Сказка Иван-царевич и Федор Нянькин
1. В сказке нашел воплощение близнецовый миф: главные герои – Иван-царевич и Федор Нянькин - из одного яйца, которое нашли и съели царевна и её нянька. Известно, что «однояйцевые» близнецы могут зеркально отражать друг друга, например, если один - правша, то другой - левша. Иван-царевич отличается доверчивостью: после гибели коня, он снова поверил, что баба-яга, которая «глаз вплетает», поможет ему стать сильнее, - доверился и погиб. В отличие от брата, Федор не доверяет злу в принципе: впервые увидев бабу-ягу, гонит её на край света и заставляет оживить брата.
2. В юнгианском толковании эта пара представляет Эго героя, которое воплотилось в Персоне и Тени. Персона представлена Иваном-царевичем, Тень - Федором Нянькиным. Царевич по праву «рулит» сюжетом: выбирает дорогу направо, предлагает обменяться кольцами, женится первым и знает, где искать невесту для Федора Нянькина. Тень всегда рядом, но выбирает дорогу налево, традиционно связанную с теневой стороной мира, с негативными событиями и сущностями. Братья незримо связаны, даже разъехавшись в разные стороны: кольца, которыми они обменялись, и чаша, наполнившаяся кровью, символизируют энергию единства и бесконечность жизни.
3. Когда Персона уходит со сцены (погибает Иван-царевич), начинает действовать энергия Тени. Федор Нянькин не очень разборчив в выборе средств: он идет в спальню к чужой жене, крадет яйцо у новой царевны, забывает «замочить колпак в колодце налево». Но его действия приводят к положительным итогам: баба-яга оживляет Ивана-царевича, украденное яйцо приводит к рождению сына-богатыря, а «в некоторое царство, в некоторое государство» приходят лад и любовь.
4. Символ яйца в сказках обычно связан с космогоническим мифом, а в данной сказке – с рождением нового поколения. Старый царь велит съесть яйцо, пока оно «не протухло», указывая временные рамки. И царевна с нянькой успевают-таки родить братьев. Второе яйцо, которое украл Федор Нянькин, тоже не успевает «протухнуть» - на свет появился его сын-богатырь.
5. Цифровая символика числа 3 в сказках традиционно указывает на женский мир, но в этой сказке 4 бабы-яги. Первая появляется после гибели 3 змеев, обманывает и убивает Ивана-царевича. В системе Проппа это баба яга–воительница. Аналогичная ситуация есть в сказке «Иван – крестьянский сын»: Мать-змеиха появляется после расправы над 3 могучими змеями-сыновьями, чтобы отомстить. Три сестры, которые помогают Федору Нянькину – дарительницы и связаны с обрядом инициации. Окончание сказки устанавливает равновесие 2-х миров: тьмы, в котором существуют 4 бабы яги, и света, в котором живут-поживают да добра наживают 2 молодые пары. Этот цифровой ряд еще раз подтверждает, что в сказке нет ничего случайного.
6. «Яга - очень трудный для анализа персонаж», - пишет Пропп. Именно такая странная роль у Первой бабы яги: «после пиру отвели молодых на подклеть», и царевна сообщила Ивану-царевичу: «у нас в каждой день ездит баба-яга, по быку и по корове съедает». Но быков и коров не ищут в царской опочивальне. В этой «странной» ситуации – параллелизм события: баба яга ищет не корову и быка, а невесту и жениха, которые умирают и появляются вновь как жена и муж.
7. Интересно, что избушки действуют так же, как их хозяйки: то мешают герою, то помогают. Бабушка, у которой остановился Иван-царевич, засыпает, и её избушка удерживает богатырского коня - герой разрушает её. Когда же подвиг закончен, герой избушку восстанавливает. Во время бегства Ивана Нянькина, баба яга велит ему сломать свою избушку, а корабельщики почему-то вынуждены задержаться и построить её снова. Входя в инициацию – избушку ломают, а выходя из неё – строят избушку снова: «дверь» должна быть снова закрыта. До следующей инициации.
Свидетельство о публикации №219102300226