Дочь А. С. Пушкина

На Тверской бульвар опустился вечер. Прохожие торопились по своим делам. И только эта высокая седая женщина в чёрном неподвижно  сидела у памятника своему отцу. Лицо её было скрыто густой  чёрной вуалью. О чём думала она в этот вечер? Снова  переживала 27 января (8 февраля) 1837года, когда она, маленькая девочка, увидела мертвенно-бледное лицо отца, которого на руках внесли в дом... И страшный крик матери! Или вспомнила, как она с братьями и сестрой была на открытии этого памятника. А, может, до боли явно ощутила, «как были ласковы и горячи порой вот эти пушкинские бронзовые руки»...

Помнила она, как светлело лицо матери, перечитывающей письма отца...
В декабре 1831г. Пушкин  едет в Москву улаживать дела  по поводу долга, сделанного ещё до женитьбы. Наталья Николаевна на третьем месяце беременности. Пушкины ждут первенца. Что переживал будущий отец? Читаем:»Здравствуй, жёнка мой ангел…  Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя, к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне всё что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь, поедешь во дворец, и того гляди, выкинешь на сто пятой ступени комендантской лестницы. Душа моя, жёнка моя, ангел мой! Сделай мне такую милость: ходи два часа в сутки по комнате, и побереги себя…   Если поедешь на бал, ради бога, кроме кадрилей,  не пляши ничего; напиши, не притесняют ли тебя люди, и можешь ли ты с ними сладить? За сим цалую тебя сердечно… (8 декабря 1831г.)

16 декабря снова заботливое нежное письмо: Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу; с тех пор как здесь, я только и думаю как бы удрать в П.Б. к тебе жёнка моя… Пожалуйста, не стягивайся, не сиди поджавши ноги»…  Сколько  тепла жёнке и волнения за первенца:»Милый мой друг, ты очень мила, ты пишешь мне часто, одно беда: письма твои меня не радуют. Что такое vertige*? Обморок или тошнота? Виделась ли ты с бабкой?  Пустили ли тебе кровь? Всё это ужас меня беспокоит. Чем больше думаю, тем яснее вижу, что я глупо сделал, что уехал от тебя. Без меня ты  что-нибудь с собой да напроказишь. Того гляди выкинешь. За  чем ты не ходишь? А дала мне честное слово,  что будешь ходить по два часа в сутки. Хорошо ли это? Бог знает, кончу ли здесь мои дела, но к празднику к тебе приеду… Тоска мой ангел  -  до свидания».  Вот в такой атмосфере любви ожидали Пушкины первенца. Уютно  было и первенцу!

19 мая 1832г. родилась Маша.   Любовью и бесконечной нежностью полны письма Пушкина: «Говорит ли Маша? Ходит ли она? Что зубки?» 21 октября:»Что-то моя беззубая Пускина? Уж эти мне зубы!»  Такого  Пушкина только родные и дети их знали.  Подросла Маша, и Пушкин пишет  тёще Наталье Ивановне Гончаровой:»Маша просится на бал и говорит, что  она танцовать уже выучилась у собачек. Видите, как  у нас скоро спеют; того и гляди будет невеста…» Не суждено было увидеть ему дочку невестой.

Оставшись одна с четырьмя детьми, Наталья Николаевна заботится об их образовании. Учителей рекомендуют  Жуковский, Вяземский, Плетнёв. Маша делает успехи в игре на  фортепьяно и шахматах, рисовании и рукоделии,  в изучении иностранных языков.Она свободно говорит и пишет по- французски. 

Маша взрослеет.  В 1849 году  ей 17 лет. Она расцвела, счастливо соединив в себе черты  матери и отца. Зимой ей уже надо было «выезжать». Наталья Николаевна берёт Машу  в гости.  На обеде у Строгановых она всем очень понравилась. Вот что пишет  Наталья Николаевна  Ланскому:"Графиня мне сказала, что ей понравилось и её лицо, и улыбка, красивые зубы, и что вообще она никогда бы не подумала, что Маша будет хороша собою, так она была некрасива ребёнком. Признаюсь тебе, что комплименты Маше мне доставляют в тысячу раз больше удовольствия, чем те, которые могут сделать мне.»  Наталья Николаевна  уже вся в заботах, как  сложится семейная жизнь девочек, ведь «Союз двух сердец – величайшее счастье на земле». Как складывались отношения детей Пушкиных с  Ланским – говорит приписка Маши к письму матери: «Как старшая в семье, передаю Вам, дорогой Пётр Петрович, поздравление моих братьев, Таши и Каролины. Я также присоединяюсь к их  поздравлениям и желаю вам здоровья, счастья и благополучия. Прошу вас верить моей искренней привязанности. М.Пушкина.» Сумел П.П. Ланской внушить уважение к себе своей заботой о них.

В 1852году Мария Александровна Пушкина была Высочайше пожалована во фрейлины  и состояла при жене  императора Александра Второго – Марии Александровне. Вот и  пришло  время балов. Как больно, что не видит её Пушкин! В 28 лет Мария выходит замуж за генерал-майора Леонида Николаевича Гартунга и уезжает с ним в Тулу. Детей у них не было. А вот встречи интересные были! В 1868г. на балу у генерала Тулубьева  Марию Александровну  Гартунг представили  Льву  Николаевичу Толстому.  Сначала Толстой был восхищён внешностью и тонкостью её вкуса, а беседа с ней так его очаровала, что Лев Николаевич оценил смелость её мнений и нашёл, что она похожа на отца. От отца у Марии искренний задушевный смех. Встреча оставила у писателя  такое незабываемое впечатление, что, спустя годы, он дал в  «Анне Карениной» черты дочери  нашего великого поэта. У героини Толстого была лёгкая походка, красивые руки, энергичное пожатие руки и даже платья чёрное бархатное и чёрное кружевное с гирляндой анютиных глазок.   

Вернёмся к замужеству Марии Александровны. Мужа её перевели в Москву. Они занимали  целый  этаж дома на Поварской улице. (Сейчас это улица Воровского). Генерал – майор Леонид  Гартунг был  добрым и глубоко порядочным человеком.  Одна у него была беда – пристрастился он к картам. Росли долги. Мария Александровна волновалась за мужа, и в её серых блестящих глазах  появилось «грустное выражение», которое «поражало и притягивало к себе». Эту грусть подметил ещё Толстой.  Муж брал деньги взаймы у ростовщика. Когда ростовщик умер, его наследники подали в суд на генерала:будто он уничтожил векселя. …Гартунг сидел на скамье подсудимых в военной форме. Он улыбался, когда читали обвинение. Его признали виновным. Когда суд удалился на совещание, он вышел в комнату для подсудимых. Раздался выстрел. Через несколько минут Генерал-майор Гартунг скончался. Он успел написать записку:"Клянусь всемогущим богом, я … ничего не похитил и врагам моим прощаю». Записка эта произвела сильное впечатление на всех, а Ф.М.Достоевский одну из глав своего дневника за 1877г.посвятил самоубийству Гартунга. Вот что написал великий знаток  человеческих душ: «Слепая сила  почему-то выбрала одного Гартунга, чтобы наказать его за пороки, столь распространённые в его  обществе. Таких как он, может быть, 10000. Но погиб один Гартунг. Невинный и высоко честный  этот  человек, с  своей трагической развязкой, конечно, мог возбудить наибольшую симпатию, из всех этих десяти тысяч…» Овдовев, Мария Александровна часто жила у брата, Александра Александровича, помогая ему воспитывать детей. Лето она проводила в имениях сестёр Пушкиных и Ланских.К гостям  выходила в неизменном тёмном костюме без украшений, участвовала в беседах, в споры вносила примиряющее начало. Позже Александр Второй назначил ей пенсию 200 руб. в месяц.

Интересна история портрета Марии Александровны Гартунг кисти И.К.Макарова, известного портретиста, писавшего семью Пушкина. В Музей Л.Н.Толстого он поступил  в 1933г.от Евгении Степановны Макаренко. Ей было уже под 90, но память её  сохранила очень многое. С дочерью Пушкина она познакомилась в 1900 году у Гончаровых. Мария Александровна жила на Арбате, 13, Николо-Песковском переулке (ул. Вахтангова), а Евгения Степановна в доме 11. Они часто встречались. Заходил к ним и Александр Александрович, старший сын поэта. «Мария Александровна всегда была в окружении молодёжи. «Не люблю старух», - шутила она. В обществе изъяснялась по-французски, нужно сказать, как истая парижанка. Но русская речь её была особенно хороша: чисто московская, с острыми народными словечками.»  Мария Александровна, остроумная, ироничная, всегда подтянутая, тщательно причёсанная. Она очень следила за собой и была постоянно в элегантном чёрном платье, в туфлях на высоком французском каблуке. Подарила она Евгении Степановне свой портрет, искусственные жемчуга, «бургиньоны», доставшиеся ей от матери, Натальи Николаевны.

О Марии Александровне рассказывала правнучка Пушкина Наталья Сергеевна Шепелева. Как жилось Марии Александровне после революции? - Сначала жила у своей горничной Матрёши, потом переселилась к друзьям на Донскую улицу. А этот эпизод нужно обязательно вам рассказать, дорогой читатель. Шёл 1919 год. В Наркомпрос к Анатолию Васильевичу Луначарскому пришла высокая седая женщина, которую он принял незамедлительно. Он торжественно представил её сотрудникам: "Знакомьтесь, дочь Пушкина, Мария Александровна Гартунг». Советское правительство назначило ей  большую пенсию. Предварительно комиссия обследовала бытовые условия. В 86 лет  Мария Александровна была "в здравом уме и трезвой памяти". Народный комиссариат по просвещению выделил ей единовременное пособие в 2400 руб. 29 января 1919г.
было решено назначить Марии Александровне Гартунг субсидию в размере 1000 руб в месяц за счёт литературно-издательского дела.Была назначена и большая пенсия.Но вскоре Мария Александровна поскользнулась и разбилась. В 87лет 7 марта 1919года сердце её остановилось. Похоронена Мария Александровна на кладбище Донского Монастыря в Москве. На могиле её всегда зелёная ветка или букетик цветов.

После Марии Александровны остался дневник Пушкина.Он перешёл к ней после кончины брата Александра Александровича. Дневник был передан в Румянцевский музей,а сейчас хранится в Пушкинском доме. Своё любимое кольцо Мария Александровна  надела на палец ухаживающей за ней  Анне Александровне Пушкиной. Ей же были завещаны книги.После Анны Александровны всё досталось Наталье Сергеевне.Сейчас это хранится в музее Пушкина. Себе Наталья Сергеевна оставила маленькую книжечку «Пушкинская читальня». В мае 1900, вскоре после 100-летия Пушкинского юбилея, Мария Александровна дала деньги  для Пушкинской читальни, открытой в Москве, в Басманной части, где родился поэт. В книжечке собраны  расписки  библиотекарей о  получении от неё крупных сумм. Это была тайна Марии Александровны, дань памяти горячо любимого отца. Это фамильная пушкинская скрытность и скромность.

Отдала Н.С.Шепелева дань любви своему прадеду А.С.Пушкину и для нас, подольчан.  С Председателем Подольского Пушкинского общества Галиной Сергеевной Сеничевой передала она победителям  двухлетнего конкурса о Пушкине, к его 200-летию, книги своего прадеда. Одну из них получила автор этих строк.
               
На Тверском бульваре  всегда многолюдно...

* vertige - головокружение.
Ред. 05.10.2019. 02:35.

Фото: Портрет М.А.Гартунг кисти И.К.Макарова.


Рецензии
Дорогая Людмила! Это эссе делает тебе честь и вызывает уважение и восхищение твоим благородным трудом и литературным талантом! Так много неизвестных ранее фактов мне открылось при чтении, так благодарно ты пишешь о Марии Александровне! А как правильно и бережно по отношению к светлой её памяти ты поступаешь, не упоминая никаких домыслов и явных сплетен о её маме - Наталье Николаевне!.. Как видишь, - одни восклицательные знаки - в них моя признательность тебе и низкий поклон за такт, чуткость и глубину художественно-исторического документального повествования о дочери Пушкина!
Поздравляю тебя с публикацией этого замечательного эссе в Подольском альманахе и радуюсь этому событию вместе с тобой!
С теплом душевным.
Виктор.

Виктор Герцвольф   06.10.2022 13:34     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Виктор! Высокодуховный отзыв!
Благодарна и за высокую оценку "Подольского альманаха"!

С теплом души - Людмила.

Людмила Дементьева   06.10.2022 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.