво

раживающей силой: хочется на них долго-долго смотреть. Экспрессия цвета


 самоценна, вне зависимости от научных, либо опытных советов

и рекомендаций.. Начиная новую работу, я кладу краску на холст, по
сути, спонтанно. Затем быстро оцениваю общий колорит, добавляю,
либо переписываю, кладу новый слой и т.д. Часто выдавливаю краску
на картину непосредственно из тюбика. Если имеются маленькие тюбики,

 рисую ими, как кистью. Такой способ позволяет руке быть более
свободной, менее « деревянной», что ли.
Я смешиваю, объединяю цвета, не заботясь об их «чистоте» или
«грязи». Покрываю холст пастозно, оставляю комки, бугры краски:
мне это кажется более выразительным. Излюбленный приём – смешивание,


, точнее, вмешивание белой краски. Просвечивание белой
позитивно воздействует на общий колорит, даёт как бы «свечение».


Часто делаю обводы белой, либо чёрной – это, как мне кажется, усиливает

 воздействие цвета. В ряде случаев намеренно не закрашиваю
поверхность холста с целью повысить «светосилу» картины (позже я
узнал, что так делал Поль Гоген).
Мои любимые цвета: оттенки голубого, синего, лиловый, ультра-

марин, кобальт тёмно-зелёный, парижская зелень, киноварь, розовый,
тёмно-вишнёвый, кармин. Использую жёлтый достаточно умеренно.
Избегаю серого. Постепенно постиг мощь и драматизм чёрного.
Что даёт основание считать, что работа завершена? Основной
кри
терий – общая гармоничность, синтез периферии с центром работы.

. Когда картина завершена, определенное время я возвращаюсь
к её осмотру, стараюсь показать её близким и знакомым, обсудить
результат. Законченная вещь отправляется на антресоли.



.

* * *
Мой отец родился в селе Дукора, от которого было рукой подать до
места рождения Хаима Сутина, да и родина Марка Шагала – Витебск
– была тоже не очень далеко.
Вообще, список живописцев-выходцев из местечек и городов  Белоруссии

 впечатляет. Возможно, этот феномен можно объяснить сочетанием

 отчаянной бедности с не менее глубокой мистической экзальтированностью

 хасидов еврейских местечек («штетлов»). Рели-

гиозно-мистическое течение хасидов, распространившееся в 17-20
вв. в Польше, Украине, Галиции, Белоруссии, исповедовало слияние
с Всевышним
 при помощи песен, танца, которые не воспрещались
даже во время молитв. При этом восхвалялась красота жизни, во
всех её ипостасях. Интересно, что выходцы из религиозных семей,
волею судьбы живущие и обучавшиеся в Париже, стали светскими
художниками, не изменяя реалиям своей «малой» родины. Каковы
отличительные черты (признаки) моей живописи? Как опыт само-интерпретации


 могу сказать, что в идейно-идеологическом аспекте
характерно
 отсутствие каких либо социально-общественных мотивов
и сюжетов. Отсутствуют мистические темы и сюжеты. Национально-
религиозный аспект – содержательно не выявлен. Мировозренческо-
философский аспект: цветы в вазах (основная тематика) понимаются
и презентируются как фрагменты грандиозной картины мира, где
царит сложно уравновешенная гармония хаоса и порядка, красоты и
уродства. Можно говорить о своеобразной флористской космогонии:
цветы – звёзды, метеорные вспышки, взорванная, либо искажённая
форма, фон, сливающийся с объектом. Чувство жизни, транслируемое

 через цветовую динамику. Страстность, порывистость, грубая
дикость красок и линий создают атмосферу тревоги, драматизма,
некоего трагического напряжения, либо праздника жизни.
Для меня цветы были и остаются драгоценным эстетическим
объектом, прасимволом радости жизни, её красоты... Я фантазирую:
если соединить мои картины в один символический букет, то он,
возможно, предстанет, как Моление, как что-то напоминающее
бетховенскую «Оду к радости» в цвете, потому что свою живопись я
воспринимаю как радостный гимн Цвету.

ПАВЕЛ ТЮРИН" Художники Латвии второй половины ХХ века"


Рецензии