Вокруг Достоевского. Глава 1. Евгения Андревна

Предыдущая глава: http://proza.ru/2019/10/23/1519

Оставим на время Андрея Михайловича, чтобы он привинтил к сапогам шпоры, и вернемся к его дочери, Евгении Андреевне.
Родилась она 10 октября 1852 года в Елизаветграде. У меня нет на примете детских фотографий Женни, да, в те времена, пожалуй в Елизаветграде и вовсе не было фотоателье.
А вот фотография Женни – ярославской гимназистки я вам покажу. Правда, фотография коллективная, на ней все племянники и племянницы Ф. М.Достоевского  -- Женни, Александр, Варвара и Андрей.
Женни с детства была ребенком послушным и разумным. В 1868 году родители даже оставили детей на нее, когда уезжали на две недели в Москву и Петербург. По заранее составленному графику она писала отчеты родителям. Вот первое письмо, от 4 января 1868  года. Оно очень обстоятельное, подробное, даже излишне подробное. Чувствуется, что автор письма - рассудочный, пунктуальный  человек. Описывается времяпровождения детей в отсутствие родителей. Даже трудно поверить, что это пишет девочка - подросток (ей около 15 лет). Она задает тон и продолжает привычный распорядок дня - до обеда - занятия и работа. Андрюша, которому около 5 лет - спокойный, уравновешенный малыш, но, детям дозволяется и некоторая свобода выражения эмоций и мелкие нарушения "режима" ( Женя описывает, что Варя затянула утром к себе Андрюшу, и они своим смехом и шалостями подняли всех раньше времени).
Женни пишет, что проводив родителей:
" ... мы пошли домой. Варя все еще плакала, а глядя на нее и Саша начал плакать, я не знала что с ними делать и утешала то одного, то другого, наконец, они перестали. В ожидании завтрака я села разучивать этюд. Поигравши немножко я пошла завтракать после  которого (так в тексте письма – АК.) мы все уселись и начали работать. Варя вязала чулок, который ей начала Юлия Александровна ( домработница Л.Н.Трефолева -А.К.), я писала геометрию, а Саша  переписывал басни, Юлия же Александровна читала нам вслух Островского, так прошло время до 3-х часов. ... После обеда   мне сделалось так грустно, что я чуть не заплакала, и чтобы скрыть это от Вари занялась музыкою. Когда я уже совершенно успокоилась то стала из за фортепьян, и мы все сели в кабинете и начали работать, я работала тот шарф, а Саша нам читал того же Осторовского. ... я велела подавать ужин, а между тем пошла посмотреть на градусник, было 18 градусов и я вспомнила где-то Вы теперь и какой Вы терпите холод. ... Так прошел первый день после Вашего отъезда.
Во второй день т.е. в среду, мы встали рано.  Напившись чаю, я переписала сочинение Рогозинникова а Саша и Варя занялись приготовлением уроков в Гимназию. ... Переписавши сочинение я хотела идти с Варей к Dumaulin, но вспомнила, что сегодня она должна быть в церкви, так как приехал их ксенз приобшать солдат поляков, и потому я  пошла в лавку с Варей и с Сашей купить бумаги, так как им нужно было делать тетради.
Прервем, на время повествование Женни и отметим, мимоходом, что тетрадей в то время еще не было, их делали самостоятельно. Разрезали листы бумаги и сшивали нитками. Понятно, что за всей их компанией наблюдала прислуга, но, согласитесь, что Женни хорошо справлялась с оставленными на ее попечение детьми.
Наконец, 7 января пришло первое письмо от родителей, и Женни в тот же день пишет ответ:
«Воскресенье ... Варя неприминула расплакаться, но я ее утешила. ... Отдавши все приказания кухарке на счет  обеда я занялась приготовлением уроков на понедельник.
Обед у нас состоял в следующем:1). Суп с макаронами; 2). Жаркое котлеты с картофелем; 3). Блинчики, к которым я доставала морошки, при этом Л.Н. (Сослуживец Андрея Михайловича Леонид Николаевич Трефолев - А.К.) сказал: "Ев. Ан , если Вы хотите меня угостить, то дайте побольше этого варенья. Конечно, я ему положила целое блюдечко."
Ты чувствуешь, мой благосклонный читатель, какая душевная атмосфера царила в семье младшего брата писателя. Дети были любимы и уважаемыми, партнерами родителей.

Следующая глава: http://proza.ru/2019/10/23/1554


Рецензии