Герой забытых войн. Глава 2. В защиту Сербии

Продолжение. Начало: Герой забытых войн. Глава 1. Самая поганая война
http://www.proza.ru/2019/10/21/1545

Несмотря на все тяготы и лишения военной службы и события в Чечне, Евгений Горнушнкин осознавал свое призвание в службе России. И в 1999 году он отправился с миротворческой миссией в Югославию. Там США и другие страны НАТО под предлогом конфликта между сербами и албанцами развернули полномасштабную войну, с бомбардировкой Белграда и других городов Сербии. Изменить ход войны мог героический марш-бросок нашего миротворческого контингента из Боснии. Российские военнослужащие проделали сложный путь до Приштины и заняли там аэродром «Слатина». После чего туда перебросили подразделения нашей ивановской дивизии. Среди военных был кинешемец Евгений Горнушкин.
- До этого я работал на заводе «Автоагрегат», но как узнал, что требуются военные, то сразу же отправился служить, - вспоминает ветеран боевых действий. – Готовили нас в ивановской воздушно-десантной дивизии. Там я стал минометчиком, заместителем командира взвода.
Наших десантников забросили в нынешнее Косово, где они охраняли женский монастырь Девич.
- Когда мы расположились в населенном пункте Брочно, албанцы начали нас обстреливать, - рассказывает Евгений Евгеньевич. – Мы по ним дали из всех стволов, после чего приехала военная полиция, но признала наши действия обоснованными. Ответным ударом мы показали, что с нами не надо связываться.
Основной объект, который удерживали наши войска – аэродром «Слатина».
- В нем находились 24 «Мига», на время бомбардировок они были спрятаны в горе, в секретном аэродроме и их удалось сохранить, - вспоминает бывший миротворец. - Албанские бандформирования в Косово ненавидели русских – поджигали имущество, портили машины. Но это все были мелочи по сравнению со страшной задумкой подставить российские войска перед остальными миротворческими силами.
- У всех в тех краях были автоматы Калашникова с калибром 7.62, лишь у нас были калибра 5.45, - объясняет Евгений. – Им нужно было захватить наше оружие, чтобы устроить провокацию против наших войск (к примеру, обстрелять из российского оружия других миротворцев или мирных жителей, затем бы там нашли украденные автоматы и патроны калибра 5.45). По этой причине погибли несколько военных. Среди них наш земляк из Вичуги. Ночью он пошел за сигаретами. И на него напали, чтобы завладеть оружием. Местные пастухи нашли его в лесу привязанным к дереву. На нем были обнаружены следы пыток, а убили его контрольным выстрелом в голову. Тело солдата успели обглодать дикие собаки. Несмотря на то что они завладели российским автоматом, провокация им не удалась.
Лучше всего к нашим военнослужащим относились местные сербы. Они верили, что русские их защитят. Так и было до тех пор, пока наши войска не вывели из Косово.
- Военнослужащие США не мешали действовать UCK («армия освобождения Косово» - албанская террористическая организация – прим.ред.), но другие миротворцы вместе с нами вели работу по разоружению боевиков и изъятию наркотиков, которыми те промышляли, - говорит Евгений. - У нас были совместные рейды: по горным дорогам ездил французский танк «Леклерк» и наш БТР. Проверяли машины, изымали оружие.
Французы с большим интересом и уважением отнеслись к соседству с русскими десантниками.
- Увидев наши 82-миллиметровые минометы, один их военнослужащий поинтересовался, какого года эта техника, так наш комбат пошутил: «Наши предки еще в 1812 году ими вашего Наполеона шугали под Москвой», - смеется Евгений Горнушкин. - Также рядом с нашим лагерем находился военный городок англичан. И все происходящее у русских для них было шоком. Представьте: у них в полевом лагере была горячая вода, душ. А у наших под навесом доска с умывальниками из бутылок. На вопрос англичан: «Что это?» десантники ответили: «это русский умывальник».
Также британцы, у которых физподготовка – личная обязанность, сильно удивлялись массовой зарядке.
- Рано утром весь батальон на плацу начинал в едином порыве делать одинаковые упражнения, а затем все убегали в неизвестном направлении, и пробежав три километра, возвращались назад, - говорит Евгений Евгеньевич. – Для англичан это было дико. Но мы их и дальше продолжали шокировать. Как-то раз «проштрафились» повара. В качестве наказания им дали огромное бревно, с которым они бегали. Удивленным англичанам мы объяснили, что у нас спортом занимаются все, и даже повара.
Наши солдаты оказались универсальными во всех отношениях – помимо основной службы ходили в караул, в наряд по кухне и на КПП, у иностранцев такого не было. У французов десантники занимались патрулями и блокпостами, а в караул ходили специальные «альпийские стрелки».
У иностранных миротворцев было четыре комплекта формы на разные погодные условия. Но вот по зимнему обмундированию русским равных не было.
- Особенно всем хотелось заполучить наши меховые шапки, менялись с нами, - рассказывает Евгений. – Зима в Югославии не такая суровая, как у нас, но иностранцам было непривычно. Вот и менялись они с нами, чтобы получить шапку ушанку или бушлат. «Чейндж» - так это у них называлось, по-нашему «обмен». У меня на память о тех событиях остался французский берет.
Также Евгений получил миротворческую медаль, которая напоминает об этой операции.
Несмотря на ровные отношения между подразделениями иностранных войск, в Косово была задействована большая политика. США пытались убедить мировую общественность в том, что сербы убивают мирное албанское население, однако, напротив, албанские террористы истребляли сербов. Раскрыть этот факт помогло ивановское подразделение.
- До приезда миссии ОБСЕ мы охраняли заброшенную шахту, в которой было захоронение сербского народа, - говорит Евгений. – Албанцы убили сербских жителей. Этот факт был зарегистрирован международной комиссией. Среди тел находили детские ботиночки, а значит, не щадили ни женщин, ни детей.
Подразделение, в котором служил старший сержант Горнушкин, помогало монахиням из монастыря Девич. Чтобы тех не убили, десантники перевозили их на БТРах. Сам монастырь, пострадавший от погромов, русские солдаты ремонтировали, благоустраивали. Увы, но после вывода войск православный монастырь сровняли с землей.
- Аэродром «Слатина» отдали, монастырь развалили, - сожалеет Евгений. –  Увы, Россия на тот момент не смогла противостоять США в открытую. А американцам вся эта операция была нужна для строительства своих баз на территории Косово.

Продолжение: Герой забытых войн. Глава 3. Вторая чеченская
http://www.proza.ru/2019/10/23/1968


Рецензии
Поганый межнациональный конфликт. Война это там где четко произошло разделение на свои и враги. "Война" началась с предательства Министр обороны передал президенту Чечни в совместной бане время начала операции. И у них было время подготовиться. Второе Шапошников не уничтожил склады Министерства обороны под Грозным, а передал их целехонькими боевикам, а его многократно просили их сжечь...
Действия армии были похожи на игру в поддавки с нашей стороны. Было очень много желающих нагреться на народной беде.
Один мой знакомый после Буденовска, задержал на блокпосту: на двух "Нивах" группу боевиков с Басаевым. Доложил по инстанции, а ему смеялись в лицо, говорит что надо было их сразу расстрелять при попытке к бегству, но он захотел наград, а через пару часов позвонили из Москвы и приказали их отпустить.
В Комсомольском окруженных боевиков снабжали вертолеты МО: прилетал вертолет Ми-26 в сопровождении Ка-50.
Конфликт Мы не выиграли, а откупились и он снова разгорится, как только перестанут течь туда деньги...

Игорь Левдоне   01.10.2021 19:17     Заявить о нарушении