Что делать?

(«Театр-лаборатория S.T.E.R.» в «Усадьбе Струйских»)

«Так неужели же я люблю его за то, что он выводит меня из подвала? Не самого его, а своё избавление из подвала?»
(Н. Г. Чернышевский. «Что делать?»)

***
Николай Гаврилович, имхо, писатель нудный. Перефразируя другого классика, «редкая птица долетит до конца его романа, не уснув в полете». Но в том-то вся и фишка, что, продравшись через хитросплетения слов и длинные, как лианы, предложения, ты осознаешь, что этот роман - просто мечта. И некоторые его моменты ты вовсе не прочь перенести и в свою личную жизнь. Только боишься, что твои родные и близкие неправильно тебя поймут...

Как известно, в театре восприятие текста романа и поведения его персонажей во многом зависит от того, как поставил спектакль режиссёр и сыграли его артисты. Театр «S.T.E.R.», например, сделал это в виде моноспектакля, который с успехом прошёл сегодня в «Усадьбе Струйских».  Все роли в этой постановке исполняет талантливая актриса Надежда Гусарова-Исаева.

Будучи знакомой с Надеждой по ее игре в нескольких очень разных по жанру спектаклях, сегодня я открыла в ней ещё один талант - умение моментально перевоплощаться из одного персонажа в другой. Вот она, натянув огромные пиджак и кепку, и став похожей на смешную девчонку-«Гавроша», знакомит нас с детством Верочки и первыми подзатыльниками, ею полученными... А вот она - уже Марья Алексеевна, строгая и меркантильная мамаша главной героини, оправдывающаяся перед дочерью: мол, плохая я, но по-другому-то сейчас и жить нельзя! Сторешников, сын хозяина; Лопухов, студент; темпераментная француженка Жюли - это тоже персонажи, которых играет Надежда. Если вы ещё не поняли, такие моментальные перевоплощения (и переодевания) - это огромный труд, и не каждому  артисту он по плечу. Но актриса справилась на «пять с плюсом».  А помощью тем, кто не читал роман Чернышевского, служили черно-белые «подсказки»: портреты героев, а также изображения жанровых сценок.

Безусловно, в постановку длиной в час, всю эту толстенную, чёрную с золотом книгу никак не уместить. Но такой цели никто себе и не ставил. Театр «S.T.E.R.» предлагает вниманию зрителей лишь ту часть повествования, которая  касается любви и отношений к любимой женщине.
Вера Павловна, воспитанная в семье грозной мамашей и подкаблучником-папашей, в домашней «тюрьме» своей научилась много думать, и мысли ее глубоки не по возрасту. Уже этот короткий монолог полностью ее характеризует:
«Я хочу делать только то, чего буду хотеть, и пусть другиех делают так же; я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна».

А ведь как «удачно» все должно было сложиться! Попался на жизненном пути сын хозяина, не блещущий умом - так хватай его, соблазняй, да под венец тащи! А потом и верховодь им, дураком, в своё удовольствие!
Но так, конечно, рассуждает кто угодно, только не наша героиня. Идти замуж без любви она не желает! А фиктивным браком с каким-нибудь хорошим человеком сочетаться, чтобы из своего «подвала» вырваться - это пожалуйста! Вот и Лопухов, студент-медик, так горячо ее нелегким положением проникся, что готов в этом помочь...

Каждый из нас хоть раз в жизни оказывался перед таким же сложным, как у Веры Павловны, выбором. Он не обязательно касался именно любви, да и не все мы руководствовались при этом принципом «разумного эгоизма», воспетым «новыми людьми» Чернышевского.
Любители посочувствовать «несчастным брошенным мужчинам» наверняка осудят дальнейший «нехороший» поступок Веры Павловны. Мол, когда «спасал» ее Лопухов - так значит, хорош был, а как свободу получила - так и не хватает ей чего-то! Мужик не пьёт, деньги в дом несёт, - чего ещё ей надо?
Спорить не буду: у каждого времени - свои принципы и идеалы. А для того, чтобы  закрыть этот вопрос, процитирую-ка одну из идей «новых людей», касающуюся семейных отношений: «Смотри на жену так, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня!» Смотри на неё так, и она через десять лет после твоей свадьбы будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста. Нет, более поэтическое, более идеальное в хорошем смысле слова».

Не смогли Вера Павловна и Лопухов построить свою совместную жизнь по этому принципу - значит, пора расстаться... Змейка Искушения лишь на секунду высовывает свою головку из рукава чёрного пальто нашей героини, и отдаёт Верочке «то самое» яблоко. И она проносит его вдоль первого ряда, словно предлагая зрителям. И, если кто без греха - пусть первым бросит в неё камень...

***
Спектакль состоялся. Николай Гаврилович искренне порадовался бы такому успеху; разве что огорчило бы его отсутствие в постановке столь любимых им расчетов затрат на швейную фабрику ;.
Очень украсили повествование фортепьянные партии в исполнении Веры Новиковой и ангельское пение - Надежды и Веры.
Не удивлюсь, если у молодежи, присутствовавшей на спектакле, теперь возникнет желание прочесть роман «Что делать?» Ну, хотя бы для того, чтобы узнать, что же было дальше с многочисленными героями, роли которых так удачно исполнила одна-единственная актриса - Надежда Гусарова-Исаева.


Рецензии