Признание мирового развития социализма

     Конечно, сегодня в какой-то мере можно считать любое социальное развитие исторически оправданным завершением западного образа жизни, ибо требования закона в некоторых странах Запада утвердили определённые социальные гарантии и права человека, свели их к некоторому понятию национального братства, основанном на некоторой свободе от наёмного рабства, на равноправии и социальной справедливости по-западному.  Существование такой социальной демократии или демократического социализма уже тем оправдано, что представляет собой попытку осуществить все эти принципы. Но итог всех революционных социально-экономических преобразований, при условии неизбежности человеческого неравенства, неизбежно приводит к новым иерархическим системам!

      В таком случае неизбежно встаёт вопрос о том, можно ли рассматривать благосостояние каждого в обществе по количеству и квалификации труда  как высшее право и закон? А справедливость сводить к тому, чтобы социальные гарантии имели только те, кто трудится? Ведь социализм это прежде всего стремление к социальной справедливости по труду и в этом смысле он является исторической силой, которой закономерно принадлежит на западе ближайшее будущее. Подобные мысли о значении гуманизма в культуре западного общества высказывали многие русские философы. Так, например, это нашло отражение и в работе «Русская идея» Н. Бердяева, и в концепции христианского социализма С. Булгакова.

     Предупреждая об опасности безграничного доверия к разным теориям социализма, хочется отметить, что любой социализм будет далёк от совершенства. Любой социализм должен идти еще дальше, признавая значение человека не только как производителя и потребителя, но прежде всего как творца и созидателя!   Признавать в человеке только деятеля экономического, как производителя и потребителя, есть точка зрения ложная и безнравственная, поскольку она не исчерпывает содержания человека, его достоинства и сущности. Упрощенный взгляд на человеческую природу неизбежно приводит к тупику в социальном развитии, поскольку круг замыкается и человек вновь остается одиноким в обществе, если социально-экономическое равноправие решает только его экономические проблемы!  В этом смысле социализм последовательно должен доказывать, что каждый человек не только высокоорганизованное животное, но и творец и созидатель! 

      Часто сторонники социализма критикуют буржуазный порядок лишь поверхностно, поскольку рассматривают освобождение от экономической эксплуатации капиталистами как часть классовой борьбы, направленной на перераспределение средств для жизни, не выявляя при этом в ней принципиальных оснований, затрагивающих сущность человеческой природы. Если следовать основным положениям социализма, то очевидно, что цель и естественное благо общества состоит в его экономическом благосостоянии, а сам человек признаётся, прежде всего, как производитель и потребитель продуктов социально-экономических взаимоотношений в обществе и заложник своих потребностей, часто лишенный высших духовных стремлений в своём стремлении к свободе от постоянной необходимости исполнять свой долг  перед обществом для удовлетворения своих потребностей. Закономерно возникает вопрос о том, какое место занимает свобода личности, её высшее предназначение в подобных социальных учениях, проповедующих гуманизм и одновременно объясняющих смысл жизни отдельного человека и социальных процессов в целом, опираясь только на принцип экономического детерминизма.

      Именно поэтому нельзя рассматривать свободу  как одну из форм необходимости, связанную с осознанием своего высшего предназначения и добровольным принятием новых нравственных норм жизни. Человек должен быть свободен от какого-либо угнетения только потому, что после праведных трудов на благо общества должен иметь возможность бесконечно совершенствоваться! Именно это требование в первую очередь должен выдвигать Человек после забот о материальной обеспеченности. Признавая тот факт, что труд является составной частью общественного прогресса, необходимо осознать и то, что его сущность заключается в преобразовании и совершенствовании природы, а не в загаживании её.

     Социализм изначально - даже в самых идеалистических своих выражениях - ставит нравственное совершенство общества в прямую зависимость от его хозяйственного строя и хочет достигнуть нравственного преобразования или перерождения исключительно лишь путем изменения социально-экономических законов!  Реализация такой идеи тоже может привести к краху и социальной деградации, так как реально существует только один высший и безусловно нравственный закон!  Именно этот закон, выражающий интересы абсолютного большинства населения Земли,  способен объяснить присутствие необходимости подчинения ему и у человека высокого нравственного развития в подчинении общему нравственному закону не должно быть никакого чувства произвола, а должно быть понимание необходимости подчинение ему! Это «Золотое правило нравственности», которое известно более трёх тысячелетий — «Не делайте другим того, что не нравится вам, живите справедливо сами и требуйте этого от других!»  Понятно, что требовать что-то от других можно тоже только на основании закона, именно поэтому законы в обществе должны быть справедливыми и выражать интересы всех членов общества!   Но самое опасное, что многие теоретики социализма не приписывают этому правилу особого значения, подменяя его историческую миссию какими-то временными нравственными призывами, позволяющим видеть в осуществлении своих идеалов лишь смысл человеческого существования.

     Социализм, таким образом, может претендовать на формирование и утверждение высших гуманистических ценностей лишь в рамках своего понимания сущности человеческой природы. Но тогда социализм неизбежно вступает в противоречие с самим собою, и его несостоятельность становится очевидной. Такие сторонники социализма стремятся реализовать только своё понимание его идеала, которое приводит их к идее материального равенства как некой конечной цели, достигнув которую, уже не понятно, к чему стремиться дальше и ради чего. Ценность человеческой жизни, провозглашенная европейскими гуманистами, замкнутая только на удовлетворении потребностей своим трудом и общественным призванием, оказывается в тупике, поскольку даёт ощущение механической солидарности с другими членами общества, изолируя личность, не давая ей возможности реализации в сфере подлинного духовного единения ещё и с природой!

     Такой внутренней связующей нитью нравственного единения с природой и одновременно условием осуществления социального благополучия могла бы стать некая единая сила. А поскольку жизнь на Земле не может определяться только лишь силой государственной власти и правительства, ибо эта власть сама нуждается в определённой силе, то такой связующей всех нитью должно быть убеждение, что в борьбе за жизнь и своё счастье нельзя не думать о такой же борьбе других существ планеты Земля!

     Многие социальные идеи российских и зарубежных мыслителей носили отвлеченный, утопический характер, что, впрочем, мало отражалось на их гуманистических убеждениях. Деятельный гуманизм через утверждаемую им солидарность и активную позицию в защиту некоторых прав людей и животных имеет значительно большую силу, чем религиозная вера, ориентированная только на индивидуальное спасение.

     Создать живое, вселенское учение, которое будет способно преобразовать мир, улучшить его, наполнить его любовью и сочувствием, состраданием и сопереживанием — вот цель настоящего гуманизма!   Таким должно быть задание, обращенное к человеческой активности и свободе!  А это возможно во всех сферах бытия только путем единения и примирения, а не отрицания и уничтожения!

     Именно поэтому отдельные социальные теории или даже этапы в развитии человечества не являются злом, скорее, их можно назвать эволюционным заблуждением, которое в результате должно быть переосмыслено, очищено и затем стать частью нового целого.  Поэтому гуманизм в своём исключительном самоутверждении не может быть заблуждением и ложью, ибо в нем всегда есть частица любви и истины!

      Общественное развитие в человеческой истории, с одной стороны, подчеркивает внутреннюю диалектику понятий всех социальных учении, с другой, объясняет смысл и существование несовершенства на пути к всеобщему единству. Рассуждая о возможностях преодоления разных социальных преград в действительной жизни можно сделать вывод, что для того, чтобы преодолеть ложь о социализме, нужно знать о социализме всё!  Таким образом, заимствуя и совершенствуя его положительные идеи, можно  весь период от зарождения и развития гуманизма усвоить его принципы и самому стать частью социальных процессов в развитии  как своей страны, так и всего  человечества.

      Защищая свободу религиозной совести человека Достоевский в своих произведениях показал, как её абсолютизация и оторванность от гуманизма дают противоположное значение, где религия несёт только жестокость, смерть и  разрушения. Неограниченная свобода противоречит гуманизму, делает его бессмысленным. С другой стороны, государственная власть буржуазного общества с его буржуазными законами монополии капитала и силы только увеличивают стену между личностью и обществом, в одностороннем порядке принуждая человека выбирать между своими личными интересами и интересами общества.

      Именно социализм разрешает противоречия между нравственными требованиями личности и несправедливостью сложившегося в обществе буржуазного строя. Европейские социалисты показали силу партийного парламентаризма не требуя насильственного свержения буржуазного строя.  Они свели всех к подчинению одному социально-экономическому закону, требуя сделать государство простой структурой  обеспечения законности в стране при условии избрания закона, который с правом на труд гарантирует всем право на жизнь достойную труда, абсолютным большинством населения. 


Рецензии