Цикл. Уникальные женщины мира. Фея света
Лои Фуллер
1. Доводилось ли, друг мой, наблюдать солнечный закат над морем?! Когда солнце падает в воду, и небо, подсвеченное снизу полыхающим пламенем, пронизанным золотом лучей, начинает свою волшебную феерию... Свет и пространство, золото и пурпур, страстность горения и томление угасания потрясают зрелищностью и благодатным постоянством источника вечной жизни.Такое зрелище мне посчастливилось увидеть в Греции, у слиянии двух морей - Эгейского и Средиземного, над храмом Посейдона.
Не эту ли красоту и незабываемые ощущения дарила зрителям американская танцовщица Лои Фуллер, выступая на подмостках Чикаго! Одежды её вспыхивали языками пламени, переливаясь радужными оттенками в лучах прожекторов, проникающих снизу сквозь стеклянный пол...
Под бурю оваций и восторга публики на руках уносили со сцены обессилевшую в движениях артистку, женщину с фантазией, придумавшую новые эффекты в танце, погружая зрителей в мечты и реальность одновременно. Оказывается, так может быть... Ничего подобного до неё не существовало!
Её танцы не походили на традиционные балетные или эстрадные. Она создавала образы бабочек и цветов из языков пламени, привязывая к рукам деревянные трости-крылья, покрытые метрами шёлковой ткани. Естественность пластики, свобода движений, присущие нативным явлениям, передавались ею словно она сама была одной из стихий или сразу нескольких, наблюдаемых человеком в природе.
Оглушительный успех её повлёк за собой не только последователей стиля в танцах, например, известной всем Айседоры Дункан, многое перенявшей у Лои, но и большое количество имитаторов, в частности, Анабель Мур и Папинты, работы которых до сих пор принимаются за съёмки с Фуллер.
Кто же такая Лои Фуллер, которая явилась не только исполнителем, но и создателем танца в стиле модерн?!
2. Ничтожно мало мы знаем о ее детстве. Даже дата рождения и то приблизительная - 1862 год. И фильм "Танцовщица" 2016 года о женщине, создавшей танец-модерн, не совсем точен в фактах биографии, а скорее, совсем не точен.
Только из её книги "Пятнадцать лет моей жизни" узнаём, что настоящее имя Мария Луиза, родилась в Иллинойсе, увлекалась с детства танцами, участвовала в бурлесках, водевилях, цирковых шоу, выступая на сценах в Чикаго.
В автобиографии она рассказывает и о том, как возник её коронный танец "Серпантин".
Репетируя роль в одной из пьес, облачённая в длинную индийскую юбку, девушка, стоя перед зеркалом, стала размахивать подолом. Ткань скручивалась, извивалась, пропуская через себя свет от окна. Этого оказалось достаточно, чтобы в головке её возник образ летающей бабочки или распустившейся орхидеи, в дальнейшем воплощённых на сцене. Обыгрывая эту находку, Лой создала новый тип танцевального представления. Однако в Америке так трудно найти импресарио, который занялся бы её карьерой...
И она устремляется в Европу в надежде на успех сюиты из пяти танцев, созданных на родине. Не сразу ей улыбается фортуна...Тем не менее, неудачи не ломают Лои. Предлагая себя разным театрам, однажды она попадает в Фоли-Бержер не подозревая о незавидной репутации заведения, где, к тому же, выступает, как она узнаёт, её имитатор... Выдававшая себя за Фуллер... Но и это не смущает девушку. Ей необходимо доказать, что знаменитая Фуллер - она!. Как это сделать...
Выступить с блеском! что она и делает, заменив конкурентку. И в этот же день завоёвывает любовь публики, становясь самой высокооплачиваемой артисткой Парижа.
Программа, состоящая из номеров "Серпантин", "Violet", "Бабочка" и "Белый танец" имела оглушительный успех. Управление длинными полотнами в танце требовало немалых усилий, поэтому программа длилась сорок пять минут.
Публика назвала танцовщицу не иначе как "феей света". К такому признанию она шла пятнадцать лет; наконец-то Фуллер находит своё призвание.
Дальше - турне в Лондон и Нью-Йорк, а вернувшись в Париж, она даст уже триста восемьдесят представлений...
3. Как она добивалась потрясающих световых и воздушных эффектов?! На неё работала лаборатория под руководством её брата. Группа "невидимых" рабочих на сцене, которых она одевала в чёрные костюмы и ставила на чёрный фон - этот приём будет использоваться в 20-ом веке; большой штат осветителей, которые тестировали сложную аппаратуру - лампы, прожектора, стеклянный пол, откуда бил свет и всякие светофильтры - помогали создавать зрелище. Да и сама Лои ставила опыты с красящими веществами и достигала бесподобных результатов, концентрируясь на цветовых оттенках этих светофильтров.
Она обладала творческой жадностью к техническим нововведениям и с наслаждением экспериментатора пробовала все возможные новшества.
Как-то её внимание привлекла публикация о получении Нобелевской премии по физике супругами Кюри за работу о радии. Она связалась с ними с просьбой позволить ей использовать их открытие в спектаклях. Несмотря на то, что физики были против, она всё-таки берёт на себя смелость, предварительно выступив у них дома, и ставит опыты в своей лаборатории с эффектом флуоресцентной соли. Хороший результат позволяет ей создать фосфоресцирующие костюмы для нового шоу "Танец радия". Вообще, она была очень деятельной натурой. Технические новшества 19-го века открывали неограниченные возможности для таких как она.
Хотя, ты понимаешь, мой читатель, что эта женщина была уникальной личностью своего времени. Имея огромное количество патентов: на виды костюмов, на использование химической соли в люминесцентном освещении, на компоненты для получения геля, на использование зеркал и т.п. - она ко всему прочему являлась членом французского астрономического общества.
Лучше, чем сама Лои Фуллер о концепте синтетического театра, созданного её талантом и настойчивостью, сказать невозможно: "Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство". И ведь создала!
4. Всецело занятая творческим процессом, мужчинами Лои не интересовалась. И замуж не вышла. Жила одна. Её знали и любили выдающиеся личности эпохи.
Анатоль Франс, оценивший танец "Серпантин" как "возрождение античных традиций", Александр Дюма, Огюст Роден, Тулуз-Лотрек, создавший её литографию, и многие другие художники и поэты, особенно те, кто был связан с движением символистов... А. Луначарский считал её выдающейся танцовщицей, умевшей по-новому сочетать танец и музыку.
Эти прославленные люди не только восхищались выразительными и слегка мистическими выступлениями Фуллер, ставшими, по выражению французского поэта Стефана Малларме, "театральной формой поэзии". Они её увековечивали!
Муза художников, скульпторов, поэтов стала олицетворением стиля модерн, вдохновением для создания стихов, изображений её на картинах, в статуях, фигурах, предметах интерьера, которые украшают фасады домов в Париже, Санкт-Петербурге...
На набережных Сены в книжных лавочках я сама видела старые афиши с представлениями Лои, а в Америке не перестают создавать книги по творческому наследию и исполнять песни в её честь.
В последние годы жизни Лои Фуллер преподавала в собственной школе танца. Умерла в Париже в 65 лет, похоронена на кладбище Пер-Лашез, в ста метрах от подруги Айседоры Дункан, умершей на год раньше, в 50 лет. Их связывало творчество, дружба и наставничество. Не раз помогала Лои своей ученице в постановке танцев и спонсировании представлений в Европе.
Накал страстей, вызываемый двумя женщинами на сцене, успокоился и затих под кладбищенской землёй и цветами, которые иногда ложатся на поверхность последнего пристанища танцовщиц, изменивших мир...
Свидетельство о публикации №219102301520