Блаженны непорочные в пути

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную»  Ин., 42 зач., 12, 19–36


 16 октября 2019 г. в новом зале Святодуховского центра Александро-Невской лавры  прошёл вечер памяти легендарного украинского кобзаря, барда и большого друга России  Василия Жданкина, трагически погибшего в ДТП в Кременце  второго  сентября на 61 году жизни. Здесь, в новом зале,  Василий давал свой последний в жизни сольный концерт 22 июля.

 Зал был переполнен, многие стояли. Отрадно было увидеть среди пришедших почтить память Василия Жданкина и наших прихожан. Не оставляло предощущение значимого события. Вспомнилось вдруг прочитанное утром в Евангелии: «Сказал Господь: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее». Вечер памяти верного воина Христова стал для меня лучшим толкованием этих строк.
 Наш любимый поэт протоиерей Андрей Логвинов, ведущий этого вечера, словно прочитал  мои мысли. «Василий выполнил полученное от своего духовного отца благословение не лезть на эстраду и не рвать связи Украины и России. Он будет прославлен как праведник или как мученик. Ушёл великий кобзарь Василий Жданкин. Мы собрались почтить его память. Начнём вечер с молитвы».
 Весь зал встал. Отслужили краткую поминальную литию. «Вечную память»  на сцене пел детско-юношеский хор имени преподобного Иоанна Дамаскина, наши невские херувимы, по словам отца Андрея, «последняя любовь»  Василия Жданкина.
 Отец Андрей рассказал, как Василий Жданкин оказался у нас в Петербурге, где последнее время неоднократно выступал. На 100-летие убиения Царской Семьи Василий опоздал на самолет в Екатеринбург и вместо этого прилетел  в Кострому. После службы в Ипатьевском монастыре хор Иоанна Дамаскина выступал  в зале дворянского собрания. Вдруг из последних рядов мощный глас запел  удивительные слова в адрес хора, и его регента Ирины Валентиновны Болдиной, и в адрес отца Андрея. Хору ничего не оставалось, как спеть «Многая лета» самому себе. Василий Жданкин поднялся на сцену и подарил цветы Ирине Валентиновне. После этого у них завязалась такая дружба, что Василий не раз пел в Лавре и вместе с хором Иоанна Дамаскина, и без него.

 Регент Детско-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина (Санкт-Петербург) композитор  Ирина Болдышева о Василии Жданкине:
 «Миротворец. Великая душа. Громадный талант. Глубоко церковный человек, каждый день читавший Псалтирь. Богатейший и уникальный репертуар. Композиторский дар. Поэтический дар. Полное отсутствие притворства и лукавства. Искренность. Мужество. Умение дружить. Великая любовь к Украине и России и великая скорбь о них. Великая любовь к Святой Царской семье. Он умел пробудить добрые струны в самой каменной душе силой своего искусства.
 Жизнерадостность, тонкое чувство юмора, умение поддержать человека. Редкая деликатность и тонкость души. Общение с Почаевскими старцами обогатило его духовной мудростью. Редкая скромность и сердечная теплота».

 Впервые увидела  я выступление Василия Жданкина на фестивале «Исповедь сердца» в прямом эфире по интернету только в январе этого года. Отец Андрей, душа фестиваля, рассказал, что Василий каждый год на святках, раз пятнадцать или двадцать  приезжал в Кострому, иногда с дочкой, иногда один, просто попеть украинские песни, колядки. «Поразительно, - удивляется  батюшка, - казалось бы, Кострома – русский город, стоит на Волге, а сердце так отзывается на всё украинское! У меня стихотворенье такое есть:
Я никогда не жил на Украине.
Но отчего в сердечной глубине
И песни, и преданья, и святыни,
Каких с избытком в этой стороне?

 Последние два года Василий Жданкин  исполнял исключительно исповеднические песни. Так мощно раньше он никогда не пел!  Василий – настоящий сын Великой Руси, которая включает в себя и Украину, и Россию, и Беларусь. Он  любил Украину, украинский народ, усмирял всяких  правосеков, нациков, он отдал свою жизнь за наше единство».

 Своё выступление  на фестивале в этом году Василий Жданкин начал  с песен о царских мучениках, 100-летие со дня убиения которых отмечали в 2018-м.  С  первых звуков и кобзы, и голоса его  сразу веришь в искренность  и глубокое переживание каждого пропетого слова. И душа откликается на глубинную правду, и переживать начинаешь вместе с песнопевцем.

«Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица,
И как это было давно.

Какие прекрасные лица,
И как безнадежно бледны —
Наследник, Императрица,
Четыре Великих Княжны...»

(Стихи Георгия Иванова, 1949 г.)
Пересматриваю много раз это выступление, и в свете происшедшего каждое слово наполняется ещё большим, пророческим смыслом.

Молитва (стихи Сергея Бехтеева, 1917г.,  найдены в дневнике Великой Княжны Ольги Николаевны)

Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час...

И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

 А когда слушаю песню о воссоединении России и Украины «И день придет», вспоминаю сказанное  на вечере памяти: «Кобзарь – это  пророк, а пророки своей смертью не умирают». 

 Элина Юрьевна Жгутова, член общественной палаты РФ, руководитель РИА «Иван Чай»: «Это был истинно верующий, православный человек. Талантливый поэт, исполнитель, композитор. Обладатель чудесного сильного голоса. Случайной ли была его смерть, время покажет, но в той, “новой Украине”, он постоянно жил под прицелом. Он был преисполнен любви к России, а это не могло остаться незамеченным украинскими русофобами. Каждый год 28 августа, и в этом году тоже, он давал концерт в Крыму, в Бахчисарае. Василий был всегда готов к  встрече с вечностью».

 Зная сегодняшнюю обстановку на Украине, невозможно не преклониться перед мужеством этого богатыря духа. Василий  Жданкин всегда смело исповедовал нашу веру и единство наших славянских  народов, продолжает это делать и сейчас бессмертным, пророческим  словом своим.

И день придет,
Придет, я знаю
Народ восстанет ото сна.
И Русь от края и до края
Поднимет царски знамена.
И распрямит могучи плечи,
И проречет: «Иду на вы!»
Тогда не избежать вам сечи
И не сносить вам головы.

И сядут москали с хохлами
За чашей доброго вина.
Никто не встанет между нами,
Как в те былые времена,
Когда гуртом в Азов ходили,
Громили ляхов, немчуру,
Делили хлеб, горилку пили –
Кому-то, знать, не по нутру

То наше братство. Подождите –
Мы не мертвы, мы крепко спим.
Но как проснёмся – не взыщите –
Восплачет  и Нью-Йорк, и Рим,
И всё иудово отродье.
Не нам учиться воевать.
Святая Троица над нами,
И с нами вся Святая Рать!

Дожить бы, братцы,  эх, дожить бы
До дня, того святого дня,
Испить бы с чаши той, испить бы –
Нет больше счастья для меня!

 Зал аплодировал Кобзарю стоя, на сцену несли цветы.  А потом  вышла его дочь Настя, и они вдвоём пели украинскую колядку. Закончил выступление   Василий Жданкин  пророческими словами: «Мы будем вместе – я знаю».

 Шёл концерт, а в храмах уже служилась  служба на Василия Великого – небесного покровителя легендарного Кобзаря. Отец Андрей сердечно поздравил  тогда именинника, провозгласив «Многая и благая лета»…

  Не прошло и месяца, и 7 февраля довелось мне  услышать и увидеть воочию Василия и Анастасию  Жданкиных   на концерте "Под покровом Божией Матери. Донбасс" в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры. Ведущим  в тот раз тоже был протоиерей Андрей Логвинов.    Детско-юношеский хор преподобного Иоанна Дамаскина исполнил  «Иверскую» на стихи отца Андрея.  После всех выступлений  на этом вечере  демонстрировался новый фильм Натальи Батраевой "Донецкая Вратарница" о храме Иверской Божией Матери, обстреливаемом у Донецкого аэропорта. Героини фильма - настоятельница Свято-Иверского монастыря игумения Михаила и трудница Юлия - восстанавливают изрешеченное пулями здание церкви, изо дня в день находясь под обстрелами. «Господи, примири нас, – просит одна из героинь фильма, – не накажи; не защити, но примири». За время войны и жизни в храме она обрела абсолютно другие ценности: материальное теперь для нее не имеет значения, ее счастье – в близости к Богу. Пережив все потрясения войны, монахини улыбаются (!) – улыбка эта и свет в глазах  особенно поразили  и вряд ли забудутся когда.  Фильм смотрели на одном дыхании  и в полной тишине.

  Прот.Андрей Логвинов. УКРАИНА.

Как потянулась душа к Украине!
Общий наш свет с небеси.
Мы православные – присно и ныне -
От изначальной Руси.

Верой сердечной и были богаты.
Песни до неба вели
Парни, девчата, беленые хаты,
Ноги босые в пыли.

Речи певучие – «дитятко», «ненька»…
Вот где напевность в цене!
Ласковей сердцем бы стать хоть маленько
В нашей жестокой стране!

В доброй Любви, а не в глупой гордыне
Жить заповедовал Спас.
Как потянулась душа к Украине!
Общее сердце у нас.

 На вечере памяти отец Андрей рассказал, как  однажды стояли все в храме на коленях во время молитвы  о мире на  Украине, и отец Андрей, взглянув на Василия, увидел, как плакал он, как переживал  за рiдну Украину.

 Главные гостьи  вечера – дочери  Василия Жданкина:  Анастасия, которая пела с ним на сцене с девятилетнего возраста,  и Кристина, мама двух любимых внуков Василия. 
 Настя начала свой выступление с поклона, которым  всегда приветствовал зрителей её отец: «Я привезла вам поклон от Святой горы Почаевской». А потом Настя  рассказала, что в тот вечер, когда отец скончался, она открыла  книгу  украинского классика Ивана Франко  «Захар Беркут», знакомую  ей по школьной программе,  и прочла: « Не плакали по нем ни сыновья, ни соседи, ни односельчане, ибо хорошо знали, что по счастливому грех плакать».
 И вспомнился мне первый стих 118 псалма, которым провожаем мы в обители Небесные наших покойных: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в закони Господни».
Песню, которую Настя  специально подготовила к этому вечеру,  пела  она для отца, пела, как он научил её  -  сердцем.
Тронуло до слёз  и исполнение хором  Иоанна Дамаскина  песни, которую Василий Жданкин посвятил дочери. Регент хора Ирина Валентиновна Болдина восхитилась красотой напевного  украинского  языка в устах песнословца: «Доню, пташко, квітка дрібная, Як жити тяжко ти ще не знаєш». Я потом нашла эту песню в интернете на видео,  и текст, и перевод непонятных двух слов - квітка дрібная – цветочек маленький.
Жданків - Доньці
Доню, пташко, квітка дрібная,
Як жити тяжко ти ще не знаєш.
Я не дам тобі срібла,
Я не дам тобі злата,
Ні коштовних каменів,
Ні розкішних палат.
Те, що можу я дати,
Ти не купиш за злато:
Я навчу тебе пісню
Про убогий сад.

Той сад предивний,
Той сад прекрасний,
Не бачені квіти у саду тім,
Той, хто може любити,
Той, хто може прощати,
Той, хто вміє страждати,
Буде жити в нім.

Проста та пісня,
Як скибка хліба.
Та лиш устами
Її марно співати.
Ти ту пісню святую
Проспівай своїм серцем,
Господи, її слухай,
Бо одійду я...

 Своими  воспоминаниями  поделились  самые разные люди – те, кто знал и любил Василия Жданкина  - священники, общественные деятели, деятели культуры из Сибири, Москвы, Костромы, из Сербии,  выступавшие  с ним на одной сцене гусляры Максим Гавриленко и Егор Стрельников. 
 Благодаря Элине Жгутовой, члену Общественной Палаты РФ, на студии «Иван Чай» были записаны и стали известны зрителям многие песни в исполнении Василия. Теперь, когда его не стало с нами, понимаешь, насколько драгоценны все его записи.
 На следующий  день я посмотрела эти видео. Из короткого фильма на основе интервью Василия Жданкина  узнала  чудесную историю его воцерковления. Когда-то в 90-х он был руководителем отделения секты "ивановцев" на Украине и рок музыкантом. Но, однажды, когда он был на концерте в Мюнхене, его отвели к старцу Тимофею, и эта встреча полностью изменила его жизнь.

 Особенно запомнилось  выступление епископа  Феодосия из Омской области.  Так как записала его на диктофон, могу процитировать владыку дословно: « О гибели Василия можно много говорить, но лучше ничего не говорить, потому что миром управляет Бог. Я пригласил Василия на Рождественские чтения, купили билеты ему, уже ждали… Но мне пришлось самому ехать в Почаев  отпевать его, потому что, кто достойней – к тому едут. Он для нас был родной человек, брат, отпевали брата Василия.
 Дай Бог, чтобы каждый из нас свои таланты, так же, как Василий,  раскрывал и прославлял Того, кто дал это всё».
 
 «Почему же о таком человеке знало так мало народа, а заговорили только после его смерти?»  Наверное, этот  вопрос задают сейчас многие.  Вот как ответила на него супруга Василия Жданкина Ирина: «Василий совсем перестал выступать, дав себе некий обет сценического молчания после того, как в Мюнхене поговорил с монахом. Позже вернулся к пению, но уже в другом качестве. Выступал перед относительно небольшим кругом людей – его звала в гости украинская диаспора в США, Австралии, Германии, он бывал в России – выступал даже в Якутии, а также в Кыргызстане, Татарстане. Часто пел на мероприятиях, организованных духовенством. Свет софитов и гром аплодисментов Василию заменила церковь – он пел в духовном хоре Почаевской лавры до последних дней».
  Протоиерей Андрей Логвинов, Кострома:  «Василий совершил действительно подвиг. Господь одарил его гигантским талантом, и Василий его многократно преумножил. У него был не просто музыкальный слух и голос, а именно мощный зов, глас православного народа. Причем он подчинил свою волю – Божией. Через послушание старцу следовал тому узкому пути, на который его наставили: за границу не ездить, от России не отдаляться, на эстрадную сцену не выходить. И он пронес это через всю свою жизнь с великой благодарностью и смирением. … Думается, Василий достиг вершины своего восхождения – творческой, духовной, внутренней, – и Господь забрал его в этот самый лучший момент! Хоронили Василия два архиерея и 18 священников. Владыка Феодосий сказал, что при отпевании на лице Василия была явная улыбка. И буквально только что мне передали два схожих свидетельства от людей из разных городов: двум благочестивым девицам Василий явился во сне и показывал им райские обители. Так что поминаем его теперь и верим, что Господь сподобил Своего верного раба Царствия Небесного!»
 

 Вечер памяти продолжался долго. Конечно, друзьям Василия Жданкина трудно было уложиться в регламент. Им удалось  разделить с нами  не только боль разлуки, но и  ощущение светлой радости.
«Это большое сердце объединило всех нас в этом зале! Родная душа! Широта невероятная! Любовь христианская». «Мы ещё не можем понять масштаба его личности. Время придёт – и его оценят по достоинству».
 Зёрна, посеянные «человеком святой жизни» в сердцах и душах родных ему по духу людей, принесли в этот памятный вечер много плодов.  Возникло желание  ещё больше узнать о нём,  пересмотреть видеозаписи выступлений, слушать его песни и слышать через него Небо.

ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ РАБУ БОЖИЮ ВАСИЛИЮ.


Рецензии