Два художника

После того, как Александр Тышлер побывал на бойне, он долгое время не то что есть мясо, даже смотреть на него не мог. Все вспоминал, как прямо на его глазах быку перерезали вены и артерии, подставляли корытца для льющейся крови. Потому что бычья кровь. как объяснили Тышлеру, очень ценное сырье.
Художник не отводил глаза и когда началась разделка быка: сначала содрали шкуру, потом отрезали голову...
На бойню Тышлер поехал сам, добровольно. Только потому что решил изобразить убийство быка, и хотел увидеть его собственными глазами, чтобы добиться точности, достоверности деталей.
Первое время он не мог выносить одного только вида мяса. Но прошли годы, и Тышлер не без гордости говорил, что картина его ("Бойня") находится в Третьяковской галерее.
Другой художник, Владимир Милашевский, весной 1916 года занимался тем, что рисовал в Трофейной комиссии георгиевских кавалеров: старших унтер-офицеров, фельдфебелей , вахмистров, всех тех, кто имел "полный бант", то есть все четыре степени солдатского георгиевского креста.
Художнику надо было узнать, чем отличился тот или иной герой, и непременно живописно изобразить, например, как бесстрашный вояка сажает на штык сразу двух немцев.
На основе данных рисунков печаталась очередная брошюрка и рассылалась по воинским частям. Для "подражания". Чтобы те, кто воюют, с вдохновением врагов на штыки насаживали.
Милашевский, замечательный портретист, никак не мог справиться со второй частью работы. Он не мог вынести даже когда на кухне петуха потрошат, а тут его учили, как штык входит во врага. "Штык иначе входит в кишки, чем вы нарисовали! Когда вы почувствовали, что штык вошел достаточно глубоко в брюхо, надо сделать движение второе, приподнимающее человека кверху. Да вы, оказывается, совершенно не представляете, как это происходит!"
Милашевскому никак не давались жестокие сцены.
- Да вы не художник вовсе! - сказали ему и откомандировали из Трофейной комиссии.


Рецензии