Пассажир философского парохода

         П А  С С А Ж И Р       «Ф И Л О С О Ф С К О Г О»     П А Р О Х О Д А.

Французский  городок  Кламар, находившийся  в  нескольких  километрах  от  Парижа, просыпался  рано. Летом  владельцы  земельных  угодий, собравшие  урожай  овощей, спешили  в  Париж, чтобы  выгодно  его  продать. Одно  время  городок  прослыл  даже  «столицей  зелёного  горошка»  и  являлся  основным  поставщиком  этой  продукции  для  парижан.
Однако, Кламар  в  начале  ХХ  века  стал  известным  литературным, философским  и  идейным  центром, куда  съезжались  русские  эмигранты – музыковед – аристократ  П. Сувчинский, поэтесса  М. Цветаева  с  С. Ефроном  и  многие  другие.
20  июля  1926  года  сюда  переехал  вместе  с  семьёй  из  Берлина  высланный  из  России  философ, историк – медиевист, поэт  Лев  Платонович  Карсавин (1882 – 1952). Кламар  в  ту  пору  был  своеобразным  «гнездом»  левого  евразийства, идеи  которого  привлекали  Карсавина, к  тому  же  там  находился  теоретик  этого  движения  и  друг  Льва  Платоновича, поддерживаемый  из  Лондона  князем  Святополком – Мирским. Со  временем  Карсавин  стал  главным  теоретиком  евразийства, печатал  свои  статьи  в  издании  «Евразия».
Семья  Карсавина – он  сам, жена  Лидия  Николаевна, три  дочери – Ирина, Марианна  и  Сусанна  поселились  в  Кламаре  на  улице  Сен – Клу  в  доме  11 – бис. Лев  Платонович  преподавал  в  Русской  духовной  академии  в  Париже.
Вскоре  Карсавин  получил  два  приглашения  преподавать – одно  из  Оксфорда, которое  устроил  его  единомышленник  Пётр  Сувчинский  и  другое – из  Литвы, из  Каунасского  университета. Эти  неожиданные  известия  внесли  живую  струю  в  несколько  однообразную  эмигрантскую  жизнь  Карсавиных. Обрадованный  хорошими  новостями, Лев  Платонович  поспешил  поделиться  ими  с  женой:
«Лидочка, у  нас  появилась  возможность  вновь  поменять  место  жительства, а  мне  окунуться  в  серьёзную  преподавательскую  работу, только  придётся  выбирать – Оксфорд  или  Литва, Каунасский  университет. Знаешь, Лида, этот  аристократ  Сувчинский  зовёт  меня  в  Англию, а  декан  гуманитарного  факультета  университета  из  Каунаса  В. Креве – Мицкевич  сделал  мне  официальное  приглашение  занять  профессорскую  должность  на  кафедре  всеобщей  истории.»
«Лёвушка, непременно  Оксфорд, быстрее  извещай  Сувчинского, и  мы все  поедем  в  Англию.»
«Англия – ты  ведь  знаешь, если  мы  окажемся  там, то  это  будет  уже  навсегда, мы  никогда  не  увидим  Россию,» - пытался  парировать  беспрекословное  решение  жены  Карсавин.
«Ах, Россия, ты, наверное, уже  забыл, как  она  отнеслась  к  тебе  несколько  лет  назад, в  1922  году, выслав  тебя  и  ещё  двести  подобных  тебе, как  вредный  элемент  для  нового  советского  государства, посадив  на  «философские  пароходы», отправив  в  Германию,» - не  унималась  Лидия  Николаевна.
«Полноте, Лида, Россия  такая  же  родина, как  для  тебя, так  и  для  меня. Я  русский  человек, и  место  моего  рождения  всегда  будет  дорогим  и  святым, я  не  понимаю, как  ты  можешь  принимать  такое  скоропалительное  решение? Всё – таки  Литва  ближе  к  России, оказавшись  в  Каунасе, кто  знает, в  самом  деле, мы  когда – нибудь  вернёмся  на  родину.»
«Смешно, ты  ещё  мечтаешь  об  этом? Нет, Лёва, в  Литву  я  не  поеду, не  уговаривай, не  хочу.»
«Что  же, в  таком  случае  я  еду  один  в  Каунас,» - окончательно  решил  Лев  Платонович.
В  1923 – 27  годах  кафедру  всеобщей  истории  в  Каунасском  университете  возглавлял  приглашённый  из  Парижа  Павел  Гронский  (1883 – 1937), но  ему  пришлось  оставить  её, так  как  он  не  смог  за  три  года  освоить  литовский  язык, что  являлось  непременным  условием  для  преподавания. Это  же  условие  предъявлялось  новому  заведующему  кафедрой  - Карсавину, которое  его  не  смутило  и  не  остановило.

Итак, Л. Карсавин  приезжает  в  Каунас  один  без  семьи. В  университете  тогда  преподавал, знавший  Льва  Платоновича, профессор  Владимир  Семёнович  Шилкарский. Он – то  и  предложил  другу  временно  поселиться  у  себя  на квартире  (ныне  улица  Жямуогю, 7, на  Зелёной  горе), тогда  с  жильём  в  Каунасе  было  туговато. Приезд  Карсавина  в  провинциальный  город  совпал  с  правлением  бургомистра  Йонаса  Вилейшиса, очень  много  делавшего  для  его  процветания. Каунас  украшался  новыми  зданиями, асфальтировались  булыжные  мостовые. Появились  первые  автобусы, заменив  конку. Развивалась  и  культурная  жизнь: действовали  Оперный  и  Государственный  театры, открылись  Военный  музей  и  художественная  галерея  М. Чюрлёниса. Как  вспоминали  современники  Льва  Платоновича, город  ему  понравился, показался  даже  культурным, где  можно  не  только  работать, но  и  отдыхать.

26  января  1928  года  Л. Карсавин  читает  свою  первую  показательную  лекцию  по  истории. На  ней  присутствовало  очень  много  желающих: профессора, студенты, русская  диаспора  и  даже  жена  президента  Литвы  со  своим  адъютантом. Помимо  огромного  всеобщего  внимания  лекция  нового  профессора  снискала  небывалый  успех, который  сразу  развеял  все  опасения  и  сомнения  по  поводу  Карсавина – педагога  и  учёного. Он  приходил  на  занятия  с  полным  чемоданом  книг  и  альбомов. В  университете  стал  самым  известным  специалистом  по  истории  средневековья. Им  восторгались  студенты  и  преподаватели.
В  Каунасе  Лев  Платонович  мог  серьёзно  посвятить  себя  науке, писал  и  издавал  книги  на  русском  языке -  «О  личности»  (1929), «Поэма  о  смерти»  (1931). В  значительно  короткий  срок, менее  чем  за  три  года, настолько  хорошо  освоил  и  изучил  литовский  язык, чем  вызвал  несказанное  изумление  у  преподавательского  состава  университета. Карсавин  стал  в  совершенстве  владеть  литовским, хотя  и  называл  его  «весьма  экзотическим», он  даже  поправлял  произношение  у  своих  коллег – литовцев  и  вскоре  стал  читать  свои  лекции  по – литовски, писать  статьи  и  книги. Десятки  его  работ  по  средневековой  философии  и  теологии  вошли  в  издание  «Литовской  энциклопедии». На  основе  материалов  многочисленных  лекций  написаны  статьи  для  многотомной  «Истории  европейской  культуры». Редактировал  исторический  журнал  «Senove»  («Старина»).
С  Карсавиным  сдружился  М. Добужинский, тоже  переехавший  из  Парижа  в  Каунас, но  с  трудом  к  нему  привыкавший.
Л. Карсавин  на  лето  уезжал  к  семье  в  Кламар, встречался  с  сестрой  Тамарой – знаменитой  балериной, участвовал  в  съездах  движения  евразийцев, но  последний  съезд  состоялся  в  1930  году, после  чего, из – за  разногласий  евразийцы  больше  не  собирались.
В  Каунас, наконец, приехала  старшая  дочь  Карсавина – Ирина, а  после  выхода  замуж  средней  дочери  Марианны  за  П. Сувчинского  в  1933  году  к  Льву  Платоновичу  перебралась  и  жена  с  младшей  дочерью  Сусанной. Карсавины  поселились  в  доме  по  улице  Кревос, 7, где  прожили  с  1935  по  40 – е  годы. Место  их  жительства  находилось  в  центре  города, рядом  с  проспектом  Витаутаса.
Получившие  признание  лекции  и  их  успех, активная  деятельность  в  области  науки  и  просвещения, соединение  с  семьёй, принесли  Льву  Платоновичу  большое  удовлетворение. Он  избирается  почётным  членом  русской  эмигрантской  студенческой  организации  «Рутения», много  работает  и  участвует  в  общественной  жизни  Каунасского  университета, получившего  в  1930  году  название  Витаутаса  Великого.
Шло  время. В  1940  году  в  связи  с  переводом  Каунасского  университета  в  Вильнюс  Карсавин  переезжает  в  столицу  Литвы. С  приходом  советской  власти  меняется  отношение  к  учёным  и  преподавателям  эмигрантам, под  сомнением  оказываются  научные  звания  Льва  Платоновича, он  отказывается  читать  лекции, переходит  на  работу  в  Художественный  музей, там  он  с  успехом  выступает  вплоть  до  своего  ареста  9  июля  1949  года. Его  обвиняют  в  евразийской  деятельности, критике  советской  власти. Печальный  конец  неизбежен: осуждение  на  десять  лет  и  ссылка  в  Республику  Коми, где  в  1952  году  он  умирает.
ТАК  ЭМИГРАНТ  НЕ  ПО  СВОЕЙ  ВОЛЕ, ОДИН  ИЗ  ПАССАЖИРОВ  «ФИЛОСОФСКОГО»  ПАРОХОДА  ДОЛГОЕ  ВРЕМЯ  ОСТАВАЛСЯ  НА  ЧУЖБИНЕ  ЗНАМЕНИТЫМ  ДЕЯТЕЛЕМ  НАУКИ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ  ЛЕКТОРОМ – ПРОСВЕТИТЕЛЕМ, ФИЛОСОФОМ – МЫСЛИТЕЛЕМ, КОТОРОГО  НЕ  ОЦЕНИЛА  ЕГО  РОДИНА  - РОССИЯ.

Примечание: Осенью 1922 года  из  Петрограда в Штеттин  отправились  два  парохода - "Пруссия" и "Обербургомистр Хакен",на которых по решению властей были отправлены в изгнание десятки крупных русских учёных и общественных деятелей. На одном из них и был Л.П.Карсавин.

4  мая  2019  годв                Вячеслав  Прытков.   


Рецензии
Да, уж, молох был величайший! Даже не знаю, что и сказать по этому поводу...
Приветствую, Вячеслав!

Фрегатт   24.10.2019 15:03     Заявить о нарушении
Игорь,спасибо.Прочитал о кр "Михаил Кутузов",сильно!

Вячеслав Прытков   25.10.2019 08:51   Заявить о нарушении