2. Часть первая - Дед Макар и молния

Несколько раз за лето я наведывался к деду - передать гостинцы от нас и бабушки и забрать дедовы подарки. Да и в хозяйстве его, что-то подлатать - подкрасить, починить и смазать.
Приезжая в гости дед неизменно был весел и бодр, только немного я бы сказал - задумчив. Но это было что-то мимолётное, и я не придавал этому значения.

И вот приехав как - то осенью, я с удивлением увидел новенький, окрашенный забор вокруг дома Макар Константиновича. Сбоку от калитки, висел почтовый ящик покрашенный жёлтой краской. Это было что-то интересное. Дед давно просил поставить забор, даже деньги откладывал - старый был деревянный, покосившийся с прогнившими перекладинами. Забор – это не калитку смазать - тут одним днём не обойдёшься, по этому, планы по его установке, постоянно откладывались на неопределённое время. И тут- ра-а-аз и забор!
Я с какой-то кошачьей осторожностью, зашёл в дом. Воображение рисовало в доме чужого, здорового косматого мужика, жадно поедающего руками варёное мясо (почему мясо?), занявшего дом деда.

Но я ошибался – за столом сидел Макар Константинович и пил из блюдца чай.  Рядом стояла тарелка с печеньем  «Мария». Стол стоял около окна, а дед сидел ко мне спиной и меня не видел. Я скромно кашлянул.
- Опа - а! Внучёк пожаловал – буд - то очнувшись, дед, подскочил со своего стула – а я на железку свою смотрю - задумался. Проходи - располагайся…

После обязательного ритуала – рассказа обо всех новостях, я, конечно, поинтересовался о новом заборе. С одной стороны - с меня «свалилась» ещё одна забота, с другой стороны – стала мучить совесть, что не я, а кто-то другой помог деду. Дед слушал меня прищюрясь - видно было, что и у него есть новости, но он выжидает, откладывает их на «потом».
- Чай будешь?- вопросом на вопрос поинтересовался Константинович - разговор долгий…

Прихлёбывая с блюдца чай, дед начал:
- Помнишь, ты с Венькой приезжал летом? Ну, он ещё хотел своей «сопливой» американской удочкой речного Дедушку поймать?
Я закивал головой.
- Так вот. Венька удочку, вернее то, что от неё осталось - за сарай бросил. Я потом посмотрел - думаю – авось, в хозяйстве пригодится! - и унёс в дом. Простояла она у меня около шкафа где – то с месяц, а тут гриб в лесу «пошёл»…
- Думаю – Палку, какую в лесу надо найти - листья ворошить. Глядь - Венин спиннинг на меня смотрит. Взял, повертел - рукоятка хорошая, да и удилище - только самая макушка сломана. И по размеру – прям под мою руку! Короче пошёл с ней в лес. 
Много грибов нашёл, пора возвращаться думаю, а тут дождь пошёл. Ну, я иду и по привычке листья ворошу – смотрю - где гриб прячется. Как тут сверкнуло всё - молния!  А потом бабахнуло, как буд - то над головой. Только я это уже плохо слышал, потому что в обморок упал.
- Как упал? – перебил я деда.
- Как – как! - передразнил меня дед Макар - ноги подкосились, и я аккурат головой вперёд нырнул. Лежу на земле, сверху значит, дождик капает - хорошо лежать. «Значит, не умер»- думаю. Ну, раз не умер надо вставать и грибы, просыпанные из лукошка собирать, да палку мою американскую искать. Собрал всё. Постоял, прислушался к себе…  Да нет, вроде ничего. Что это было? Хмыкнул и пошёл домой.
Иду, а руки с палкой листву ворошат - охотничий азарт – не отпускает. И точно - дождался меня гриб! Хоро-о-оший такой подберёзовик стоит. Красавец!  И захотелось мне этого лесного богатыря погладить прям. У меня в руке огрызок спиннинга - ну я им значит и постучал тихоханько по шляпке- Тук-тук…
Дед сказал и начал чай пить, размачивая печенье в чашке.
- А дальше?- не вытерпел я. Ну не может быть, что б на этом «тук-туке» всё и закончилось.
- Погоди! Ишь шустрый какой - я чай, не молоденький, дай горло промочить – дед посмотрел на меня -  Да ты ешь печенье, его ещё моя Нюрка любила…

- А дальше - продолжил Макар Константинович – чудеса начались. Только я постучал, как услышал, как мне отозвались другие грибы, что в листве прятались.
- Какие грибы? – вновь не вытерпел я. Чай мой давно остыл, а рассказ деда настолько меня заворожил, что я забыл обо всём на свете.
- Да это я потом понял, что грибы. Просто показалось, что колокольчики маленькие слабо так звенят – «динь… динь...»
И главное - понятно откуда звук идёт. Пошёл проверить - поворошил листву - а там ещё семейство подберёзовиков. Вот ты мне веришь?- дед посмотрел на меня. Я потом эту поляну вдоль и поперёк излазил, и там где колокольчик звенит - гриб был.
- Помнишь, ты приехал, а я тебе корзину подберёзовиков отдал? Во-о-от, с этой поляны - Макар Константинович довольно улыбнулся. Я потом специально гриб находил и постукивая - слушал, где его сородичи прячутся. Этот гриб оставлял - не трогал, а остальных собирал себе в корзину. Постепенно,  научился отличать червивый гриб от хорошего, молодой от старого. Всё дело в звуке!- подытожил он.

- Думаешь сказки тебе рассказываю? Или от одиночества с ума сошёл?- дед внимательно посмотрел на меня - А как же грибы? Грибы - это брат, свидетели моего… -м-мм- Макар Константинович жевал губу, подбирая слово- о! Таланта, так сказать. И знаешь, я кажется, разгадал этот ребус, счас кое что тебе покажу.
Вернулся он к столу с Вениным обломанным спиннингом.
- Вот гляди - победно изрёк он, тыча указательным пальцем в картинки, на боку удилища. Они все были двухцветные - жёлто-чёрные и носили предупреждающе информативный характер. Дед надел очки и показал на вторую картинку.
- Что видишь?
Картинка показывала, что не рекомендуется пользоваться этим товаром вблизи высоковольтных проводов.
- Вышка нарисована. С проводами.
- Точно! – дед просиял - а помнишь, я говорил про грозу? Во-о-от. И упал я странно – никогда не падал, а тут упал. Видимо - он поднял указательный палец вверх - молния недалеко ударила, а я за это удилище рукой держался. Молнию оно притянуло, вот! Разряд был слабый - иначе мы с тобой тут не разговаривали бы, но шандарахнуло меня сильно – вот я и свалился на землю.
- Ну, хорошо – это понятно, а грибы то ты как «слышать» стал? Этому у тебя объяснение есть, хоть какое - ни будь? – спросил я его.
- Ну-у-у… кое какое – да есть. Я тут после этого случая, в нашу библиотеку клубную пошёл, думаю может почитать что про грибы есть. И столкнулся с нашим учителем - Владимиром Михайловичем. Мужик он рассудительный, спокойный. Я, конечно, ему про «грибные звоны» говорить ничего не стал, мало ли что. Но вот про молнию порасспросил - были ли какие удивительные случаи, когда в людей молния попадала? Короче пол правды ему рассказал - мол наверно рядом жахнула, от того я и упал в лесу. Он - согласился.
- Наверное, Валентин – дед положил свою руку мне на плечо - это всё из-за моей работы. Я же рельсы обколачивал и слушал, а молния, эту мою способность – усилила. Вот так я и слышу гриб. Можем завтра пойти в лес и мне проверку устроить. Любую поляну выбирай – сначала сам походи, грибы посрезай, а потом я, своим методом грибы искать буду. Посмотрим, кто больше найдёт.
- Ну, хорошо, про грибы и молнию – объяснил, а забор-то твой новый как появился – задал я вопрос, мучающий меня с самого приезда к деду - он то тут каким боком?
- Ээ-э-э нет, это разговор на завтра оставь - дед зевая посмотрел на часы – Оо! Пора на боковую, завтра до расскажу!
«Хитрый какой - подумал я – конечно, он теперь король ситуации и всё внимание – ему». Но делать не чего – я отправился спать.


Рецензии