Франсиска Эдвижес Невес Гонзага

               

                о мини-сериале «Шикинья Гонзага»


Биографические фильмы – жанр достаточно сложный, если делать их на совесть, а не превращать в оперетту. Экранизировать роман может быть проще – ведь писатель нам подробно описал персонажей, и это – его фантазия. А какими были живые люди? Мы не можем об этом судить, даже имея письма, документы и т.п. Это будут домыслы. Биографические фильмы о композиторах иной раз становились совсем курьезными. Как после написания Пушкиным «Моцарта и Сальери» возник стереотип восприятия Моцарта как легкомысленного лентяя (гуляка праздный – словами Сальери), так его иной раз и демонстрируют, находя актеров, которые вообще пытаются изобразить веселеньких олигофренов. На самом деле Моцарт, хотя у него действительно было тонкое чувство юмора и ярко выраженная театральность образов в музыке, и ему на редкость естественно удавалось изображать комические, буффонные типажи, в жизни был скромным, неуверенным в себе, болезненным, хрупким, трудолюбивым человеком. Творчество и личная жизнь – это совсем не одно и то же. Можно быть сатириком на бумаге и меланхоликом в жизни. И наоборот. А биографический фильм про Чайковского? Я смотрела его в детстве, помню, как все время была на грани нервного смеха, но больше всего запомнилось, как у его супруги спросили, какую музыку она предпочитает, и она ответила: «Петечкину». Это должно было подчеркнуть ее глупость и ошибочность брака Чайковского. Но в результате запомнилось ярче, нежели что-либо другое. Из всех биографических фильмов про композиторов мне самым удачным кажется картина о Джузеппе Верди – и подбор актеров, и аккуратность сценария. Хотя Верди не самый мой любимый композитор, но фильм понравился.

Франсиску Эдвижес Невес Гонзага называют первой бразильской женщиной-дирижером и композитором. Уменьшительно имя Франсиска звучит как Шикинья. Поэтому сериал и назвали «Шикинья Гонзага», так ее называл народ. Но есть еще один вариант перевода названия – «Музыка ее души», это уже просто фантазия переводчика, мне это название кажется пафосным и неудачным.

Первую половину фильма роль Франсиски играет Габриэла Дуарте, вторую – ее мать, знаменитая актриса Режина Дуарте. Мини-сериал действительно достаточно четко делится пополам. Сначала – о личной жизни героини, затем, когда она уже испытала много разочарований,  - ее реализация в творчестве в зрелые годы. Проблема в том, что мы, в отличие от бразильцев, не имеем возможности, взять ноты ее музыки (собрание сочинений), поиграть, сделать анализ… И в точности определить, чего стоит ее творческое наследие. В сериале называют два ее произведения: полька «Завлекательная» и «Белая луна». Но слышим мы только фрагменты из них. Вообще в сериале много интересной, разнообразной, пронзительной музыки – но какой из фрагментов принадлежит Шикинье, а какой написал другой музыкант, участвующий в работе над сериалом? Это нам неизвестно.

Вообще девятнадцатый век – это некое расширение музыкальной географии. Становление национальных школ. Если до этого лидировали Германия, Италия и Франция, но в девятнадцатом столетии стали развиваться и скандинавские страны, и славянские, и латиноамериканские. Стали возникать крупные фигуры – в литературе, музыке. (У нас – Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский…) Но были фигуры и «второго плана», которых нельзя сопоставить с великими художниками, но они вносили свой вклад в развитие культуры. Шикинью Гонзаго в статьях о ней называют музыкантом, который находился на стыке академической музыки и популярной, более развлекательной. Шопен ведь тоже писал польки, вальсы, мазурки, полонезы, но у него это – безусловные шедевры. Польки и вальсы Шикиньи я не знаю так хорошо, чтобы судить о них и сопоставлять их с великими. Когда говорят, что она была дирижером, у меня здесь возникают вопросы: кто ее обучал, ведь это сложнейшая из профессий? Или ей просто показали пару самых простых движений? Может быть, в данном случае «дирижер» - громко сказано.

Но все, что касается чисто человеческих проявлений Шикиньи, показано интересно, достаточно тонко и убедительно. С этой точки зрения у меня лично к фильму претензий нет. Шикинья-человек трогательна и интересна. А вот Шикинья-творец для меня осталась в какой-то туманной дымке, я даже одно из самых ее популярных произведений, «Белую луну», не знаю, можно ли соотнести с «Лунным светом» Дебюсси, действительно гениальным произведением (хотя самое начало «Белой луны» очаровывает).

Проблема некоторых деятелей культуры в том, что они занимаются и общественной деятельностью. Как, к примеру, у нас – Мария Арбатова, больше известная как феминистка, нежели как литератор. И в этом случае могут возникать споры – что публика или профессиональные критики оценят выше: ее общественные или творческие достижения? У Шикиньи – похожий случай, она в некотором роде феминистка своего времени, свободолюбивая, борющаяся и против расизма (у нее по линии матери есть примесь негритянской крови), и против диктата мужчин (муж запрещал ей жить так, как ей хотелось – общаться с друзьями-музыкантами, сочинять музыку, проявлял даже физическое насилие). Получается, в данном случае этот «пиар», как сказали бы сегодня, вызван ее несколько скандальной известностью и личной биографией.

Шикинья интересна тем, что она не могла вписаться ни в аристократическую, ни в богемную среду. Первая для нее была слишком чопорной и холодной, вызывая протест, вторая – слишком отвязной. А в ее характере свободолюбие сочеталось с принципиальностью, у нее были представления о правилах поведения. Если первый ее муж, Жасинту, был домашним тираном, то второму, Жоану Батисте (поскольку развестись она не могла, будучи католичкой, мужем он был не официальным), она сначала прощала все за его терпимость (он никоим образом не давил на нее, а она не выносила давления), но уличив в измене, порвала с ним. Габриэла Дуарте оказалась очень органична в роли молодой Шикиньи – с ее строгими, несколько аскетическими чертами лица и живостью, сочетанием скрытого темперамента и смирения. Эта женщина не проста. Она не настолько терпима, как ее мать, которая полностью растворилась в семье и не имела своего мнения, но и отнюдь не легкомысленна. Она даже сохранила веру, хотя и вынуждена была после нескольких лет мучений порвать с мужем, уехав к другому мужчине. Старший сын отправился с ней. Младших детей (дочь и сына) ей не отдали, и она уже никогда потом не смогла наладить нормальное общение с ними.

Вздохнув на короткое время и насладившись свободой, она, откликнувшись на горячее желание Жоана Батисты, рожает и ему ребенка – девочку (это последние роды Шикиньи). И думает, что у них будет подобие счастливой семьи. Но через полгода после рождения дочки узнает, что он очень легко относится к отношениям, и для него физическая измена – это не измена вообще. Она понимает, что, возможно, он ее всегда обманывал – то тут, то там, в мелочах и по-крупному.  А она так рвалась на свободу – к нему, что пожертвовала детьми… Ради кого? Ради чего?

Шикинья переосмысливает всю свою жизнь. Они с Жоаном Батистой договариваются встретиться спустя некоторое время, когда они оба остынут. Но он под влиянием обиды женится на своей давней разбогатевшей любовнице, Сюзетт, и она удочеряет ее младшую дочь. Так Шикинья теряет и этого ребенка. У нее остается только старший сын. Все остальные дети ей теперь – чужие. И так останется до конца ее дней.

Именно в этот момент своей жизни, самый горький, она возвращается мысленно в прошлое, мечты о творческой самореализации, и начинает писать. У Шикиньи есть предпосылки стать знаменитой – нестандартная биография, негритянская примесь, которая дала ей много знакомств и связей в этом мире и возможность почувствовать, ощутить «музыку черных», которую до определенного момента не воспринимала аристократическая публика, относясь к ней пренебрежительно. У нее был умный чуткий наставник – Жоаким Каладу, которого она воспринимала как бескорыстного друга, а он и сам не заметил, как увлекся ей (хотя был женатым человеком).

Постепенно Шикинья становится знаменитой, она получает деньги за свои произведения (хотя и не такие огромные, как кажется ее родственникам, возжелавшим получить свой «кусок пирога»). Они, как это показано в сериале, чуть ли не судиться потом за ее гонорары хотят. А живет она на самом деле достаточно скромно и вовсе не купается в роскоши.

Из актеров мне понравился Марселу Новаэс, сыгравший ее одержимого мужа, он был на редкость убедителен. Даниэль Уинниц (а потом Сюзанна Виейра) – в роли молодой Сюзетт и Сюзетт в зрелые годы. Габриэла Дуарте, как я считаю, была в этом сериале убедительнее, чем ее мать Режина. Режина Дуарте вообще с возрастом стала ужасно переигрывать, у нее на лице как приклеенная фальшивая сахарная улыбка, которая просто уродует ее мимику. Поэтому я с большим удовольствием вспоминаю первую половину сериала с Габриэлой, нежели вторую половину – с Режиной.

Все подробности сюжета я не пересказываю – это совсем не к чему, важно отметить основные вехи биографии Франсиски Эдвижес Невес Гонзага. Если бы более четко обозначили, какие из звучащих в сериале произведений написаны ей, можно было бы смело назвать сериал на редкость удачным.


Рецензии
Знаю одного человека, который не любил биографические фильмы, хотя как-то у нас не случилось разговора: а в чем именно причина нелюбви?

Что о себе сказать? Я их мало видела. Очень не понравился фильм о Высоцком "Спасибо, что живой". Погнались за портретным сходством... и что вообще хотели выразить этим фильмом, для чего он? Непонятно.

А вот Формана "Амадей" недавно посмотрела. Много лет назад не нравился, бросила, может, просто на фильм о прошлых веках не было настроя. А тут вдруг явился настрой. Там верно кое-что уловлено, на мой взгляд: гениальности присуща непосредственность, раскованность, отсутствие оглядки на авторитеты, некоторая наивность (Моцарт), посредственности - подчеркнутая серьезность, ложное глубокомыслие, отсутствие чувства юмора (Сальери). Что-то в этом есть.

Был сериал о Достоевском, я начинала смотреть, но как-то не сложилось, а у тебя, по-моему, есть о нем статья. Найти бы ее сейчас среди твоих статей.

Галина Богословская   24.10.2019 19:28     Заявить о нарушении
Нет, я фильм о Достоевском от начала до конца не видела и статью не писала. А Амадеус - есть разница между наивностью и как будто задержкой развития (как это бывает у умственно неполноценных).

Наталия Май   25.10.2019 16:08   Заявить о нарушении
Значит, я ошиблась.

Моцарт в фильме мне тоже в самом начале показался утрированным, но потом он "умнеет", если дальше смотреть.

Галина Богословская   25.10.2019 16:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.