Английский университет Казахстану

Опыт работы тьютором Школы бизнеса английского университета в русскоязычном пространстве дает возможность наглядно представить конкретность «западной» помощи в инновационное развитие страны.

1.Справочная компиляция из интернета 

Большую часть территории Казахстана составляют пустыни – 44% и полупустыни – 14%. Степи занимают 26% площади , леса – 5,5%. В стране насчитывается 8,5 тысяч рек.
Минерально-сырьевая база - более 5 тысяч месторождений, прогнозная стоимость которых оценивается в десятки триллионов долларов. Первое место в мире по разведанным запасам цинка, вольфрама и барита, второе – по серебру, свинцу и хромитам, третье – по меди и флюориту, четвертое – по молибдену, шестое – по золоту.
Значительные нефтегазовые ресурсы -9 место в мире по подтвержденным запасам нефти. 8-е место по запасам угля и 2-е место по запасам урана.
Входит в десятку ведущих мировых экспортеров зерна, один из лидеров по экспорту муки.

Для диверсификации экономики в стране успешно реализуется программа индустриально-инновационного развития, в соответствии с которой  модернизируются старые и открываются новые предприятия. За годы независимости в Казахстан привлечено 200 млрд. долларов зарубежных инвестиций, это около 70% общего объема всех инвестиций, привлеченных в Центральную Азию.

Казахстан приступил к реализации «Плана нации – 100 конкретных шагов», что предусматривает коренные преобразования с целью реализации Пяти народных реформ: формирования профессионального государственного аппарата, обеспечения верховенства закона, индустриализации и экономического роста, идентичности и единства,  формирования подотчетного государства.

Являясь лидером в Центральной Азии, влияет на стабильность в регионе. Правительство тесно участвует в возглавляемой США войне с террором.
Великобритания является третьим по величине иностранным инвестором в Казахстане. Более 100 британских компаний ведут свой бизнес в Казахстане. Великобритания и Казахстан сотрудничают для создания вспомогательной инфраструктуры и коммерческой деятельности для транс-Евразийского транспортного коридора и коридора Шелкового пути.

В Казахстане хорошо осознана потребность в высококвалифицированных специалистах со знаниями и навыками, присущему веку новых технологий. Нужен научный центр, создающий не только учёных, но и новые технологии в перспективных инновационных сферах. При Новом университете создан Международный междисциплинарный инструментальный центр - основная база инноваций.

2. С кем работала английская университетская Школа бизнеса

Пример 1. ТОО «ХХХ»: Поставка пищевых ингредиентов из стран ближнего и дальнего зарубежья для производства кондитерских изделий и мороженного.
Год создания компании: 2001.

Компания является представителем кондитерского концерна ЗАО «YYY» Украина, ООО «Дельта Вилмар СНГ». Заключены долгосрочные контракты с крупнейшими заводами в Малайзии и Индонезии по поставкам какао, кокосового и пальмового масел, шортенинга, а также специальных жиров.
За все время работы ТОО «ХХХ» зарекомендовала себя как надежный партнер. Клиентами являются такие крупные компании как: ТОО «Компания Фудмастер Айс крим», ТОО «Компания Фуд Мастер», ТОО «Шин Лайн», ТОО «Алматы снэк фуд», ТОО «Молочный завод Солнечный», ТОО «Фирма Смак», ТОО «Хильсан», ТОО «Конфетки бараночки», ТОО «Назик», ТОО «Беккер».

Наименование консультируемого проекта: Исследование факторов, которые препятствуют завоеванию лидерства на рынке пищевых ингредиентов.

=== Выработка целеполагания для компаний

Определение цели, с которой Субъект - наш обучаемый и те, кого он представляет, - всматриваются в РЕЛЕВАНТНУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

ТОО «ХХХ»: Исследовательский проект направлен на выявление причин низкой рентабельности деятельности компании за последние 18 месяцев: снизились продажи, сократилось число клиентов, у сотрудников компании появилось много свободного времени, поэтому в компании произошло небольшое сокращение штата.

Выявление маркетинговых и управленческих проблем, которые привели компанию к снижению рентабельности, а также которые мешают занять лидирующую позицию на рынке. Параллельно с этим  поиск возможностей, которые помогут  решить эти проблемы и помочь компании стать сильной и конкурентоспособной в своей сфере. 

Исследование затронуло такие аспекты как Рынок и Люди, так как я предполагала, что именно незнание и неиспользование основ маркетинга и  неэффективное управление человеческими ресурсами  привело к упадку рентабельности деятельности и ценности компании в глазах потребителей.

Итоговая оценка тьютора: Хорошо – содержательное представление цели.

=== Переход от содержательно и ясно представленной Цели к задачам по её достижению.

В соответствии с поставленной целью ОПРЕДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, которые отражают логику исследования:

- Выявить на предприятии ТОО «ХХХ» принципы и методы  использования мотивов для стимулирования трудовой деятельности персонала;
- Проанализировать степень использования материального и нематериального стимулирования в механизме управления трудовой мотивации персонала;
- Проанализировать степень удовлетворенности сотрудников и изучить мотивацию персонала на данном предприятии;
- Разработать рекомендации по совершенствованию мотивации персонала.
- Рассмотреть взаимоотношения с потребителями с помощью получения обратной связи.
- Сделать SWOT-анализ путем описания сильных и слабых сторон деятельности, поиска угроз и возможностей.
- Написать выводы и рекомендации, которые можно охарактеризовать коротко: рекомендации по внедрению KPI.

Итоговая оценка тьютора: Хорошо – содержательное представление задач, обеспечивающих достижение цели.

=== Настройка обучаемого представителя Компании на видение в оргструктуре Компании - системного распределения функциональных задач и средств для их исполнения.

=== При исследовании мотивационных спектров персонала Компании обучаемому представителю Компании помогли различать ожидаемые, очевидные отношения и неочевидные - последние, как резерв к развитию мотивационного управления.

=== Ориентирование на содержательный корректный анализ.

Проведенный анализ подсистемы «Сильные и слабые стороны Компании в соотнесении с благоприятствующими возможностями и угрозами рыночной среды» послужил основой для формирования комплекса рекомендаций к развитию деятельности

Итоговая оценка тьютора: сформированы обоснованные оценки возможностей эффективно действовать и содержательные обоснованные рекомендации.
Оценено качество отчетного документа о проведенной учебно-практической работе, как коммуникативного средства - ясная структура, точность передачи содержания работы и результатов. Обученный сотрудник Компании подготовлен к лидерской позиции в инновационной стратегии Компании.

Обратная связь от обученного представителя Компании: "Я благодарна тьюторам за то, что они нас, студентов очень мотивировали на написание достойного проекта, за их амбиции, веру и поддержку  нас. Особенно, когда силы на исходе, и наступает апатия и желание, чтобы все закончилось скорее. За то, что они ставят высокую планку, учат нас мыслить нестандартно и широко, а уж насколько это получается у нас – вопрос отдельный.
Я благодарна всей команде Университета, которая разработала, внедрила и обучает нас этим знаниям. Удивительная структура обучения позволяет учиться и получать знания, потому что по-другому тут не сдашь не одно задание. Спасибо! И УДАЧИ!!!»

=== Приводится солидный список используемой литературы:

1. Руководство по изучению блока 1: Учеб.-метод. пособие. /Пер. с англ. – курс «Управление деятельностью и изменениями», Школа бизнеса британского университета/
2. Сборник ресурсов для проекта. /Пер. с англ. – курс .../
3. Буклет заданий по «Управлению деятельностью и изменениями». /курс .../
4. Рыночно - ориентированная организация. Кн.2 /Пер. с англ. – курс  .../
5. Понимание операций. Кн.3 /Пер. с англ. – курс .../
6. Управление операционной деятельностью. Кн.4 /Пер. с англ. – курс  .../
7. Результативное управление человеческими ресурсами. Кн.5 / – курс .../
8. Учет в эпоху расширения полномочий. Кн.6 /Пер. с англ. – курс .../
9. Интегрированный подход к пониманию деятельности. Кн.7 / – курс .../
10. Управление информацией. Кн.8 /Пер. с англ. – курс .../
11. Информация и принятие решений. Кн.9 /Пер. с англ. - курс .../
12. Осуществление финансового контроля. Кн.10 /Пер. с англ. – курс .../
13. Методы финансового контроля. Кн.11 /Пер. с англ. – курс .../
14. Управление психологическим контрактом. Кн.12 /Пер. с англ. – курс .../
15. Управление деятельностью людей. Кн.13 /Пер. с англ. – курс .../
16. Превосходство в обслуживании потребителей. Кн.14 / – курс .../
17. Превосходство в продукции. Кн.15 /Пер. с англ. – курс .../
18. Планирование и контроль. Кн.16 /Пер. с англ. – курс .../
19. Бенчмаркинг лучшей практики. Кн.17 /Пер. с англ. – курс .../
20. Оценивание деятельности. Кн.18 /Пер. с англ. – курс .../
21. Управление деятельностью в компании. Кн.19/20 /Пер. с англ. – курс700 .../
22. Светлана Иванова, «Мотивация на 100%», ООО «Альпина букс», 2005
23.Карл Сьюэрл и Пол Браун, «Клиенты на всю жизнь», Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2007; перевод с англ.
24. 25.26. ...

Пример 2.  Проект «Климат для инноваций и процесс разработки нового продукта»

=== Постановка субъектной позиции, позиции целеполагающего Субъекта по отношению к перспективе инновации.

Резюме Проекта. Проведено изучение процессов при производстве продукции, проведен анализ появления идей, их жизнеспособность, планирование работ и исследований. Выяснено понимание руководителями и сотрудниками своей роли и определены проблемные участки, требующие изменения как самих процессов , так и возможно персонал. Углублено понимание рацпредложения и идеи и это доведено до рядовых работников. Проведен системный анализ сильных и слабых сторон, действия или процессы порождающие проблемы. По результатам исследований выявлены и углублены знания по решению стратегических задач и процессов достижения целей.

Ориентир от тьютора.

Поскольку работа практико-ориентированная, имеет смысл четко указать, что это не только Ваши личные знания, а знания в организации; то есть, типа: в организации сформированы концептуальные представления о решении стратегических задач и процессов достижения целей.
«краткие выводы и рекомендации по совершенствованию процессов и управления» - это ключевые детали проведенной работы и их следовало указать в Резюме.

=== Определение цели, с которой Субъект - наш обучаемый и те, кого он представляет, - всматриваются в РЕЛЕВАНТНУЮ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

=== Продекларированные цели Проекта

- будут изучены процесс разработки нового продукта, проведен системный анализ с выявлением проблемных зон, требующих улучшения и принятия мер по устранению.
- будут исследованы процессы формирования идей, как и откуда они появляются, кто или что является генератором новых идей. Как происходит процесс отбора жизнеспособных идей, почему определенные на первый взгляд актуальные из них отсеиваются при мозговом штурме. Как идеи претворяются в жизнь, какие при этом процессы происходят. Влияние новых идей на деятельность организации, необходимость новых идей для не рыночно-ориентированной организации.
- будет изучен взгляд и мнение заинтересованных сторон, на процесс реализации новых идей и какие при этом положительные или отрицательные стороны. 

Ориентир от тьютора.

Недостает четкого указания на существенную деталь – управление стимулированием появления новых идей.

В проекте будут изучены используемые в организации процессы внедрения новых идей и разработки новых препаратов, для улучшения политики и стратегии внедрения инноваций.

Ориентир от тьютора.

Видимо, цель – усовершенствование процессов внедрения новых идей и разработки новых препаратов.

Проект предназначен для изучения проблем в области разработки новых продуктов, для внесения улучшений в управленческий контроль при разработке и внедрении инноваций. Для проведения исследований поставлены следующие цели:

- Изучить процессы создания продуктов.
- Изучить влияние процессов при разработке нового продукта на деятельность организации.
- Опрос руководящего и исполнительного персонала по выработке идей относительно улучшения процессов производства, сокращения сроков разработки нового продукта и снижения себестоимости.   
- Изучить ожидаемый социальный и экономический эффект от разработки нового продукта для заинтересованных сторон.
- Провести анализ результатов исследований и предложить рекомендации.

Ориентир от тьютора.

Это – задачи, обеспечивающие достижение целей проекта.

=== Формулировка проблемы формирования инновационного климата в конкретной организации

Аспект люди и информация считаю второстепенным так, как в институте достаточно специалистов владеющих методикой, навыками и опытом работ. Кроме того аспект информация также на мой взгляд является второстепенной, потому что, команда проекта будет тесно общаться в ходе проведения работы и регулярно (ежедневно) собираться для обсуждения хода выполнения работ и координации действий.

Ориентир от тьютора.
 
Сомнительные рассуждения. Название проекта «Климат для инноваций и процесс разработки нового продукта» указывает, что рыночная востребованность в новых продуктах явная, а проблемной зоной является замотивированность и организованность человеческого актива Компании на создание новых продуктов.

В работе над проектом проведем анализ использования «Системы сбалансированных показателей» (Блок 2, кн.1– курс ...) применительно к данному конкретному проекту.

Ориентир от тьютора. Назначение анализа?

Проведем исследования по влиянию результатов проекта для улучшения финансовой деятельности института обсудим принцип работы квадранта матрицы системы сбалансированных показателей, в которой все процессы взаимосвязаны. Также необходимо провести анализ по каждому отдельному квадранту для понимания взаимосвязи и лучшего восприятия «теории Z» (ссылка, 2012).   
Проведем  подробный анализ процессов используемых в проекте  макроопераций с детализацией на микрооперации (Блок 1, Книга 3 – курс ...) для выявления слабых мест.

Итак, на первом этапе установлено, что в институте генераторами новых идей в основном являются руководители. ... Идеи, в основном,  касались разработки новых препаратов для здравоохранения, производимых в настоящее время в странах дальнего зарубежья. Для определения жизнеспособности идеи, руководство поручает отделу информации и анализа и патентному отделу провести анализ данных и выяснить наличие аналогичных разработок и охранных документов. ... проводится анализ публикаций и охранных документов опубликованных в открытой печати и представляются информации, какие разработки имеются на рынке, какие защищены патентами, на какие завершены сроки действия патентов. Результаты данных исследований обсуждаются на заседании руководящего состава (мозговая атака), в ходе которых происходит одобрение и отклонение идеи. Одобренные идеи затем подвергаются более детальному изучению для выяснения новизны наших разработок. При этом для изучения каждой идеи создается команда из числа научных сотрудников, которая на первом этапе должна выяснить суть предлагаемых разработок, что мы будем предлагать абсолютно новый продукт или известный продукт с внесенными изменениями «насыщение рынка» (Блок 2, Кн. 8), степень вносимых изменений их выполнимость. На основании этих данных исследовательская группа составляет перечень необходимых материальных ресурсов. Затем результаты исследований передаются финансистам для изучения объема необходимых финансовых средств.

Ориентир от тьютора.
 
Подтверждается сомнение в том, что «Аспект люди и информация считаю второстепенным». Возможно, что замотивированность и организованность человеческого актива Компании на создание новых продуктов  - является проблемной зоной.

Иногда на практике имеет место появление новых идей от потребителей. Так, весной 2011 года на совещании руководителей областных управлений Министерства сельского хозяйства в г.Астана, Министром поднят вопрос низкой эффективности вакцины против бруцеллеза животных. Генеральный директор высказал идею создания нового поколения вакцины против данной инфекции, не обладающей побочным эффектом с абсолютно новыми свойствами. Особенность идеи ... Далее был создан лабораторный образец, показавший превосходные результаты. В настоящее время ведутся подготовительные работы для проверки качества в практических условиях. Если результаты исследований подтвердятся, Министерство сельского хозяйства готово закупать вакцину для нужд ветеринарии.

Таким образом, состоялист этапы  процессов от идеи до создания и внедрения продукта, в соответствии с моделями данного курса (Блок 2, Кн.9), согласно «западного подхода» - когда существующие рынки насыщаются известными продуктами с измененными свойствами. Процесс разработки продукта ведется согласно Вrown and Eisenhardt (Блок 2, кн.8)  по трем факторам: рациональное планирование, коммуникационная сеть, дисциплинированное решение проблем.
Для изучения процессов производства и планирования новых продуктов в нашей организации проведен опрос коллег с различной функциональной компетентностью. Достижение целей в указанные сроки и ресурсы 9 считают возможным, 1 считает не достаточно сроков, 1 – не достаточно средств.
 
Ориентир от тьютора.
 
Имело смысл четко определить, что именно выяснялось в опросе этой категории.
Не исследовалась существенная деталь – потенциал ПОБУЖДЕННОСТИ  к генерации новых идей.

Пример 3. Коммерческая организация ТОО «Х» предоставляющая услуги связи (телекоммуникации). Компания достаточно устойчиво развивается на рынке.

Консультируется начальник Отдела обслуживания клиентов, звонкового центра. Отдел обслуживания клиентов входит в Дирекцию по обслуживанию клиентов.
Задача  подразделения  - обслуживание клиентов по телефону  всего Казахстана. В обязанности входит обеспечение  и контроль информационно-справочного обслуживания по телефону действующих и потенциальных  клиентов.  Контроль и управления KPI такими как  уровень  удовлетворенности абонентов мобильной и фиксированной связи и другие.

Цель Проекта:  изучение проблемы связанной с качеством предоставляемого сервиса и обозначить пути совершенствования процессов обслуживания

Задачи:
- провести глубинный анализ проблемы. Тьютор: Хорошо,  сформулированная задача должна быть конкретной – «глубинность» анализа имело смысл конкретизировать. Это нелегко, но мы проходим нелегкую учебу ради существенного повышения своей менеджерской компетентности.
- дать рекомендации по улучшению сервиса.
- усовершенствовать процессы в организации. Тьютор: в масштабах подразделения?

Проблема влияет на всю организацию и на менеджеров. Заинтересованными сторонами являются:

= Высшее руководство – не выполнение целей компании, снижение  своей репутации, снижение выручки компании.
= Менеджеры подразделения - не выполняют поставленных целей и как следствие не получают бонусы, отсутствует продвижение по карьерной лестнице, также влияет на репутацию.
= Сотрудники - не получают бонусы за работу, как следствие могут быть демотевированы
= Клиенты компании – не получают обещанные условия, потеря времени на переход к конкурентам, также финансовые потери при переходе к конкуренту.

Ориентир от тьютора.
 
Анализ заинтересованных сторон решает задачу – что, раз здесь для них так важно, можно взять от каждой ЗС для осуществления действий по переходу от текущего не лучшего состояния к возможному и требуемому лучшему.

Для работы я выбрала два аспекта деятельности - это люди и процессы.

Ориентир от тьютора.
 
Декларативный уровень сообщения это ниже того, что ожидается в Отчете о проведенном исследовании; имело смысл конкретнее представить процессы, которые должны осуществлять участники деятельности, и указать, проявления каких компетентностей нужны для осуществления качественных процессов.

Далее Вы увидите (схема рыбий скелет), что на качество обслуживания и как следствие на удовлетворенность клиентов влияет не только данные аспекты. Но,  я выбрала их, так как считаю - если улучшить деятельность в компании и развивать персонал, повышать его (сотрудника) мастерство в этом деле, то можно достичь цели в назначенный срок. Также одна из причин в том, что результаты интерьвью показали, что данные аспекты требуют срочного вмешательство - эти аспекты были отмечены, как самые проблемные зоны.

Ориентир от тьютора.

Имело смысл сделать Приложение и поместить туда материалы по интервьюированию.

Пример 4. Предприятие - стартовый инновационный проект по созданию экологически чистого антикоррозийного покрытия на водной основе.

Совместное казахстанско-китайское предприятие, контрольный пакет акций у казахстанской стороны.

Консультируемый - генеральный директор  и одновременно юридический представитель иностранного инвестора.

Проблемы возникли при переходе на китайское сырье, что потребовало значительных усилий со стороны технологов для получения в итоге качественного  продукта.

Цель исследования: раскрыть возможности внедрения продукта на рынок Китая и предоставить необходимые рекомендации по организации и управлению сбытом на предприятии.   

Тяньцзиньский химический научно-исследовательский институт разработал и ввел в промышленное производство антикоррозийное цинксиликатное покрытие на водной основе с использованием кремнекислого кобальта. В настоящее время усилия китайских исследователей сосредоточены на модификации и повышении функциональных характеристик существующих неорганических цинксиликатных покрытий. Пэн Ганъян из Южно-Китайского технологического университета разработал ... У Бо из Шаньдунского университета разработал ... Янчжоуский завод специальных покрытий «Цзиньлин» разработал ...

Далее рассмотрены

Основные факторы, влияющие на ценообразование, и прогноз цен:

- Рост цен
- Влияние, которое оказывает изменение цен на сырье и материалы, на деятельность предприятий
- Чувствительность производства Продукции к стоимости сырья
- Способность производителей контролировать цены
- Меры противодействия росту цен на сырье

Анализ потребителей продукции

1. Исследование состава и поведения потребителей. Анализ спроса и потребления

3. Основные области потребления и потребители
3.1 Судостроение

Виды и характеристики потребляемых антикоррозийных покрытий
Заводской грунт: ...
Противообрастающие материалы: ...
Уход и обслуживание: ...

Критерии выбора поставщиков: ...

3.2 Промышленное и гражданское строительство
Виды и характеристики потребляемых антикоррозийных покрытий

И т. д.

5.Прогноз спроса и предложения на рынке
6. Тенденции развития рынка на ближайшие 5 лет

 Конкурентная среда
1. Четыре вида рынка
2. Региональная структура производства продукции
3. Объемы импорта и экспорта

=== Заключительные балльные ориентиры от тьютора

- Недостает анализа сильных и слабых сторон Рекомендаций. 10 баллов из 15
- Недостает осмысления уроков Проекта. 0/10
- Качество отчета, как коммуникативного средства = ясность структуры (есть, но структура не соответствует Заданию), точность передачи содержания работы и результатов. 1/10

Пример 5.  ТОО «ККК»- производитель керамического кирпича полусухим методом прессования.

Консультируемый - директор ТОО: обязанности - общее руководство деятельностью компании, организация работы, прием и увольнение персонала, контроль выполнения производственных показателей, контроль финансовых потоков, стратегическое планирование и т.д.

Стратегические цели Компании –  увеличение объемов производства, увеличение качества продукции, расширение ассортимента продукции, и увеличение рынка сбыта не только в нашем регионе, но и по Казахстану, соответственно получение максимальной прибыли.

Пример 6. АО «ККК» - одна из крупных нефтяных компании Западного Казахстана, занимающаяся разведкой и добычей нефти и газа.

...

=== Заключение

Представлен набор фрагментов работ молодых казахстанских руководителей бизнеса при консультациях Школы бизнеса британского университета. Работы выполнялись в 2008-2013 гг. Учебные книги и методика консультирования разработаны командами западных специалистов, привлеченными Школой бизнеса. Консультирование проектов изменений в деятельности, в частности - инновационных проектов, осуществляли тьюторы с Профессиональными дипломами от Школы, аттестованные Школой к тьюторству и работающие под методическим контролем Школы.


Рецензии