Я и история

Исто;рия — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей, организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление, добывание знаний». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В древнеримской историографии (историография в современном значении — отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре, считаются обычно частью культурного наследия, а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных». Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово histore;n, «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история — «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука — плод размышлений, а поэзия — плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story). Особый термин история (history) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical, historic) — в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история — современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими — к общественным, а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства.

Теперь, когда вы, уважаемые читатели, получили более широкое понятие об истории, я хочу рассказать, что меня лично связывает с этой наукой.

Я, рожденный в послевоенные годы, получил отличное среднее школьное образование. Сейчас уже это общепризнанно, что образование до дохрущевских  реформ было наиболее сбалансированным, и давало каждому выпускнику все необходимые знания для  самостоятельной жизни. Недаром выпускники получали «Аттестат зрелости».  Одним из важных предметов, которые мы изучали в школе, была история.  Причем мировая история, где мы узнавали о событиях в древнем Египте, Греции, Риме, историю средних веков в Европе, немного истории в Америке, и более углубленно историю нашего государства.  Я с большим интересом слушал пояснения учителя во время уроков, и дома практически не читал то, о чем говорил учитель, а пользовался возможностью почитать другие книги на исторические темы. Школьная библиотека была в моем распоряжении.  Так что к выпускному классу я хорошо освоил не только школьную программу, но и много чего сверх неё.  Ведь мы видели и такие кинофильмы на исторические темы, как «Александр Невский», «Иван Грозный», «Суворов», «Кутузов»,  «Чапаев», «Первая конная», «Котовский», «Александр Пархоменко» и другие.

В школьные годы я очень неплохо проштудировал имевшиеся в нашей домашней библиотеке «Политический словарь» 1940 года выпуска, что-то типа энциклопедии, в котором можно было найти интересующие меня сведения по многим разделам истории, а также три тома «Советской энциклопедии» 1955 года выпуска.

Потом была студенческая пора, во время которой я не очень интересовался историей. Разве что видел кинофильмы, иногда зарубежные, на всевозможные исторические темы, но вспомнить, какие именно, не могу. После окончания медицинского института по распределению я попал служить врачом на подводную лодку.  Экипаж нашей субмарины небольшой, в пределах 80 человек, в подплав призывают самых крепких по здоровью парней, так что  работы у меня во время плаваний было немного, ведь я не стоял вахты.  Поэтому я стал брать из библиотеки береговой базы книги и читать их в свободное время во время плаваний.  Вскоре меня, как дисциплинированного читателя, допустили пользоваться книгами из загашника библиотеки, где были собраны в числе других и мемуары немецких и американских военных.  Тогда я прочитал в числе других мемуары фельдмаршала Манштейна и гросс-адмирала Дёница.  Так что ко времени увольнения в запас багаж моих знаний на исторические темы значительно пополнился.

А вот на «гражданке», во время работы в городской больнице, я мало читал различных книг, было не до этого. Работа на 2,5 ставки с ночными бессонными дежурствами, большая общественная нагрузка (был в течение 10 лет парторгом больницы, в которой работало 2,5 тысячи сотрудников) не давали возможности уделять внимание чтению. Разве что мемуары маршала Жукова, которые я купил во время районной партийной конференции, а через какое-то время и маршала Василевского, я прочитал от корки до корки.  Потом  стало возможным в книжном магазине покупать мемуары и других полководцев времен Великой Отечественной войны – Конева, Чуйкова, Рокоссовского и других.  Со временем у меня собралась весьма приличная домашняя библиотека, но читать мне приходилось только во время отпускного периода.

Во время жизни и работы в сибирском городе Нефтеюганске у меня установились хорошие отношения с местными распространителями книг, у которых я купил несколько солидных изданий по истории России до 2000 года, книгу о всех правителях России, начиная с Киевской Руси, и кто и чем прославился.  В свободное время я с удовольствием читал о том, что до этого не доводилось узнать.  Память у меня в те годы была еще хорошая, так что мой багаж знаний  по истории, преимущественно России, постепенно увеличивался.

Такая серьезная нагрузка на работе продолжалась все годы, пока я не вышел на пенсию. К этому времени уже появился Интернет, так что многие произведения на исторические темы можно было скачивать и читать, не тратя деньги на покупку книжного варианта.  Позже появились экранизации разных эпизодов исторических событий в стране, и можно было их смотреть, глядя на экран монитора. И по-прежнему меня больше всего интересовали кино или телефильмы на исторические темы. Причем на реальные события, а не придуманные сценаристами.  Причем я с удовольствием посмотрел сериал про Наполеона,  японский фильм про адмирала Ямамото, командующего флотом «страны восходящего солнца» в начальный период войны с США,  американский фильм «Тридцать секунд над Токио» о рейде Дулиттла в 1942 году, когда на Японию были сброшены бомбы в отместку за нападение на Перл-Харбор, фильмы про Черчилля и немецкого фельдмаршала Роммеля, другие интересные сериалы про реальных исторических персонажей.

И так продолжалось до тех пор, пока я не стал слушать лекции и беседы на Ютубе современных историков, причем историков серьезных, которые не гонятся за сиюминутными сенсациями, у которых позади долгие годы работы в архивах, несколько книг на исторические темы.  Это Андрей Фурсов, Евгений Спицын, Елена Прудникова,  знаток древности Александр Пыжиков, недавно ушедший в мир иной, Юрий Жуков,  знающий историю сталинского периода. Из более молодых историков мне нравятся беседы знатока Второй мировой войны Алексея Исаева и автора передачи «Цифровая история»  Егора Яковлева.  Эти люди не только отлично знают историю, умеют её рассказывать, аргументированно доказывают свои выводы и научные открытия. Слушать их лекции и беседы на исторические темы сплошное удовольствие, что я и делаю практически каждый день.

А вот некоторые документальные  сериалы, которые прошли по телевидению или были в Интернете,  в частности, сериал про ХХ век, про Вторую мировую войну, чаще всего весьма тенденциозны, сделанные в угоду заказчикам, которых не интересует историческая правда. 

Слушая вышеназванных и других  историков, я начинаю понимать, что в прошлом не все было так, как нас учили в школе, что в истории еще  много белых пятен, которые постепенно становятся известны благодаря работам этих ученых.  И мне становятся более понятны события, которые случились много веков назад.

Например, Пыжиков очень доходчиво, с фактами на руках рассказал, как на русском престоле оказался безродный  Михаил Романов, кто его посадил на царский трон.  По мнению Пыжикова, это была польско-украинская знать, и Романов их ставленник.  А Андрей Фурсов показал, что опричнина при Иване Грозном была благом для Руси, ибо порушила вековые устои боярского государства, и за это царь был отравлен своими приближенными.  Фурсов же рассказал о том, что реформы Петра Первого нанесли немалый урон России, численность населения которой за годы правления Петра уменьшилась на четверть.  По мнению Фурсова, и царь Николай Первый, тот самый, что разогнал «майдан» декабристов на Сенатской площади в 1825 году,  очень много сделал для России полезного.  А вот император Александр Третий приблизил революцию своим указом  «о кухаркиных детях».

Юрий Жуков, которые годы проработал в архивах, так же показывает, что репрессии в 1937 году развязал не Сталин, а партийная номенклатура в регионах, чтобы сохранить за собой кресла, которые зашатались, если бы были проведены выборы в Советы всех уровней на альтернативной основе, как предлагал Сталин в 1936 году.  Сталин был вынужден на каком-то этапе поддаться шантажу своих региональных «баронов», чтобы в дальнейшем пустить так называемую «ленинскую» гвардию под нож, потому что она стала препятствием на пути индустриализации и коллективизации, без которой Советский Союз не смог бы противостоять объединенной Европе в годы Второй мировой войны.

А тот же военный историк Алексей Исаев на цифрах рассказывает, что устоять в 1941 году Красная Армия против армии Германии не могла. Вермахт образца лета 1941 года действительно был самой сильной армией, какой стала Красная Армия  в 1944 году, несмотря на огромные потери в войне. Наши солдаты, офицеры, генералы и маршалы научились воевать не числом, а уменьем, поэтому потери во второй половине Великой Отечественной войне уменьшились в разы по сравнению с 1941 годом. Причем Исаев свои выводы делает не только по исследованию наших архивов,  но и немецких, которые были рассекречены даже раньше, чем у нас.

Питерский историк Елена Прудникова поведала о роли в истории нашей страны самого оболганного политического деятеля Лаврентия Берии, с подачи которой его стали называть самым успешным менеджером ХХ века.  Возглавляемое им НКВД позволило без неразберихи переместить далеко на восток свыше 2 тысяч промышленных предприятий оборонного значения, и 10 миллионов квалифицированных рабочих этих предприятий.  Это позволило с 1942 года наращивать производство вооружений,  боеприпасов, и выиграть войну. Во второй половине войны Берия стал вторым человеком в ГКО – органе, которому подчинялось все в стране. Прудниковой  принадлежит фраза, что  Берия без Сталина мог бы выиграть войну, но позднее, а вот Сталин без Берии – вряд ли. С ней согласен историк и писатель Юрий Мухин, автор книги «Убийство Сталина и Берии».

Так что, слушая этих неангажированных историков, лучше понимаешь, что Россия уже давно стала частью мировой истории, и многие, казалось, не связанные между собой события, звенья одной цепи, которые направлены на уничтожение своего соперника на мировой арене – России, как бы она не называлась – Российская империя,  Советский Союз или «демократическая» Россия.  Слишком уж самобытная страна, с огромной территорией, разными полезными ископаемыми и неуступчивым характером народа.  По мнению некоторых историков, проект «Петр Первый» и был направлен на изменение вектора развития России, но не вполне удался западному миру, в  котором долгие годы главенствовали англосаксы.  Это представители спецслужб Великобритании, которых в те годы называли по-другому, устранили императора Павла Первого,  Григория Распутина, помогли совершить буржуазную Февральскую революцию 1917 года, но не сумели предотвратить Октябрьский переворот.

Эти же историки в один голос говорят, что именно большевики не позволили Западу в 1917 году развалить Россию на ряд сувенирных государств, которые стали бы колониями ведущих стран капиталистического мира.  А Сталин не позволил превратить Россию в хворост для пожара мировой революции, чтобы потом пролетарский Интернационал был свергнуть финансовым Интернационалом. За это Сталина больше критикуют на Западе, чем Ленина и Троцкого.

История очень интересная наука, если читать не только то, что есть в учебниках школьной программы. Помните фильм «Доживем до понедельника», где учителя истории играет Вячеслав Тихонов? Как он рассказал о лейтенанте Шмидте,  возглавившем восстание матросов на крейсере «Очаков»,  хотя в школьном учебнике истории было всего две строки и о восстании, и о лейтенанте.  А сейчас, если слушать историков, в школьном учебнике Великой Отечественной войне уделено всего 2 страницы. Там больше написано о том, как американцы помогали нам, а не о ратном и трудовом подвиге советского народа.

История всегда входила в программы обучения различных университетов в Европе. И это было важное оружие правящих классов, чтобы навязывать свою волю народу, манипулируя историей как угодно.  Не всегда историки прошлого, тот же Ключевский, были объективны в своих умозаключениях.  А как сказал один исторический персонаж, тот, кто не знает своей истории, будет учить историю чужой страны.  Мне нравится находить неизвестные широкой общественности события в нашей истории, и делиться ими со своими читателями. Ведь не все они имеют столько свободного времени, как пенсионер и инвалид, почти весь день проводящий у компьютера в Интернете, к тому же имеющий много друзей, которые делятся найденными материалами. Особо мне нравится писать о родном Дальнем Востоке и о своей малой родине, затерянном на севере Хабаровского края таежном поселке, где уже почти 150 лет люди добывали золото.  Не всякий большой город имеет написанную книгу о своей истории, о людях, там живших раньше и живущих сейчас, как мои родные Херпучи.  Написать эту историю мне помогли мои земляки, очень дружные люди,  откликнувшиеся на мою просьбу написать свои воспоминания,  которые вошли в альманах «По волнам нашей памяти».  Поэтому основными читателями моих произведений являются дальневосточники, которые узнают о них через «сарафанное» радио.

Помимо альманаха, из-под моего пера вышли еще две небольшие книги, изданные ограниченным тиражом. Одна из них под названием "Повесть о настоящем Учителе" о моем отце, многолетнем Учителе по призванию и директоре школы по обязанности, и в ней дается картина жизни в тех населенных пунктах, где жил мой отец, составленная на основании рассказов моих родственников и моих личных впечатлений. А вторая книга "Возвращаясь к истокам" повествует об истории освоения нижнего Амура, откуда я родом. Наряду с документальными произведениями есть и рассказы с выдуманными мной героями, но живущими в реальных условиях тех лет. Все книги нашли своих читателей, преимущественное среди моих земляков и их потомков.

В постсоветское время на экраны кинотеатров и по телевидению показывается масса сериалов на исторические темы, в которых искажается настоящая история ради сиюминутной выгоды. Я не люблю смотреть такие сериалы, мне обычно хватает просмотра одной серии, чтобы понять, что сериал – фуфло.  Я не собираюсь даже перечислять их, это заняло бы немало страниц. Жаль хороших артистов, которые играют в таких сериалах, к тому же некоторые  исторические персонажи совершенно не похожи на прототипов. 

В завершение своего повествования хочу написать, что чтение исторических произведений и прослушивание бесед и лекций некоторых историков  –очень увлекательное занятие.  В нашей квартире нет телевизора, и ничто не отвлекает меня от этого, любимого мной , занятия.  Кое-какими сведениями по истории, прослушанными или прочитанными в Интернете, я стараюсь делиться со своими читателями.  Увы, не всегда я могу гарантировать достоверность некоторых сведений, но я стараюсь наиболее одиозные не публиковать.


Рецензии