Кыргызской дипломатии более двух тысяч лет

Дипломатическая служба занимает важное место в деятельности любого государства. И в нашей стране, несмотря на то, что порой дипломатов подвергают жесткой критике, отношение к дипломатической службе особое, я бы даже сказал, бережное.
При этом традиционно кыргызы рассматривали дипломатию прежде всего как сферу искусства. Известно, что Манас Великодушный всегда старался наладить дружеские взаимоотношения со всеми соседними народами. Уникальный эпос «Манас», являющийся своего рода энциклопедией жизнедеятельности кочевого кыргызского народа, содержит понятия, которые используются и в наше время, в том числе, к примеру, слова «посол», «посланники», «переводчик» и др. Издревле посланники обладали особым статусом, к ним относились деликатно, с уважением, не допуская применения к ним каких-либо мер наказания. Показательными являются некоторые отрывки произведения «Благодатное знание» Жусупа Баласагына, посвященные послам и требуемым качествам для занятия этой деятельностью:

В После редкий дар должен быть воплощен,
Он должен быть знающ, толков и умен.
Быть мудрым, степенным Послу надлежит,
Он должен быть в мудрости слов даровит.
Он дожжен все тонкости слов превзойти –
Уметь и пропащее дело спасти.
Посол должен предан быть, сердцем широк,
В делах безупречен и в честности строг.

В этом году 24 октября в двадцатый раз будем отмечать «День дипломатического работника Кыргызской Республики», установленный Постановлением Правительства Кыргызской Республики 21 октября 1998 года, приуроченный к Международному дню ООН.
А 17 марта 1944 года Верховный Совет Киргизской ССР принял Закон об образовании Союзно-республиканского Народного Комиссариата Иностранных Дел Киргизской ССР. Таким образом, 17 марта 1944 года надо считать днем становления Министерства иностранных дел Кыргызской Республики.
Между тем, дипломатическая служба у кыргызов возникла более двух тысяч лет. Нельзя сказать, что на этот счет есть достаточно много научных трудов, но сохранились уникальные исторические факты и источники, которые, надеюсь, еще найдут своих пытливых исследователей. В связи с этим справедливо утверждение, что МИДу КР 75 лет, а кыргызской дипломатии более двух тысяч лет.
Приведу лишь несколько доказанных исторических фактов:
Как известно, китайский историк Ю Тайшан в ходе недавних исследований обнаружил, что название «кыргыз» присутствует в материалах, которые относятся к X веку до нашей эры. До указанного открытия в научном обиходе широко использовались факты из летописи «Ши цзи», написанной китайским историографом Сыма Цянем, где не только часто упоминается этноним «кыргыз», но и дается описание мест их проживания.
Что касается исторических фактов о развитии кыргызской дипломатии в средневековый период, то после поражения китайцев в Таласской битве в 751 г. западная часть Шелкового пути попала под арабское влияние. К тому же, вследствие тибетского вторжения в Восточный Туркестан и Западный Китай во второй половине VIII – начале IX в. весь центральный участок Шелкового пути попал под тибетский контроль. В этих условия китайцам чрезвычайно важно было искать обходные дороги. И одной из таких обходных трасс стал так называемый «Кыргызский путь», который из Турфана шел через Джунгарию в предгорья монгольского Алтая, через перевал Кемиз-арт, в Туву и к Минусинской котловине.
Следует отметить, что кыргызское государство установило прямые дипломатические и торговые контакты с Танской империей еще в первой половине VII в. Из Китая с 633 г. в течение ста лет в государство кыргызов регулярно отправлялись китайские и другие иностранные послы.
Со своей стороны и кыргызы вели активные внешние сношения со своими соседями, так с 643 по 747 гг. было зарегистрировано одиннадцать кыргызских посольств только в Китае.
Однако после падения Второго Тюркского каганата в 745 г. происходит быстрое возвышение уйгуров, которые в 750-751 гг. захватывают Туву и Северо-Западную Монголию, что привело к блокаде традиционных торговых путей кыргызов. И только после того как в 840 г. кыргызы захватывают столицу уйгуров Орду-Балык на Орхоне и оттесняют уйгуров на юг, они восстанавливают свои внешние торговые и политические связи.
В 840 году енисейские кыргызы значительно расширяют владения своего государства - Кыргызского каганата. С этого момента енисейские кыргызы осуществляют широкую экспансию «по четырём углам света», при этом войска енисейских кыргызов, преследуя разбитых уйгуров, проникают вглубь Восточного Туркестана, в земли курыкан на востоке, в Прииртышье — в пределы кимакского государства. Этот отрезок истории енисейских кыргызов, с подачи академика В. В. Бартольда именуется «Периодом кыргызского великодержавия».
В потоке многочисленной китайской канцелярской переписки, уже в советские времена, были обнаружены ценные сведения о развитии кыргызской дипломатии. В частности, известный китаевед Г.П. Супруненко приводит сведения сразу о трех кыргызских посольствах, отправленных в 843 г. в империю Тан. В свою очередь российский востоковед И.Я. Бичурин говорит еще о трех миссиях, отправленных в Китай между 860 и 873 гг.
Ряд византийских, китайских, арабских и персидских источников достаточно подробно описывают «кыргызский путь» в Китай. Весьма интересные сведения приводит Гардизи в «Украшении известий» («Зайн ал-Ахбар»), написанном в 1050;1053 гг. по источникам VIII;IX вв.: «Путь к кыргызам ведет из страны тогуз гузов, а именно из Чинанджкета в Хасан; из Хасана в Нухбек до Кемиз-арта один или два месяца пути среди лугов и 5 дней по пустыне. От Кемиза до Манбек-Лу два дня идут по горам, потом приходят в лес; начинается степь, источники, место охоты, до горы, которую называют Манбек-Лу... После Манбек-Лу приходят к Кёгмену... От Кёгмена до кыргызского стана 7 дней пути... Здесь военный лагерь кыргызского хакана (авт. Царя)». Далее Гардизи упоминает три дороги, по которым можно попасть в кыргызский лагерь: одна вела на северо-восток к Байкалу, другая шла на запад к верховьям Иртыша и Аральскому морю, совпадая с древним Степным путем. Основной же была Южная дорога, начинавшаяся, согласно Гардизи, в Чинанджкете (Турфане). Приведенные Гардизи названия были затем отождествлены известными российскими учеными В.Ф. Минорским и Л.Р. Кызласовым.
В тот период кыргызское государство интенсивно торговало с Восточным Туркестаном и странами Среднего Востока.
В X веке, после вторжения в степи Монголии киданей, единый кыргызский этнический массив оказался разделенным надвое. Часть кыргызов осталась в Саяно-Алтае, распавшись на отдельные княжества, а часть оказалась в Центральной Азии.
В начале XIII века у верховья Енисея столкнулись могучая конница Чингиз-хана и войска кыргызских княжеств, которые в силу своей раздробленности уже не смогли оказать монголам серьезного сопротивления. В результате саяно-алтайские кыргызы оказались разбросанными по бескрайним пространствам Монгольской империи. И такое положение дел сохранялось там до XVII века, когда кыргызы на Енисее уже были объединены в четыре княжества, находившихся в вассальной зависимости от халха-монголов и джунгар. В начале XVIII века ойраты под напором Российского государства увели часть енисейских кыргызов в Джунгарию. После разгрома джунгар маньчжурами, часть кыргызов была переселена в Маньчжурию, часть вместе с калмыками бежала в Поволжье, войдя в состав современных народов Саяно-Алтая, Казахстана и Поволжья.
Вторая часть же кыргызов, обитавшая в Восточном Туркестане, приблизительно в районах современного Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана, несмотря на монгольское нашествие в Центральную Азию, смогли сохранить свое единство и даже способствовали созданию государства Могулистан.
Как видно из вышеизложенного история кыргызов полна яркими и драматическими событиями. В ней нашлось место и выдающимся военным победам, бросившим к ногам победителей необозримые просторы Центральной Азии и расцвету культуры в эпоху «кыргызского великодержавия», когда кыргызские послы с почетом принимались в иностранных государствах и горьким поражениям, когда кыргызы теряли независимость и утрачивали свое значение в международных отношениях.
И все эти годы кыргызская дипломатия преданно служила интересам своего народа, может быть поэтому у нашего народа особое отношение к послам и дипломатам.


Рецензии