Пинтуриккьо. Библиотека Пикколомини

ГЛАВНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПИНТУРИККЬО -БИБЛИОТЕКА ПИККОЛОМИНИ.СИЕНА.

    Это один из самых совершенных интерьеров Тосканы.

     Библиотека Пикколомини примыкает слева к Сиенскому Кафедральному собору, дверь в библиотеку находится в левом нефе собора. Библиотека была построена в 1492 году по поручению сиенского архиепископа кардинала Франческо Пикколомини Тодескини (в 1503 году ставшего папой Пием III) для хранения богатейшего книжного фонда, собранного его дядей, папой Пием II. Однако книги так никогда и не были перенесены в библиотеку, которая использовалась священнослужителями для иных нужд.

    Энеа Сильвио Пикколомини - типичный «человек Ренессанса», разносторонне одаренный и необычайно деятельный: блестящий дипломат, несравненный оратор, гуманист, библиофил, талантливый и плодовитый писатель. Выпускник Сиенского университета, епископ Сиены, затем кардинал, а с 1458 года Папа Римский, он в молодости читал ночи напролет латинских авторов и даже писал весьма фривольные поэмы по образцу античных. Широкому, как сказали бы мы сейчас, кругу читателей полюбилась новелла Пикколомини «О двух влюбленных»

    После смерти папы Пия III Пинтуриккьо расписал библиотеку фресками, иллюстрирующими эпизоды из жизни папы Пия II. Кроме того, в витринах хранятся церковные градуалы - огромные книги голосовых партий месс с великолепными миниатюрами Либерале да Верона (1445–1529), Сано ди Пьетро и Джироламо да Кремона (первая половина XV в). В центре библиотечного зала - скульптурная группа "Три грации", римская копия III века н.э. с работы древнегреческого скульптора Праксителя.

    Десять фресок, выполненных Пинтуриккьо в 1502-1509 годах, ковром заполняют стены зала, рассказывая о десяти эпизодах из биографии нашего героя. Вот двадцатишестилетний всадник на белом коне - Энеа Сильвио Пикколомини - отправляется на Базельский собор, а на следующей фреске он предстает перед королем Шотландии Джеймсом I в роли посла. На одной из фресок мы видим, как Фридрих III возлагает на голову Пикколомини лавровый венок, а на другой он принимает папскую тиару и имя Пий II. Став папой, он канонизирует Святую Катарину Сиенскую, на соборе в Мантуе призывает христианских государей объединиться против турок, и, наконец, в последний день своей жизни тщетно ожидает в Анконе кораблей союзников…

    Творец всей этой красоты – уроженец Перуджи, ученик Пьетро Перуджино, Бернардино ди Бетто ди Бьяджо (1454-1513), получивший за малый рост прозвище Пинтуриккиьо («маленький художник»).

    Пинтуриккьо нельзя назвать особенно утонченным или, тем более, глубокомысленным мастером, однако его работы полны изящества и какого-то немудреного очарования. «Его творения являются точно сказочной детской книжкой доброго старого времени», - писал Александр Бенуа. Бенуа очень точно передает общее впечатление от интерьера библиотеки:

     «Стоит перешагнуть порог высокого и светлого библиотечного зала при Сиенском соборе, как сразу исполняешься какого-то сказочного настроения, точно пришел на праздник, устроенный для милых, ласковых детей, точно слышишь веселую музыку и вдыхаешь садовые ароматы». И хотя тот же Бенуа отмечает поверхностность и даже «пустоватость» Пинтуриккьо, от этого «сказочного настроения» нам уже не уйти.


Рецензии