Следы на снегу- книга следопыта!
С утра ударил 20-градусный мороз, одевший приречный лес в серебряные ризы. В лучах яркого солнца густой иней и куржак сверкали мириадами чистейших бриллиантиков, больно коловших глаза. Но в глубине самого крупного острова царили сумрачные тени, в самой чащобе перерезанные глубоким следом какого-то зверя. Возможно, это была лисья тропа, кои мне частенько встречались в других местах Юганского Междуречья! Так, кстати, бродят по рыхлому снегу и волчьи стаи- след в след! По краю островного осинника замечаю и обычную строчку рыжей кумушки.
…Вообще-то, лисы в ХМАО-ЮГРЕ повсеместны. Но нынешней зимой и весной эти звери чаще стали атаковать поселки и даже города нашего округа, конечно, в поисках ежедневного пропитания на многочисленных бытовых свалках. По мнению Александра Бочкова, научного сотрудника природного парка «Самаровский чугас», случилась какая-то эпидемия среди мелких мышевидных грызунов, лисицам стало сложнее добывать корм и поэтому они стали искать пропитание вблизи человека
В местной прессе в последние дни взахлеб пишут, что рыжие лисицы были замечены в Когалыме и Ульт-Ягуне, где они облюбовали АЗС и строительные площадки; а чуть ранее- на Тайлаковском нефтегазовом месторождении. Посещают населенные пункты и волки- хищников видели в окрестностях Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Пыть-Яха.
И еще. Если верить мониторингу того же природного парка «Самаровский Чугас», - лис в округе стало меньше, зато выросла популяция зайцев и белок. Однако мои нынешние зимние и весенние походы по Юганскому Междуречью говорят об обратном. Рыжих плутовок в нашей местности гораздо больше, чем косых и даже белок. Сужу по следам животных, фотографирую их на своих следопытских тропах.
Вообще-то, это ежегодное научное мероприятие во всех российских заповедниках – зимний учет разного зверья! Вот и на Северном Урале директор заповедника «Денежкин Камень» Анна Квашнина и старший государственный инспектор охраны Константин Возьмитель на днях прошли по лыжному маршруту на хребте Еловский Урал. Они сделали универсальный учет: в него попали ласка, горностаи, куница, колонок, соболь, белка, заяц, лось, иногда встречались кабан, хищники.
Что интересно, порадовали природоохранителей многочисленные следы зайцев-беляков, ласки, лосей и куниц — этих животных в заповеднике сейчас больше всего. Реже можно встретить лисиц, рысей, волков, колонков. По зимнему лесу можно пройти только на лыжах. В заповеднике существует семь маршрутных учётов, общей протяженностью 170 километров. Самый короткий маршрут — семь километров, самый длинный — 17 километров. Ночуют сотрудники на кордонах заповедника. Всего на территории 15 избушек. Собранные данные во время зимних учётов войдут в Летопись природы — это обязательный ежегодный отчет заповедника.
Вспоминаю свои беседы с моим другом натуралистом Александром Николаевичем Пискуновым, более десяти лет проработавшим инспектром по охране природы в Висимском государственном биосферном заповеднике. Как он проникновенно-лирично ( а вовсе не сухо-академично, как часто встречается в отчетах биологов) описать свой маршрут учета зверей и птиц на заповедной территории! Его книга «Записки натуралиста» стала для меня настольной! Она уже переиздана, опубликована в Сети. Там ее охотно читают!..
…Лично я никогда не работал ни в заповедниках, ни в национальных парках. Но Природу люблю не меньше сотрудников «Денежкиного Камня», «Малой Сосьвы», «Юганского» или «Висимского». Последняя треть моей жизни посвящена островным лесам, протокам и поймам, зверью и птицам, растениям и цветам хоть и разоряемого нефтяными и иными ворогами, но еще прекрасного Юганского Междуречья.
Но вот здесь и сейчас, в марте 2018 года , среди этих маленьких речных островов Юганской Оби, я- впервые! И с радостью и удивлением вижу на снегу следы, столь редкие в мрачно густеющей антропогенной среде, вблизи одного из трех крупных нефтяных городов Среднего Приобья.
Свежие аккуратные, дневные, птичьи крестики среди весенних меток разных зверюшек говорят мне, что эту ложбинку и край острова полюбила белая куропатка, решившая храбро прогуляться среди своих злейших врагов- лисы, куницы, горностая. Могли и ласка, и колонок вцепиться в горло птице, если бы она им встретилась темной ночью. Прошедшая недавно ослепительно белая пороша отпечатала на себе и совсем крошечные следки: полевки, мыши-малютки, бурозубки…Это- живой корм и для Патрикеевны, и всех мелких хищников! И не зря они тут так плотно сошлись!
Увлекательное же это дело- следопытство! Кстати, по замечанию Ольги Стрельниковой, заместителя директора заповедника "Юганский", куропатку, едва ли можно назвать редкой в нашем регионе, даже на всех месторождениях - это достаточно обычный вид, единственный из куриных, который не особо пострадал от нефтянки.
Давно уже имею на своей книжно полке книгу советского ученого- биогеографа, эколога, зоолога и художника-анималиста- А.Н.Формозова «Спутник следопыта», изданную еще в 1952 году Московским Обществом испытателей Природы. В ней более 350 страниц, очень много интересных рисунков с натуры. Доктор биологических наук, профессор Алекса;ндр Никола;евич Формозов общепризнан в мире как мастер экологического анализа взаимосвязей между животными и природной средой.
Поинтересовался я у него и соболем- радужною мечтою каждого охотника ( ныне и многих российских и зарубежных фотоохотников). Да, большая часть жизни сего, издавна обожаемого нашими царями, пушного зверя проходит под пологом леса, на земле. Гораздо реже его родственницы –куницы- он забирается на деревья. По зоологу Раевскому, широколапый зверь очень хорошо приспособлен к движению по снегу, уступая в этом отношении лишь росомахе. Соболь ходит «чисто», не чертит ногами по снегу. Преобладающий ход соболя- прыжки и галоп. Размер отпечатка лапы четыре на шесть сантиметров…
Увы, увиденные мною на речном острове следы явно не принадлежали царю пушных зверей! Но это меня нисколько не огорчило…Но кто же тут еще бродил? Уже не белая ли куропатка!?
Как правило, в затруднительных случаях помогает мне Всемирная паутина. Там , в Сети, с полным знанием дела пишется, что умение быстро определить след приобретается, конечно, с опытом, но его можно ускорить, если разделить следы ног животных на группы по их общим признакам, наиболее заметным, бросающимся в глаза.
Признаки могут касаться наброда, следовой дорожки, отпечатка лап, величины их, формы — все равно, были бы они лишь заметными и характерными!
…Да, я именно на такой личной практике сегодня составляю, наблюдаю, фотографирую снежную азбуку! Отпечатки мохнатых лап исконной северянки- куропатки- отныне в моем каталоге всевозможных встреченных в лесных путешествиях
И спасибо нашим ученым за ценную помощь в изучении ПРИРОДЫ!
НА СНИМКЕ: мартовские следы белой куропатки на свежем снегу на речном острове по середине Юганской Оби.
Фото автора.
Вл.Назаров
Нефтеюганск
14 марта 2018 года.
Свидетельство о публикации №219102300138