Пассажир философского парохода
Французский городок Кламар, находившийся в нескольких километрах от Парижа, просыпался рано. Летом владельцы земельных угодий, собравшие урожай овощей, спешили в Париж, чтобы выгодно его продать. Одно время городок прослыл даже «столицей зелёного горошка» и являлся основным поставщиком этой продукции для парижан.
Однако, Кламар в начале ХХ века стал известным литературным, философским и идейным центром, куда съезжались русские эмигранты – музыковед – аристократ П. Сувчинский, поэтесса М. Цветаева с С. Ефроном и многие другие.
20 июля 1926 года сюда переехал вместе с семьёй из Берлина высланный из России философ, историк – медиевист, поэт Лев Платонович Карсавин (1882 – 1952). Кламар в ту пору был своеобразным «гнездом» левого евразийства, идеи которого привлекали Карсавина, к тому же там находился теоретик этого движения и друг Льва Платоновича, поддерживаемый из Лондона князем Святополком – Мирским. Со временем Карсавин стал главным теоретиком евразийства, печатал свои статьи в издании «Евразия».
Семья Карсавина – он сам, жена Лидия Николаевна, три дочери – Ирина, Марианна и Сусанна поселились в Кламаре на улице Сен – Клу в доме 11 – бис. Лев Платонович преподавал в Русской духовной академии в Париже.
Вскоре Карсавин получил два приглашения преподавать – одно из Оксфорда, которое устроил его единомышленник Пётр Сувчинский и другое – из Литвы, из Каунасского университета. Эти неожиданные известия внесли живую струю в несколько однообразную эмигрантскую жизнь Карсавиных. Обрадованный хорошими новостями, Лев Платонович поспешил поделиться ими с женой:
«Лидочка, у нас появилась возможность вновь поменять место жительства, а мне окунуться в серьёзную преподавательскую работу, только придётся выбирать – Оксфорд или Литва, Каунасский университет. Знаешь, Лида, этот аристократ Сувчинский зовёт меня в Англию, а декан гуманитарного факультета университета из Каунаса В. Креве – Мицкевич сделал мне официальное приглашение занять профессорскую должность на кафедре всеобщей истории.»
«Лёвушка, непременно Оксфорд, быстрее извещай Сувчинского, и мы все поедем в Англию.»
«Англия – ты ведь знаешь, если мы окажемся там, то это будет уже навсегда, мы никогда не увидим Россию,» - пытался парировать беспрекословное решение жены Карсавин.
«Ах, Россия, ты, наверное, уже забыл, как она отнеслась к тебе несколько лет назад, в 1922 году, выслав тебя и ещё двести подобных тебе, как вредный элемент для нового советского государства, посадив на «философские пароходы», отправив в Германию,» - не унималась Лидия Николаевна.
«Полноте, Лида, Россия такая же родина, как для тебя, так и для меня. Я русский человек, и место моего рождения всегда будет дорогим и святым, я не понимаю, как ты можешь принимать такое скоропалительное решение? Всё – таки Литва ближе к России, оказавшись в Каунасе, кто знает, в самом деле, мы когда – нибудь вернёмся на родину.»
«Смешно, ты ещё мечтаешь об этом? Нет, Лёва, в Литву я не поеду, не уговаривай, не хочу.»
«Что же, в таком случае я еду один в Каунас,» - окончательно решил Лев Платонович.
В 1923 – 27 годах кафедру всеобщей истории в Каунасском университете возглавлял приглашённый из Парижа Павел Гронский (1883 – 1937), но ему пришлось оставить её, так как он не смог за три года освоить литовский язык, что являлось непременным условием для преподавания. Это же условие предъявлялось новому заведующему кафедрой - Карсавину, которое его не смутило и не остановило.
Итак, Л. Карсавин приезжает в Каунас один без семьи. В университете тогда преподавал, знавший Льва Платоновича, профессор Владимир Семёнович Шилкарский. Он – то и предложил другу временно поселиться у себя на квартире (ныне улица Жямуогю, 7, на Зелёной горе), тогда с жильём в Каунасе было туговато. Приезд Карсавина в провинциальный город совпал с правлением бургомистра Йонаса Вилейшиса, очень много делавшего для его процветания. Каунас украшался новыми зданиями, асфальтировались булыжные мостовые. Появились первые автобусы, заменив конку. Развивалась и культурная жизнь: действовали Оперный и Государственный театры, открылись Военный музей и художественная галерея М. Чюрлёниса. Как вспоминали современники Льва Платоновича, город ему понравился, показался даже культурным, где можно не только работать, но и отдыхать.
26 января 1928 года Л. Карсавин читает свою первую показательную лекцию по истории. На ней присутствовало очень много желающих: профессора, студенты, русская диаспора и даже жена президента Литвы со своим адъютантом. Помимо огромного всеобщего внимания лекция нового профессора снискала небывалый успех, который сразу развеял все опасения и сомнения по поводу Карсавина – педагога и учёного. Он приходил на занятия с полным чемоданом книг и альбомов. В университете стал самым известным специалистом по истории средневековья. Им восторгались студенты и преподаватели.
В Каунасе Лев Платонович мог серьёзно посвятить себя науке, писал и издавал книги на русском языке - «О личности» (1929), «Поэма о смерти» (1931). В значительно короткий срок, менее чем за три года, настолько хорошо освоил и изучил литовский язык, чем вызвал несказанное изумление у преподавательского состава университета. Карсавин стал в совершенстве владеть литовским, хотя и называл его «весьма экзотическим», он даже поправлял произношение у своих коллег – литовцев и вскоре стал читать свои лекции по – литовски, писать статьи и книги. Десятки его работ по средневековой философии и теологии вошли в издание «Литовской энциклопедии». На основе материалов многочисленных лекций написаны статьи для многотомной «Истории европейской культуры». Редактировал исторический журнал «Senove» («Старина»).
С Карсавиным сдружился М. Добужинский, тоже переехавший из Парижа в Каунас, но с трудом к нему привыкавший.
Л. Карсавин на лето уезжал к семье в Кламар, встречался с сестрой Тамарой – знаменитой балериной, участвовал в съездах движения евразийцев, но последний съезд состоялся в 1930 году, после чего, из – за разногласий евразийцы больше не собирались.
В Каунас, наконец, приехала старшая дочь Карсавина – Ирина, а после выхода замуж средней дочери Марианны за П. Сувчинского в 1933 году к Льву Платоновичу перебралась и жена с младшей дочерью Сусанной. Карсавины поселились в доме по улице Кревос, 7, где прожили с 1935 по 40 – е годы. Место их жительства находилось в центре города, рядом с проспектом Витаутаса.
Получившие признание лекции и их успех, активная деятельность в области науки и просвещения, соединение с семьёй, принесли Льву Платоновичу большое удовлетворение. Он избирается почётным членом русской эмигрантской студенческой организации «Рутения», много работает и участвует в общественной жизни Каунасского университета, получившего в 1930 году название Витаутаса Великого.
Шло время. В 1940 году в связи с переводом Каунасского университета в Вильнюс Карсавин переезжает в столицу Литвы. С приходом советской власти меняется отношение к учёным и преподавателям эмигрантам, под сомнением оказываются научные звания Льва Платоновича, он отказывается читать лекции, переходит на работу в Художественный музей, там он с успехом выступает вплоть до своего ареста 9 июля 1949 года. Его обвиняют в евразийской деятельности, критике советской власти. Печальный конец неизбежен: осуждение на десять лет и ссылка в Республику Коми, где в 1952 году он умирает.
ТАК ЭМИГРАНТ НЕ ПО СВОЕЙ ВОЛЕ, ОДИН ИЗ ПАССАЖИРОВ «ФИЛОСОФСКОГО» ПАРОХОДА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ОСТАВАЛСЯ НА ЧУЖБИНЕ ЗНАМЕНИТЫМ ДЕЯТЕЛЕМ НАУКИ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫМ ЛЕКТОРОМ – ПРОСВЕТИТЕЛЕМ, ФИЛОСОФОМ – МЫСЛИТЕЛЕМ, КОТОРОГО НЕ ОЦЕНИЛА ЕГО РОДИНА - РОССИЯ.
Примечание: Осенью 1922 года из Петрограда в Штеттин отправились два парохода - "Пруссия" и "Обербургомистр Хакен",на которых по решению властей были отправлены в изгнание десятки крупных русских учёных и общественных деятелей. На одном из них и был Л.П.Карсавин.
4 мая 2019 годв Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №219102301377
Приветствую, Вячеслав!
Фрегатт 24.10.2019 15:03 Заявить о нарушении
Вячеслав Прытков 25.10.2019 08:51 Заявить о нарушении