Дикарь, фильм 1975 года

Все дикари хороши, кроме скучного

Понятно, что красота – вопрос субъективный, и спорить о нём заведомо бессмысленно и проигрышно: Денёв служит едва ли не эталоном красоты в мировом кинематографе последние 50-60 лет. Действительно: статная блондинка с утонченными аристократическими чертами, идеальной фигурой и грудью... Но все эти визуальные качества в кинематографе зачастую играют против самой актрисы: её образа, амплуа и, что хуже, замысла картины...

Требуется поистине великий актерский талант, чтобы переиграть свою заведомо выигрышную внешность. Увы, фильмы, благодаря которым молодая Денёв получила мировую известность, говорят обратное: актриса она весьма посредственная, невыразительная и статичная. Даже когда они играют в «зажигательные» кошки-мышки с Монтаном, её лицо остается безучастным, отстраненным и постным. Да и в диалогах она словно монотонно стучит по одной клавише рояля, без красок, акцентов, полутонов.

Увы, она не играет, а если это и есть игра, то вывод столь же печален: во всех этих картинах Катрин Денёв – актриса одного единственного образа: образа холодной неприступной красавицы. Её красота всегда и везде холодна и безучастна. И везде она в них безэмоциональная, бесстрастная и бесчувственная. Даже асексуальная. Без кровинки – как рыба. И в Дикаре она ровно такая же, как и в Дневной красавице, Шербурских зонтиках, Ослиной шкуре и других фильмах периода 60-70х. Для контраста можно вспомнить хотя бы Роми Шнайдер того же периода в фильме «Бассейн»: её томный завораживающий взгляд, кошачью грацию и дикую сексуальность через край, в каждом повороте шеи, движении рук, глаз… что Денёв и не снилась.

Образ эдакой великосветской мадам Шерер стал более-менее органичен у Денёв в более зрелом возрасте. Но в 30 лет, на пике женской сексуальности, когда она должна зашкаливать и сводить с ума, образ не тянет ни на что, кроме вялого разочарования. Повторюсь: вопрос красоты субъективный. Кому и Денёв – дневная красавица.

Да и сюжет фильма такой же плоский, безыскусный и наперёд прогнозируемый, до последней секунды. Единственный захватывающий динамичный момент – снайперский бейсбольный бросок Монтана ананасом. Когда хочется похлопать герою и сказать: «Браво, наконец-то».

Столь банальный сюжет могли бы вытянуть хорошие актеры. Но их в фильме катастрофически не хватает. Да, отчасти спасает Ив Монтан, почивающий на лаврах расхожего образа безупречного красавчика, любимца женщин, публики, критиков, баловня судьбы и «о, счастливчика». Хотя эта маска постоянно диссонирует с сыгранным им опустившимся героем-дикарём. Ну, ещё колоритная женщина-агент парфюмерной империи, до боли напомнившая отечественную звезду ролей второго плана Евгению Ханаеву (Розыгрыш, По семейным обстоятельствам). Но их двоих недостаточно, чтобы вытянуть слабый сценарий, заявленный как романтическая авантюрная комедия, но и близко не дотягивающий до лучших образцов жанра.

В итоге, самой запоминающейся в фильме оказалась... красная кухонная плита на фоне лазури Атлантического побережья и выбеленного на солнце песка райского острова. Впору добавить её к классической фразе: «Переиграть животных, детей и красную газовую плиту невозможно». И что в итоге, спустя время, мы вспомним об этом фильме: как Монтан с Денёв красную плиту по острову таскали…

Baddy Riggo, 20.10.2019

Прямая ссылка на страницу рецензий на портале Кинопоиск:
https://kinopoisk.ru/user/595574/comments/


Рецензии