Странные страны - монегаски

На фото – кое-что из шедевров современного искусства в Монако
***

СТРАННЫЕ СТРАНЫ
или
СОВЕТЫ ПРИВЕРЕДЛИВОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА,
(адресованные исключительно чудаку,
работающему, как каторжный, в течение 11 месяцев,
только для того, чтобы потом растратить заработанное за последний – двенадцатый)

*********
МОНЕГАСКИ

Предвижу некоторое удивление при прочтении этого этнонима, весьма забавного для «русскоязычного уха», и сразу вызывающего ряд вопросов.
Что же это за народ такой: не только один из самых малочисленных, но и один из самых самодостаточных?
Народ, не имеющий своего языка, а как следствие - и национальности, но при этом живущий в собственном государстве? 
Ибо нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность не только территории, но и языка (понимаю, что жителей Соединенных Штатов возмутит такая точка зрения - до самой глубины их англо-франко–германо-пуэрторикано-мексикано-индийской… души).
Что же это за народ, живущий на почти отвесных скалах, омываемых морем, ещё и умудрившийся разбивать на них парки и поля для гольфа, прокладывать дороги и возводить многоэтажные дома? Народ, не обладающий ни сырьем, ни промышленностью, ни авиацией, ни железнодорожным транспортом, ни... ни... ни...
Но при всём этом, возможно, - самый богатый?
Народ, живущий в государстве, основанном разбойным способом, и продолжающий жить на доходы от узаконенной эксплуатации пороков человеческих?
 Да разве это достойно удивления! - готов возразить каждый, кто хотя бы пару-тройку лет промучился в общеобразовательной школе. - Все государства образованы разбойным способом!
Увы, нередко, – вынужден согласиться. Но чтобы вот именно эдаким извращенным способом – так зачиналось далеко не каждое государство!
Может быть, постараетесь припомнить какое-либо ещё государственное образование, возникшее из духовной обители?..
Но о том, что или кто принудил служителей веры сбросить сутаны – чуть позднее…

Допустим, что живет этот камерный народ в государстве, основанном разбойным способом… Но какое отношение это имеет к нынешним реалиям - неужели разбойным следует называть хозяйственный уклад, при котором в основное орудие для добывания денег превращается игорная рулетка?
Ведь никто и не заставляет иностранцев выворачивать карманы; благо, не переводятся желающие крепко улучшить материальное положение безмозольным способом, не вступая в интимный контакт с органами правопорядка.
А к услугам подобных страждущих всегда и кстати является «добрый дядя», тот что «не прочь поделиться с ними праведно нажитыми капиталами».
И никого, конечно же, не смутит то, что «щедрый человек», живущий как «сыр в масле», вдруг приглашает незнакомцев в свой роскошный дворец, именуемый Monte Carlo и построенный на деньги каких-то, извините, лохов, к которым конечно же Вы никакого отношения не имеете! 
Да и имя этой форме зарабатывания вполне пристойное - «индустрия развлечений»! А финансовые махинации чужими средствами — есть не что иное, как «банковское дело» … и, запомните, – занятие весьма уважаемое!
Надеюсь, уже есть соображения, что это за страна чудес и новый Клондайк для искателей реактивных денег?.. 
******

МОНАКО

Так что же является визитной карточкой Монако? Образ чего возникает в уме при первом же упоминании этого «игрушечного царства-государства».
- Ну, конечно же, казино Монте-Карло! - воскликнет и тот, кто никогда не бывал там, и тот, кто бывал... и проигрался до нитки... и добирался до дому в трусах и автостопом.
Не знаю, является ли символом Монако именно казино, хотя оно, можно сказать, его и породило. Но для меня-то визитной карточкой княжества является Пале-Музей. Но и об этом - слегка позднее. 
И сплываются-слетаются к берегам удивительного княжества белоснежные яхты-птицы со всей Европы, везут своих владельцев, спешащих спустить миллиончик-другой в игорных залах Монте-Карло. И забиты причалы этими красавицами всех форм и размеров, которых никак не меньше, чем велосипедов на бескрайних вело-парковках Амстердама. И то, что объединяет эти импозантные «средства передвижения» - девственная их белизна, как свидетельство «непорочной репутации владельцев». И возвышается лес мачт над лазурной гладью моря, которого порой из-под дорогущих посудин и не разглядеть. А под землей (ибо нет здесь ни единого лишнего клочка суши), словно еще один подземный город, врезаются в скальный грунт просторные парковки, связанные с поверхностью лифтами и эскалаторами. Эти все удобства для вас, любителей азартных игр, кому явно кошельки мешают ходить, у кого от кредитных карточек раздуты не только карманы, но и бардачки авто!
Вот он, «Клондайк» для бедного Буратино, мечтавшего зарыть денежку где-нибудь в «Стране дураков», чтобы выросло из неё денежное дерево. 
А не пошел бы непутёвый сын папы Карло... в Монте-Карло – неплохо завернул!
Только это совсем не то место для погребения денег, что искала кукла с деревянной головой в луковой курточке и в полосатом колпаке! Ведь что получается: место, где деньги просто растут на пальмах – это, скорее, «Страна для дураков». И является она, отнюдь не тем местом, где «дураки» живут, а местом – куда все они стремятся попасть!
Приезжаешь в эти безостановочно цветущие субтропики, расположенные значительно выше 40° северной широты, и сразу становится очевидно, что среди местных «дураков нет», и у самого княжества, надо сказать, «губа не дура»!
И едут сюда миллионеры и мультимиллионеры на своих личных корабликах и кораблищах потусоваться, поиграть в казино, покатать мячики на гольфполях, кои считают лучшими среди лучших. Едут, а точнее летят, за неимением собственного флота, «мини-миллионеры» или желающие ими стать. Летят через аэропорт Ниццы, а затем с помпой въезжают на арендованных супермодных авто.
Стоят у причалов океанические гиганты-лайнеры, белоснежные, словно айсберги. Этакие небоскребы, увешанные катерами, и застроенные олимпийскими бассейнами на крышах. Кстати, самые крупные круизные суда я увидел именно здесь, в гаванях Монако – плавучие города с населением, очевидно, превосходящим по численности народонаселение легендарного княжества. Бессчётные этажи огромных раздвижных окон для пассажирских кают, возвышающихся над корпусом судна, ещё множество рядов иллюминаторов в самом корпусе. И несколько уровней рубок и надстроек над всем этим многослойным пирогом. В подобных плавучих многоэтажных небоскребах, наверное, даже лифты скоростные. И тогда яхты шейхов, эмиров и вненациональных «абрамовичей», казавшиеся до их появления авианосцами, уже смотрятся на их фоне белыми мухами, слетевшимися к огромному торту.
*****
Водитель-француз, призванный доставлять нас с утра из Ниццы в Монако, и возвращающийся за нами лишь под вечер, чтобы доставить умаявшихся туристов в отель Негреско, постоянно и «искрометно» шутил. И когда мы, уставшие от впечатлений, забирались в его джип, с преувеличенной серьезностью вопрошал: «Домой, в Негреско?»
– Домой... - обессилено шептали мы.
Как-то, наблюдая за местными полисменами, пролетающими порой за окнами авто,  спрашиваю:
- Вероятно, здесь очень спокойно? - и вопрос мой вполне логичен, учитывая излишне большую плотность стражей порядка на один квадратный метр.
- О, да! - невозмутимо ответствует наш водитель. - Очень!
И, минуту спустя, указывая в сторону берега, информирует:
- Вот здесь помещается тюрьма... с видом на море! - торжественно добавляет он, лукаво поглядывая на меня.
- И там кто-то содержится? - огорошено гляжу на водителя.
- О, да! - еще больше торжествует француз. - Два русских миллионера!
Что же, шутка удалась! Я оценил её по достоинству, с учетом оригинального комплимента по поводу моего «миллионерского имиджа»: неужто вид мой предполагает образ нового русского? На всякий случай взглянул в зеркало заднего вида: даже сам не могу разобраться, льстит ли мне это... Нашел миллионера из Негреско!
*****
Но если прокомментировать причину безусловного спокойствия и правопорядка в крошечном княжестве, то она отчасти и объясняется его крошечностью, и тем, что следить за порядком в нём не составляет труда, и что население княжества состоит из людей весьма состоятельных, и «случайные элементы в их периодической таблице населения» попросту отсутствуют. И общеевропейская толерантность, повсеместно переросшая в предоставление убежища целым угнетенным народам из неохотно развивающихся и искусственно разгромленных стран, в его парках всходов не дала. Что и спасает цветущее княжество от грязи и беспредела, царящих в «цветных» кварталах Парижа, Лондона или Рима…
Недвижимость в Монако, очевидно, самая дорогая в Европе — квадратный метр жилья в многоквартирном доме в то время оценивался в 16-18 тысяч евро!
А самая дорогая квартирка в мире была продана здесь за триста шесть миллионов. Кто отвалил такие деньжищи за счастье скоротать старость на лазурном берегу —пока остается тайной!
Из 30 тысяч жителей княжества — его гражданство имели лишь три тысячи человек; по другой недавно услышанной версии — 5-6 тысяч!
И те, я полагаю, очень законопослушны и умиротворены.
При всем-при том в Монако, как это и положено для полноценной державы, на самом деле имеется тюрьма, и действительно с видом на море!  Только никто не торопится провести в ней летний отпуск.
И, конечно же, спокойствие объясняется и тем, что Монако – самое полицейское государство в мире! Каждый десятый житель страны – полисмен. На 30 тысяч проживающих – 3 тысячи полицейских мундиров!
Так может быть эта армия стражей правопорядка – на самом деле представляет вооруженные силы княжества?
О, нет! - как бы ответил «наш водитель». - Отнюдь, нет!
Армия здесь также наличествует; и нам посчастливилось наблюдаем их вооруженные силы в полном составе! Каждый полдень перед дворцом его Высочества князя Монако, при солидном стечении народа, происходил спектакль для «понаехавших», называемый «сменой караула». И участие в нём принимала вся армия княжества, включая и военный оркестр! 
И численность всей этой армии, включая и военный оркестр, и даже полководца, составляла целых три десятка человек! И главнокомандующий, судя по розовым аксельбантам, отсутствию эполет и единственной лычке на погонах, имел чин никак не меньше сержанта.
Собирала эта смена караула вероятно всех гостей княжества. Очевидно, путешествующих привлекала возможность узнать, какой сезон года был на дворе - зима или лето. Ввиду достаточно ровного, мягкого климата иными способами определить это в тех благодатных местах удастся не часто.
И помогает в этом анализе то, что летом вся «армия» одета в белую форму, зимой же цвет форма изменяется на черный.
Что еще могло привлечь гостей(?) – не думаю, что четкий, чеканный шаг, как у Кремлевских часовых… Здесь вы не увидите даже пародии на него!
Не уверен, что это – выправка военных и подбор, такой, «чтобы все были как на подбор». Здесь и состав разнопёстрый по росту, толщине и осанке, и брюки свисают складками, и команда «Смирно» выполняется по образу: а кто может – посмирнее, пожалуйста! И аксельбанты на всех гвардейцах – умилительно розового цвета. Даже майки без воротников, форменно проглядывающие в отворотах белых рубашек, - ярко красного цвета! Наряды воинского наряда завершали белые пробковые шлемы модели колонизаторов Чёрного континента.
И, так как армия должна быть вооружена, на плече у гвардейцев покоились какие-то неправдишные, абсолютно черные винтовки с такими же абсолютно черными примкнутыми штыками, видимо, – пластиковые, из китайского магазина игрушек.
Правда, на площади перед дворцом стояло несколько крепостных бронзовых пушек, но ввиду своей древности они едва ли могли представлять решающую мощь вооруженных сил. Да и ссутуленные солдаты на подвиги явно не были способны: добрая половина из них при избыточной длине обладала впалой грудью, а оставшиеся, более короткие, - отвисшими животиками. Видимо кадровые проблемы в небольшом государстве существовали, и не позволяли осуществить набор на достойном Голливуда уровне.
И основное развлечение стоящих рядом со мной дам заключалось в анализе мужественности воинского контингента и обсуждении ответственного и никак неподдающегося простому решению вопроса: на ком же из гвардейцев штаны сидят лучше.
Армейский оркестр был представлен двумя барабанщиками и ровно таким же количеством горнистов. Учитывая численность всех вооруженных сил, выделение 10-15 процентов личного состава на нужды военного оркестра являлось необоснованным расточительством!
И верно для того, чтобы усилить эффект многочисленности вооруженных сил, на площади перед дворцом, прямо под ногами дефилирующих гвардейцев, маршировали вездесущие откормленные чайки, на которых здесь уже никто не обращает внимания, и которые беззастенчиво занимают на Ривьере воробьино-голубиную природную нишу.
Присутствующая бесчисленная публика рассаживалась здесь же, прямо на мощение, ничуть не заботясь о чистоте штанов; и надо воздать должное монегаскам – покрытие улочек в их княжестве было почище штанов многих туристов. Щелкали затворы фотоаппаратов; на площади с цветным мощением, напоминающим солнце с лучами, расходящимися от главного входа во дворец, нескладно, как юные пионеры, маршировала гвардия. Рисунок мощения очевидно должен был воплощать исходящие от власти тепло, любовь и заботу в отношении к подданным.
К сведению циников: судя по процветанию княжества, забота о поданных все-таки не пустой звук, а князь Монако входит в пятерку самых богатых правителей мира!
Так кто же правит в самом «игрушечном» царстве-государстве, умудрившемся разместиться на пятачке средиземноморской Ривьеры, на площади менее двух квадратных километров?
Во главе такого мини-государства стоит самый настоящим и самый богатый монарх Европы. Самый настоящий - в отличие от таких больших, но таких «кукольных» конституционных монархов, признаки существования которых с трудом угадываются на бескрайних просторах их стран. Местные же правители денно и нощно смотрят на Вас с портретов, развешанных на многих углах.
Да, с изображениями государей здесь Вы будете сталкиваться повсеместно... Короче, стольких портретов Леонида Ильича не пронесли по праздникам на руках советские труженики за всю его долгую трудовую деятельность… Может быть, поэтому и не стала Страна Советов – Супер-Монаком... или Супер-Монакой?..
Да теперь уже и неважно.
Вот только интересно, а на каких природных ресурсах или высоких технологиях сколотили местные властители свое состояние?

*****

О ТОМ, КАК МОНЕГАСКИ В ПОТЕ ЛИЦА СВОЕГО ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ЖИЗНЬ

Да, трубы заводов здесь не коптят, даже отбойного молотка не услышишь на обочине дороги...
Может быть, казино? - робко интересуетесь Вы.
Может быть - может быть… Хотя, казалось бы, тоже мне – Лас-Вегас Макаович!
Да вот, думаю причина процветания не в промышленности: электротехнической и радиоэлектронной, химической и фармацевтической, пищевой и судоремонтной, как Вас возможно будут там уверять. Попытайтесь найти судоремонтные верфи на крошечном участке побережья! Может быть где-то здесь и существует яхтомоечный цех... Но сомневаюсь, что не станут они лить даже дорогой шампунь в эту благословенную акваторию!
Полагаю, причина – в размещении здесь 800 международных компаний и 50 банков (почти в каждом доме!), и создание для них благоприятного налогового режима.
- А как же - казино?
- Ну, что же Вы такой неугомонный! Как меня упорно уверяли, казино Монте-Карло по доходности превосходит весь американский Лас-Вегас, основные посетители которого - американские бабушки пенсионного возраста, устремляющиеся туда рейсовыми автобусами каждый уик-энд и мечтающие спустить лишнюю сотню долларов с каждой своей не очень скромной пенсии.
А может и подержать «синюю птицу» в руках.
Правда и Монте-Карло, словно не слишком щепетильная дама, не отказывает никому даже в скромных желаниях, помогая опустошить любой кошелек. Даже если Вы готовы потратить всего сотню евро. Только заплатите еще и 10 за вход. Вот так, те, кому не зазорно мелочится, зарабатывают миллиарды.
А доходы казино делятся, как меня опять же упорно заверяли, таким образом: десять процентов остается в распоряжении казино на поддержание и развитие этого восхитительного бизнеса,
десять процентов идут князю Монако «на булавки»,
десять — на обустройство княжества, которое должно быть самым прекрасным из всех княжеств на свете,
десять — распределяются среди всех граждан.
Таким образом на счёт каждого монегаска (а людей с этой странной национальностью, как мы помним, совсем немного) каждый месяц «капают» тысячи евро. Поэтому все, имеющие гражданство сказочного царства-государства, фактически превратились в рантье, живущих на ренту - проценты со своих солидных счетов. То есть, содержат их все остальные увлекающиеся и легковерные жители старушки-Европы – так же, как американские старушки содержат Лас-Вегас.
И Вы, уважаемый турист, если являетесь «богатеньким Буратино», сможете сделать скромный вклад в дальнейшее процветание этого кусочка суши.
- Стоп-стоп! - нетерпеливо возразите Вы, бестактно прерывая меня. - А где же зарыты остальные 60 процентов от доходов игорного бизнеса? 
А вот здесь, уважаемый, если вдруг Вам лично удастся раскрыть страшную тайну, обещаю оплатить первую же Вашу ставку в игре в рулетку в сумме, не превышающей 100 евро.
*****
И еще кое-в-чем можно усмотреть парадокс: хоть местная монархия и считается конституционной, но законодательная-то власть принадлежит и князю, и Национальному совету – якобы: уж больно всё здесь напоминает абсолютную монархию. Невольно складывается ощущение, что всё принадлежит правящему семейству, и всё приносит доходы в его казну, и всё на каждом шагу напоминает о вечном их, властителей, присутствии. И бесконечные портреты, и таблички, и памятники - повсеместные рукотворные панегирики в честь потомков Гримальди.
Здесь многое носит их имена: от грота, где раскопаны скелеты кроманьонцев, до Форума Гримальди, где их преуспевающих потомков можно встретить и ныне.
И через час у Вас уже складывается абсолютная уверенность, что всё, что бы ни создавалось здесь, делается руками или, по меньшей мере, личной инициативой подлинных владельцев этого участка суши.
Возможно, ответная любовь подданных к власти - так же не пустой звук: повсеместно на улицах встречались большие портреты незабвенной Грейс Келли, принцессы Монако и жены князя Ранье III, погибшей в автокатастрофе.
Только не думайте, всё это оттого, что Монако – самое полицейское государство в мире, где на каждые 10 жителей приходится один полицейский.
Так или иначе, с именем принцессы Грейс связаны его восхитительные парки, в том числе - парк тропических растений Jardin Exotique (Жардин экзотик). Этот довольно обширный «парк принцессы Грейс» совершенно фантастическим образом прилепился к скалам, нависающим над городом-государством, взбираясь на едва заметные скальные уступы. Он изобилует мостиками и переходами, гротами и небольшими прудами. Количество цветущих кактусов и драцен не поддается счету. Отдельные кактусы, многометровой высоты, сопоставимы с деревьями и закреплены к каменному массиву хомутами с тросами – ибо, упаси боже, низвергнутся они вниз со скал, словно гигантские зеленые свечи, сбивая все и вся на своем пути.
Это место, возвышающееся над городом на огромной высоте, защищенно скальными склонами от северных ветров и западного Мистраля; здесь, благодаря удивительному микроклимату, возник оазис для благоденствия бесчисленных тропических чудес и роста мексиканских кактусов и африканских эуфорбий, превышающих 10 метров!
 С маленьких площадок для отдыха открываются восхитительные виды на город и бухты, заполненные парусами яхт. И вряд ли Ваша память выпустит когда-либо из цепких объятий подобные виды. И крыши зданий, превращенные в сады с деревьями и кустами, ибо каждый пятачок земли в княжестве имеем цену огромную! И феерическую живописность застройки, в переплетениях всех возможных стилей.  И неописуемый по красоте союз золотистых и белых скал, залитых солнечным светом, густой зелени парков и бесконечно синего Средиземного моря!
И великолепным дополнением к чуду экзотического сада является царство сталактитовых пещер: вход в это подземное царство и находится на территории экзотического сада, и доступ в «мир сказок о горных троллях и гномах, где-то там укрывших несметные сокровища» возможен в сопровождении гида-сказочника; с ним погрузитесь в мир подземных галерей и залов, в которых гигантскими кристаллами сталактитов и сталагмитов мерцают и переливаются невыносимые наружу сокровища.
*****
И как только на этом лоскутке суши умудряются разместиться поля для гольфа, многочисленные парки, и даже – трассы для автогонок по Формуле I! Мало того, что Монако – это пригоршня землицы, да ещё и рассыпанной по крутым склонам предгорий Альп. И внушительная часть застройки ведется на склонах с сооружением многометровых подпорных стен… или на территории, отвоеванной у моря.
*****

НЕМНОГО ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ,
пусть официально запретной, но
могущей разъяснить кое-что из истории Княжества

Монако (Monaco) - маленькое и гордое Княжество, вклинилось между «плечами, а может - коленями» своих солидных соседей: Франции и Италии, сумев протиснуться к самому побережью восхитительного Средиземного моря, даровавшего жизнь многим цивилизациям, а ныне дарующего представления о том, как все-таки надлежит жить человеку, обреченному на успех.
Всё государство состоит из слившихся друг с другом городов (административных округов): Монако, Монте-Карло, Ла-Кондамин, и занимает территорию в 1,95 км2 –это пока всё, что удалось, пошевеливая финансовыми плечиками, отстоять на самом дорогом берегу мира.
Население страны (на тот момент) составляло около 30 тыс. человек, в том числе: подданные Монако – монегаски, французы и итальянцы. Официальный язык - французский. Религия католическая.
Столица города-княжества Монако, как это ни забавно звучит, но порой случается, - тоже Монако! Политический строй - Конституционная монархия. Глава государства - князь. Законодательная власть и принадлежит князю, возможно, отчасти, и Национальному совету - однопалатному парламенту; на вторую палату, возможно, народу не хватает.
Как княжество, это владение известно со средних веков. В давние времена здесь, на скальном уступе, выдающемся в море, располагался мужской монастырь.
В 1297 году предприимчивый генуэзец Франсуа Гримальди «со товарищи», переодевшись в монахов, проникают в монастырь, попросив убежища.
Ночью «гости» вероломно перебили монахов, приютивших их, и Гримальди объявил себя владельцем крепости. За что в истории и получил прозвище «Лукавый».
Хотя, я бы назвал подобное иначе.
Но упаси боже, описывать таким образом историю основания княжества, без риска прослыть врагом государства.
Официальная история Монако и местная система образования будут морочить головы расплывчатыми рассказами о политических интригах в Лигурии и Генуэзской республике, о том, сколько несправедливостей выпало на долю благородной семьи Гримальди, угнетаемой там, о каких-то, ненужных Вам гвельфах и гибеллинах, и борьбе папы с императором...
И, наконец, о том, каким хитроумным способом достойный Франсуа Гримальди обманул гадких генуэзцев, как здесь говорят: «подобно Одиссею», застав врасплох откуда-то взявшихся в монастыре стражников!
И на скульптурном гербе княжества, расположенном над входом в княжеский дворец, изображены два воинствующих монаха в сутанах с вознесенными мечами - напоминание о великом прошлом и способе прихода к власти...
Учитесь, наивные и невероломные соискатели богатств и чинов!
А кем же является второй персонаж на гербе? Полагаю, что это – брат Франсуа, благородный Ренье Гримальди, - который в захвате монастыря участия принимать не мог, ибо в качестве корсара грабил в море торговые суда Генуи. Во время этих неблагородных занятий пират и ушёл в мир лучший (хотя, как знать).
В этих фигурах монахов, размахивающих мечами, я бы усмотрел глумление и над религией, и над понятиями рыцарской чести и доблести! Тем не менее, Гримальди, совершивший далекий от благородства поступок, по утверждению местных изданий, принадлежал именно к благородной семье. Только не ищите исторических параллелей с членами духовно-рыцарского ордена госпитальеров или иоаннитов, как-раз-то и основанного в Палестине для защиты паломников, направляющихся к святым местам. Здесь всё с точностью наоборот - этакие «паладины, убивающие монахов».
Но, как говорится, бог им судья! А крепко наказывать их Всевышний вроде, как и не собирается!
А ради создания героического ореола вокруг борьбы семейства с нехорошей Генуей и основательности потомственных претензий на землю – нарушение исторической истины есть такая мелочь! 
Тем более что потомки их уже давно такие хорошие! Так что, кто старое вспомянет, тому и не видать роскошеств этого рая!

А теперь ещё (в том 2010 году) на дворцовой площади появилась и зловещая статуя черного монаха в опущенном на голову капюшоне, очень напоминающего ниндзя и прославляющая славные деяния основателя династии. Что же, когда ты живешь в Монако, какие могут быть комплексы!
Но, так или иначе, Гримальди объявили себя суверенными феодалами.
Тут конечно Генуэзцы начали свои поползновения, как говорит история Монако.  Но если напору Генуи захватчику и удавалось противостоять, то уж в 1524-1641 годах крошечному княжеству волей-неволей пришлось побывать под испанским господством.
В 1641 году Оноре II тайно подписал договор с кардиналом Ришелье, всемогущим министром французского короля Людовика XIII, и попросился принять его под защиту французской короны.
Далее Монако находилось под французским протекторатом.
Но во время Французской революции принц Монако Оноре III был свергнут с престола и посажен в тюрьму в Париже.
Как это необыкновенно возвышенно (…и коряво) сказано в местном проспекте, повествующем об истории государства:
«Княжество Монако – это плодородная земля, на которой растут цветы мира, которые ни войны, ни века не смогли вырвать из рук и из сердец семьи Гримальди». 
Какое счастье, что оно не вело завоевательные войны!
И ещё более вдохновенно, превосходя самих себя в «псевдовосточном красноречии», косноязычные местные воспеватели этого и без них прекрасного края, провозглашают:
«Эти Принцы белой чайки, парящей над берегом моря, монархи Монако и его народ, воплотили в жизнь, с помощью веры и любви, сказку о лучшем мире. Сегодня вы не услышите названия Монако в контексте раздоров и споров (это так прекрасно!). Как и название незабываемых духов, оно упоминается в моменты фантазии (какой?) и любви (наверно, во время занятия любовью!) или как выражение желания совершить путешествие в царство счастья!»
Вот так, и никак не меньше!
*****

ЕЩЁ ЧУТЬ-ЧУТЬ СУХОВАТОЙ ИСТОРИИ

Возможно, и не стало бы Монако местом столь привлекательным для состоятельных и притчей во языцех, если бы не принц Флорестан!
Он поглядывал завистливо на не столь далекие Канны и Ниццу, где предприимчивые французы уже собирали первые доходы с туризма: в Ницце прокладывалась знаменитая Аллея англичан, а лорд Брукгам превращал Канны в модное для отдыха место.
При нём и родилась идея превратить княжество в легальный центр азартных игр, и были предприняты первые шаги на этом высоком поприще.
Его сын Карл III успешно развивал отцовские устремления и привлёк знаменитого уже в то время Франсуа Бланка, у коего был опыт работы в казино Гамбурга. Бланк настолько укрепил игровую мощь княжества умелым управлением, что гости казино поговаривали: «Не важно, на какой цвет ставить, все равно выиграет Бланк – белый!»
Казино Монте-Карло стало символом игорного бизнеса, и преступно-мафиозная отрасль, направленная на извлечение нетрудовых доходов и использование пагубных страстей и пороков человеческих, восторжествовала и получила узаконенный государственный статус.
Район Монте-Карло превратился в одно из самых престижных мест для прожигателей состояний, в барочную причуду «сильных мира сего». Удивительные здания причудливой архитектуры, увенчанных бесконечными башенками и облепленных скульптурами обнаженных нимф и Посейдонов, поражают воображение и ныне. Отели Париж и Эрмитаж*, строившиеся в 1800-х годах, до сего времени являются одними из самых восхитительных и престижных в Европе.
Ресторан при отеле Париж дважды получал звание лучшего ресторана… нет, не Монако, а Франции!

*Эрмитаж - от франц. ermitage - место уединения.
*****

О РОЛИ НАУКИ В ПРОЦВЕТАНИИ ДЕРЖАВЫ

Местные князья за достаточно долгую историю скопили и скупили собрания картин и музейных экспонатов. И дворец–резиденция правителей действительно представляет собой драгоценный ларчик, инкрустированный вполне достойно, даже для образцового французского барокко.  И открыт он для посещений бесчисленных туристов, что, впрочем, не является исключением для монархических и феодальных домов Западной Европы. Зачем отказываться от дополнительной статьи доходов, если толпы подданных просто рвутся взглянуть на то, как благоденствуют за их же счет собственные властители… и готовы платить за это немалые деньги!
Загляните же и в этот маленький «Версальчик», искренне рекомендуемый мною в качестве объекта для посещения №2.
А что же достойно звания «Объект государственной важности №1»?
Лично по моему определению – это не что иное, как Океанографический музей, или как его здесь еще называют – «Пале-музей» (Дворец- музей).
Открыт он был в 1910 году принцем Альбертом I.
Восхитительное здание было возведено архитектором Делефортри на самом краю вознесенного высоко над морем скального массива, и, можно сказать, встроено в его твердыню. Здание словно обрывается в море… нет –точнее, оно словно поднимается из воды сталагмитами каменными пилястр, пластикой фасада и цветом кладки продолжая фактуру гранитных стен, изваянных природой. 
И если с суши, со стороны аванплощади – это 2-х этажное корректно-классическое здание, то с моря оно предстает шестиэтажным колоссом, вросшим в камень.
Но речь идет не просто о его архитектурных достоинствах и причудах – в недрах дворца-музея заключается вклад принца Альберта в изучение океанографии, и совершившего двадцать восемь научно-исследовательских экспедиций и оснастившего четыре научно-исследовательских судна.
 В залах «Кита» и «Белого медведя» собраны интереснейшие экспонаты многочисленных экспедиций.
Среди серьезных экспонатов внимание каждого вдруг привлечет блок льда, привезенный с географического северного полюса Альбертом II.
В форме огромного яйцо, переливаясь разными цветами в искусственной подсветке, он сохраняется уже который год в стеклянном трехслойном кубе при постоянной температуре –9,5°С. Откуда это станет известно – да с постоянно высвечивающегося температурного табло, фиксирующего температуру в кубе.
В центре зала «Белого медведя» стоит чучело исполина полярных широт с оскаленной пастью. Называется это чучело «Do not touch» – руками не трогать!
Прежде мишка с окровавленной пастью опирался на тушу пойманного им тюленя (на сделанных когда-то фото), но видимо со временем в этом узрели некую зловещность и заменили жертву камнем.
Из множества экспонатов очень забавно выглядят: нарты с парой колес – этакие сани-вездеходы (что - по снегу, что - по земле), снегоступы, категорически напоминающие ракетки для бадминтона, и очки для защиты зрения в сверкающих белизной заснеженных широтах – толстые деревянные плашки на завязках, с узенькими прорезанными щелями.
Так как Альберт II был большим исследователем жизни в морях и океанах, примечательно смотрится его китобойная шлюпка, со страшенным гарпуном. И, судя по погнутости огромного наконечника, применялся он достаточно успешно. Невольно вспоминается трагичный роман Германа Мелвилла о китобоях - «Моби Дик».
В океанариуме же музея собрана удивительная по богатству коллекция морских животных из полипов (кораллов и актиний), моллюсков, ракообразных и, конечно, из не поддающихся счету видов рыб.
(Кстати, или не кстати: невероятно забавно классифицирован коралл в словаре Даля.  Корал м. – животнорастение (!) на дне моря; каменный. известковый остов, в виде деревца или иного образа, одетый животною слизью. 
Полный восторг!)
Этим «Храмом моря» до последних своих дней руководил неугомонный мореплаватель, зачинатель подводных исследований и заклинатель чудищ морских Жак-Ив Кусто.
Восхитительна и уникальна коллекция, собранных его командой живых кораллов. Поражают даже самое отчаянное воображение ползающие и плавающие обитатели тропических вод.
Вас могут искренне уверять, что принц Альберт создавал новые приборы и инструменты, усовершенствовал процесс исследований океана и даже персонально поймал «вот этого гигантского осьминога с Азорских островов» … Но неужели мы в избыточной мере не знаем каким образом все наши вожди строят, возводят, исследуют и что они на самом деле ловят!
Да и, в общем, не в этом дело!
Большой наш капиталистический поклон правителю уже за то, что, живя в самодостаточном мире гольфклубов и казино, в мире неумеренного потребления и поглощения ананасов и рябчиков возникла в нем «потребность в созидании». И, поедая сырых устриц и рыбу дорадо, ощутил он интерес и тягу и к живым обитателям морских глубин, и приобщился к исследованиям окружающего мира, и потратил столько средств на науку, которые вполне бы могли уйти черт знает кому под хвост!
И велел построить музей, призванный увековечить память о нём, как о правителе достойном уважения и мудрейшим среди мудрых.
Так здесь и называют его – «Мудрый принц» и считают основателем океанографии. Пусть это звание останется на совести монегасков, но сам музей безусловно работает на национальный престиж Монако. Не будь его, ассоциировалась бы страна лишь с рулеткой!
То, что внимание к этому княжеству привлек своими бесконечным плаваниям всемирно-известный Жак-Ив Кусто, для которого оно и явилось домом родным, - факт неоспоримый.   
И мы до сего времени, затаив дыхание, смотрим его бесконечные фильмы, и вместе с ним погружаемся в бездонные глубины океанов. И называем здешний Морской музей не Океанографическим музеем князя Альберта I! И слегка озадаченные смотрим в залах на сухопутные экспонаты северно-полюсного происхождения, и с некоторым раздражением читаем бесчисленные панегирики в честь князя Монако… и настырно повторяем, что побывали в Музее Жака-Ива Кусто!
Возможно, что это один из тех немногих случаев в истории воспевания деяний вождей, когда истина всё же торжествует! Но и в этом случае, музей всё равно работает на их престиж.

Как когда-то сказал мудрый принц на открытии музея:
- Я дарю его как ковчег, символ единения мудрецов всех стран!
Несколько косноязычно, но как высокопарно! Что за ковчеги выступали символами единения мудрецов – не «Ноев» ли, набитый животными по принципу: «каждой твари по паре»?!
Правда, не конкретизировано также, кому Его Высочество дарит Океанографический музей, и почему тот должен стать символом мудрецов?
Скорее ковчег мог бы явиться Символом спасения живой природы.
Ну да бог с ними: вожди никогда не отличались ясностью мысли, часто сами учились неважно, да и тексты, заранее написанные для них референтами, учили неприлежно.
Но им, мудрецам, как говорится, виднее!
*****
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РОЛИ ВЫСОКОГО ИСКУССТВА

На площади перед Пале-Музеем долгие годы красовалась маленькая желтая, почти игрушечная, подлодка капитана Кусто. Являясь буквально красочным символом подводных исследований выдающегося французского океанографа и директора Океанографического музея в Монако, субмарина привлекала всеобщее внимание, призывала расширить свой подводный кругозор и, так сказать, зачерпнуть из кладезя знаний о сокровищах морей и океанах. Во как! Прошу отметить – речь идёт не только о пиратских кладах!
Это она так заворожила легендарных «Жуков» (Битлз), что те написали свою непотопляемую «Yellow submarine».
Но в здании музея, помимо океанариума, содержались и залы, посвященные полярным экспедициям (а может быть – турпоездкам?) выдающегося ученого, а по совместительству и правителя - князя Альберта. Но мне показалось, что залы эти не вызывали подобного же ажиотажа, как коллекции обитателей подводных глубин, собранные преимущественно Кусто; они несколько пустовали даже при больших очередях в сам музей.
Очевидно, жёлтая подлодка постоянно напоминала всем о Кусто – о том, кто является истинным вдохновителем и устроителем океанариума. Таким образом снижался ценз деяний и заслуг самого монарха.
Так ли посчитали вожди этой страны или иначе, но подлодку убрали в закрытые помещения. Но, дай бог, чтобы я ошибался: нам же объяснят, что легендарную и такую уязвимую для осадков субмарину просто защитили от суровых атмосферных условий княжества.
А чтобы никто не подумал, что и к подводной коллекции сами монархи совершенно непричастны, рядом с музеем даже установили памятник огромному осьминогу, якобы персонально пойманному князем Альбертом II. Уверяют, что он выполнен в натуральную величину.
Интересно, как же удалось князю его «персонально» поймать? Ведь, судя по размерам, если бы подобный осьминог поймал князя, ни о каком Пале-Музее мир бы так и не узнал!
Мало того, дабы знали мы что были князья ещё и суровыми капитанами, покорителями ледяных вод Арктики, рядом, в парке у музея недавно поставили еще один монумент: князь Альберт I в штормовке и капюшоне стоит за штурвалом, оторванным от корабля!
Следует воздать должное автору изваяния: размер памятника сильно уступает монументу Церетели Зураба Константиновича «Петр I за штурвалом корабля», установленному почему-то в Москве и на Москва-реке. И, к счастью, от изображения самого корабля под крепкими ногами князя автор мудро отказался.  Левая нога молодецки попирает бухту якорного каната – ведь бывалые моряки всегда укладывают корабельные канаты перед штурвалом!
Теперь-то уже благодарный монакский народ не забудет, кто здесь тут был истинный мореплаватель!
Только вот почему исполненный мужества монумент установлен не на утесе над пенящимся морем или хотя бы не перед океанографическим музеем, что гораздо больше соответствовало бы героической ауре и морской тематике, воплощенной в нем? 
Отчего нашел он пристанище в вальяжном парке среди цветущих азалий и в окружении голых бронзовых женщин. Возможно, цветы, по замыслу заказчика, должны воплощать мятежные волны полярных широт, а обнаженные тетеньки — морских наяд! Ну, как говорится, вымпел им на мачту!
А ответ прост: место на площади было зарезервированы для более впечатляющих шедевров.
Итак, как я упомянул, желтая субмарина с площади исчезла. Но мы-то давно уяснили, что «свято место пусто не бывает»!
Это особенно касается площадей! И место желтой подлодки заняла весьма занятная скульптура!
И если «архитектура – это застывшая музыка», то скульптура – это... «замороженный или отмороженный звук»!
Только порой не вполне понятно, что за материализовавшееся чудо глядит на Вас: то ли – скульптура из области «сюрра», то ли результат вдохновенных трудов Джека-потрошителя.
И СОЛЬ проблемы в том, что ДО-ЛЯ подобных ФА-нтасмагорических произведений в МИ-РЕ СИ-льно велика!
Во всяком случае, подобных тем, о которых сейчас и пойдёт речь.
На площади перед Пале-Музеем установили огромное изображение... как бы его квалифицировать? Наверное – «Расчленёнка»! Многоцветное, по-детски жизнерадостное творение супермодного на Западе скульптора. Это «нечто» являлось гигантским существом с обрубленными руками и ногами, или тем, что от него осталось. Этакий «Венер Монакский»!
Мало того, с половины его обезчленённого торса была стянута кожа, обнажающая мышечный корсет и, местами, внутренние органы – изуверское пособие для начинающих патологоанатомов!
Тому, что творилось с головой бедняги, также не позавидуешь. Крышу ему основательно снесло, и над открытой черепной коробкой возвышался мозг мыслителя!
Выкатившиеся в ужасе глазные яблоки страдальца возопияли, взывая к сочувствию окружающих.
А окружающие были радостны и безмятежны. С выражением полного счастья на цветущих лицах они фотографировались рядом с этим чудом-юдом.
Женщин привлекало исключительно огромное «достоинство» гиганта, разноцветное и также, как и все тело, наполовину раскрывающее его внутреннюю природную конструкцию. И располагалось оно как раз на должном, очень удобном для совместного фотографирования уровне. Больше ничего в кадре уже не помещалось.
Это, очень развлекало многих, и к жизнеутверждающему чуду постоянно стояла очередь желающих запечатлеть себя на память в сравнении с редкостным экземпляром. И очередь была поболе, чем в сам музей.
Несколько смущает ход мыслей августейшей семьи, решившей установить «пособие по анатомии» перед входом в музей, основанный для экспонирования достижений в океанографических исследованиях.
Перебежал бы этот монстр что ли к крыльцу, скажем, медицинского института. Хотя, куда ему без ног! - если у его заказчиков от восторга тоже крышу снесло.
Говорят, за этого Венерического... извиняюсь, - «Венероподобного монстра» одна из дочерей Келли Грейс отвалила творцу немало тяжко заработанных миллионов! 
А благодарный и столь креативный творец не остановился на одном шедевре: в подобном же стиле им было выполнено еще несколько. Да и почему бы не творить, если есть люди, готовые платить за это, ну, совершенно неприличные деньги! Да и почему бы не заплатить эти неприличные деньги, даже если они зарабатывались титаническим трудом местных казино!
В общем, руке того же автора... а может быть – и не руке, принадлежал располагающийся неподалеку единорог, также основательно изувеченный: с одной стороны -белоснежно белый, с другой — кроваво-мышечно-кишечно разноцветный!
Но самым вдохновенный творением гения стала гигантская беременная красавица! - о, горе Церетели, до сего момента не превзойденному в масштабности творческих дерзаний! Эта дева, не уступающая масштабом форм маяку, разместилась на конце мола, вылетающего далеко в море, дабы встречать корабли, стремящиеся найти пристанище в мирной гавани княжества. 
Неусыпным колоссом Монакским возвышается она во весь свой девичий рост, устремив зоркие очи в сверкающие просторы лазурного моря. Голова её гордо вскинута, словно оттянута тяжелой черной косой, сбегающей по спине. Левой рукой завораживающее создание придерживает обескоженные ягодичные мышцы, возможно - от окончательного разваливания...
Или просто обескуражено почесывает то, что осталось от когда-то привлекательной попы? — сказать определенно не представляется возможным.
Увы, со всем её устремленным навстречу кораблям телом, обнаженным местами до внутренних органов, создатель поступил столь же немилосердно.
А может быть она, словно обломок страшного кораблекрушения, установлена в назидание легкомысленным капитанам?
А, может быть, призывает отчаявшаяся «Пенелопа» вернуться в отечество своего сбежавшего Одиссея - беспутного отца её будущего гигантского чада?
И стоит так годами, обречено и до полной телесной аннигиляции…
А, может быть, просто взывает к странникам: «Осторожно! В этом финансовом Раю можно потерять не только последнюю рубашку!»
Вот такой «маяк» встречает приплывающие сюда суда, словно предостерегая от чего-то, неминуемого!

*****

НЮ - КАК ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО,
а не итог посещения казино!

Среди невероятного множества скульптурных произведений Вы увидите немало привлекательной «обнажёнки». В саду принцессы Келли Грейс, неподалеку от мужественного и к счастью одетого принца Альберта, поглощенного своим оторванным от корабля штурвалом, не комплексуя расположилась обнаженная медно-окисленная зеленоватая дама с отполированными грудными железами и захватанным лобком. Поглощенная разглядыванием уже немолодого лица в ручное зеркальце, больше напоминающее сковородку, увядающая красавица давно привыкла к непрерывно ласкающим её рукам и не обращала внимание на прогуливающихся по парку прожигателей жизни. И, судя по фигуре, в вопросах взаимоотношений полов дама была уже многоопытной особой.
Но и это не останавливало жаждущих подарить ей трепетное прикосновение.
Парадокс в том, что груди её были основательно потёрты исключительно ласковыми женскими ладошками. Но не усматривайте в этом ничего, что имело бы отношение к лесбийским предпочтениям путешествующих женщин.
Хотя... судя по составу европейских туристических групп, состоящих на 99 процентов из дам, такой вывод вполне напрашивается.  Но, нет! - совсем даже наоборот: поглаживанием бронзовых «сисек и… извините» занимаются исключительно правильно ориентированные дамы. Всё объясняется более чем прозаично: застывшая в металле красавица, довольная подобным обхождением, обещает каждой ласковой девушке плодотворный секс и легкие роды…  Иными словами, счастья в семейной жизни!

А в парке, расположенном за роскошным, поражающем воображение зданием казино Монте-Карло среди прочих скульптурных странностей нашли пристанище темно-бронзовые Адам и Ева: очень толстые и по-детски растерянные, что выглядит весьма трогательно, несмотря на акцентировано выделенные причинные места. Якобы, если потереть этих наших пращуров, то бишь не всех, а местами, то и с Вами случится непредотвратимое счастье в семейной жизни и проявится совершеннейшая плодовитость! Но, впрочем, у меня при взгляде на крошечный, натертый до блеска атрибут праотца возникли некоторые сомнения в его способности произвести на свет хотя бы какое потомство.
Так в парках и скверах удивительного государства жизнеутверждающе сияют на солнце натертые до блеска причинные места бронзовых прелестниц и их кавалеров.
И мечтают приезжие (о, наивные!) обрести здесь, наконец-то, полное счастье в любви, а то и в браке. Такое же полное, как толстые бронзовые тетки в местных парках! А ведь всё это – уже после того, как Вы спустили всю наличность в местном казино!
Только и остается, что ходить по дорожкам и натирать до блеска безучастную скульптуру.
Вот такое внимание проявляет Монако не только к содержимому кошельков состоятельных приезжих, но и к их семейному благополучию и сексуальной состоятельности! Дабы не обезлюдела вдруг тропа «волхвов, дары приносящих»!

Вот, пожалуй, и всё!
И без того я оказался непозволительно многословен.
*****


Рецензии