Малоизвестные татарские разности - 449

Малоизвестные татарские разности – 449


Компиляции


Иоанн, праведник устюжский

***

Толкование

Иоанн, праведник устюжский
(до принятия христианской веры Буга-богатырь) — татарин, местно чтимый, неканонизованный праведник устюжский.

По известиям позднейших местных летописей он был во второй половине ХІII в. сборщиком ясака в Устюге.

В 1262 г. во многих городах северной Руси народ начал восставать против татар и избивать их. Такое же восстание подготовлялось и в Устюге. Но одна русская девушка, насильно захваченная Бугой, предупредила его, тем не менее, что готовится избиение татар. Тогда Буга ударил на вече устюжанам челом, прося прощения за свои прежние обиды и насилия, и изъявил желание принять христианскую веру. Это спасло его от верной гибели. В благодарность Буга, принявший в крещении имя Иоанна, женился на девушке, его спасшей.

С этого времени Иоанн как бы переродился: начал вести жизнь набожную и добродетельную, так что приобрел при жизни всеобщую любовь сограждан, а по смерти славу праведника, каковым он называется в рукописных святцах.

Память о нем и теперь еще жива в Устюге. Вместе с своей супругой Иоанн похоронен у церкви Вознесения на посаде.

"Летописец Архангелогородский", 59; "Летоп. о вел. граде Устюге" у Карамзина III, пр. 186, ІV, пр. 106; Сергий, "Полный месяцеслов востока", III, пр. 3, ст. 64; Барсуков, "Источ. рус. агиографии", 258.

А. Э.

{Половцов}

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/46805/




РБС/ВТ/Иоанн (Буга-богатырь)

***

Иоанн, до принятия христианской веры Буга-богатырь, татарин, местно чтимый, неканонизованный праведник устюжский.

По известиям позднейших местных летописей он был во второй половине ХІII в. сборщиком ясака в Устюге.

В 1262 г. во многих городах северной Руси народ начал восставать против татар и избивать их. Такое же восстание подготовлялось и в Устюге. Но одна русская девушка, насильно захваченная Бугой, предупредила его, тем не менее, что готовится избиение татар. Тогда Буга ударил на вече устюжанам челом, прося прощения за свои прежние обиды и насилия, и изъявил желание принять христианскую веру. Это спасло его от верной гибели. В благодарность Буга, принявший в крещении имя Иоанна, женился на девушке, его спасшей. С этого времени Иоанн как бы переродился: начал вести жизнь набожную и добродетельную, так что приобрел при жизни всеобщую любовь сограждан, а по смерти славу праведника, каковым он называется в рукописных святцах. Память о нем и теперь еще жива в Устюге. Вместе с своей супругой Иоанн похоронен у церкви Вознесения на посаде.
«Летописец Архангелогородский», 59; «Летоп. о вел. граде Устюге» у Карамзина III, пр. 186, ІV, пр. 106; Сергий, «Полный месяцеслов востока», III, пр. 3, ст. 64; Барсуков, «Источ. рус. агиографии», 258.
А. Э.

https://ru.wikisource.org/wiki///(-)




Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь

***

История возникновения и всего существования Устюжского Иоанно-Предтеченского монастыря очень необычна. Считается, что церковь в южной части Красной Горы была заложена в 1262 г. татарским баскаком по имени Буга.

Версии предшествующих этому событий разнятся.

По одной из них Буга долгие годы собирал дань с местных жителей, потом раскаялся, построил храм, женился на русской девушке Марии и принял христианство. По другой — Марию он забрал вместе с данью, чем нажил множество врагов и сильно осложнил себе жизнь. Чтобы сгладить конфликт, он принял христианство и построил церковь, а позднее монастырь. Крестили Бугу под именем Иоанн, отсюда и посвящение святому Иоанну Предтече.

https://tonkosti.ru/-



Праведные Иоанн и Мария Устюжские

***

В несчастное для России время татарского ига, когда пред дикими кочевниками раболепно преклонялись владетельные русские князья, положение народа было самое бедственное. Вся русская земля была обложена податью в пользу хана. Даже в самые отдаленные пределы русской земли на далеком севере, не испытавшие татарского погрома, в великий Устюг послан был Батыем баскак для сбора податей в ханскую казну. Тяжелы были для народа эти баскаки, или сборщики: много они делали различного рода несправедливостей, обид и притеснений гражданам, под видом ханской дани обогащали себя и не знали меры своему корыстолюбию и самовольству.

Таков был и устюжский баскак Буга, или Багу, татарин по происхождению, по вере язычник. Он не уступал другим баскакам ни в сребролюбии, ни в деспотизме. Воля этого татарина, последнего прислужника ханского, грубого, корыстолюбивого и необузданного дикаря, сделалась для устюжан законом.

Однажды Буга увидел дочь одного почтенного гражданина Марию, и грубый язычник пленился девственною ее красотою. Не зная другого закона, кроме своей воли, татарин насильно взял ее себе в наложницы, несмотря ни на ее вопли и слезы, ни на просьбы и дары родителей. Терпеливо переносили устюжане поборы и грабительства баскака, но такого насилия и своеволия не могли снести. Узнавши о том, что поганый татарин осмелился осквернить христианскую девицу, дочь их согражданина, устюжане запылали гневом на дерзкого баскака, и, когда недалеко уже было до восстания народа против власти ненавистных завоевателей, вдруг приходит1 в Устюг известие о победе вел. князя над татарами. Радостная весть быстро распространилась по всему городу, народ заволновался и стал говорить, что надобно убить баскака, что в Ростове, Суздале и Владимире уже убили их и что будто бы сам вел. князь Александр2 желает того и велел изгонять и избивать их. Ужаснулся Буга, услышавши от Марии о волнении народа и о намерении убить его. Чтобы избежать предстоявшей ему опасности, он, по совету Марии, решился принять крещение и вступить с нею в христианский брак. Бог не хочет смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему: принятием св. крещения и вступлением в брак Буга примирился с правосудием Божиим, успокоился и народ, видя, что он законным браком загладил свое преступление. В св. крещении Буга назван был Иоанном.

Не превосходство христианства пред язычеством, но один только страх смерти побудил баскака принять св. крещение, Господь явил Себя не искавшему Его и открылся не вопрошавшему о Нем, но воспитанная в христианском благочестии добрая жена его своими советами и убеждениями и особенно примером своей высоконравственной жизни скоро тронула его сердце и заставила полюбить принятую им веру. Дикий сын степей слушал рассказы любимой им женщины и чем более знакомился с догматами и требованиями православной веры, тем более прилеплялся к ней сердцем. Скоро он сделался примерным христианином и своими добродетелями и набожностью приобрел всеобщую любовь и уважение граждан. Так Господь различные случаи и обстоятельства, даже сами беды и несчастия, встречающиеся в жизни человека, направляет к его пользе и спасению.

По тогдашнему обычаю богатых людей однажды Иоанн ездил с соколом на охоту. Когда он поднялся на лежавшую близ города так называемую соколью гору, то, утомившись от езды, сошел с коня, прилег отдохнуть и скоро и уснул. Во сне является ему величественный муж и говорит: «На этом месте поставь церковь в мое имя». Иоанн не знал, кто говорит с ним, но не решался и спросить явившегося об имени. Заметив то, дивный муж сам сказал ему: «Поставь церковь рождества Иоанна Предтечи». Сновидение было так живо и явившийся внушал к себе такой страх и благоговение, что Иоанн тотчас же пробудился, не будучи и сам уверен в том, наяву или во сне он видел такого чудного мужа. Поспешно возвратившись домой, Иоанн рассказывает жене своей о бывшем ему сновидении и спрашивает ее, кто такой Иоанн Предтеча. Мария объяснила ему, что это великий пророк и угодник Божий; затем, показав на иконе изображение Иоанна Крестителя, она советовала своему мужу поспешить исполнением того, что ему было приказано в сновидении. То же самое внушали ему друзья и знакомые, узнавшие о чудесном видении, и новопросвещенный Иоанн, следуя общему совету жены, друзей и знакомых, вскоре построил на месте бывшего ему видения церковь во имя рождества Иоанна Предтечи, отчего и сама гора вместо Сокольей стала называться Ивановскою. Благочестивые супруги богато украсили храм и снабдили его всем нужным для богослужения. Проводя чистую и святую жизнь, они и сами старались сделаться живыми храмами Богу.

В Устюге в то время подвизался пр. Киприан, начальник и основатель устюжского Архангельского монастыря. Вместе с прочими гражданами с любовью и уважением относился Иоанн к пр. Киприану как к истинному рабу Божию, удивлялся его великим трудам и терпению и приходил в умиление и восторг от рассказов о подвигах преподобного, ибо он не слыхал ничего подобного на своей родине. Еще более благотворное влияние оказывал на благочестивую чету, на ее утверждение в вере и добродетели другой избранник Божий, скрывавший в себе духовную мудрость под покровом безумия. Пр. Прокопий, рожденный и воспитанный хотя в христианстве, но вне православия и, подобно Буге, принявший св. веру уже в совершенных летах, много лет проходил в Устюге высокий и трудный подвиг юродства ради Христа. Этот самопроизвольный мученик, обрекший себя на неприятности и лишения всякого рода, нередко заходил в дом Иоанна и Марии. Оставляя на время юродство, он любил с ними беседовать от всего сердца, укреплял и утверждал их в благочестии и сам утешался их верою и смирением. Праведные супруги почитали праздником тот день, когда заходил к ним юродивый, и рады были бы послужить ему чем-нибудь из своего имения, но Прокопий, оставивший свое собственное богатство Бога ради и решивший терпеть до конца, не хотел пользоваться удобствами их жизни, хотя и любил их. Для него дорого было только то, что он по временам мог отдохнуть у них сердцем и утешиться в душеполезной с ними беседе.

Благочестивые супруги Иоанн и Мария, проводя воздержанную и чистую жизнь, с каждым годом восходили от силы в силу в жизни духовной, снискали от граждан всеобщую любовь и уважение и оставили после себя добрую память, еще при жизни получив от современников название праведных. Не дошло до нас никаких сведений о их блаженной кончине, кроме того, что они скончались уже в старости, в летах преклонных, каковыми и изображаются на иконах, и были погребены при градской Вознесенской церкви. Впоследствии времени при построении новой Вознесенской церкви место погребения их вошло внутрь здания храма, над гробницей устроена была рака и отправлялось им празднование по особо составленной службе. В писцовой книге 1683 года в описании Вознесенской церкви о месте погребения их сказано: «Образа на гробнице святых праведных Иоанна и Марии писаны на краске, а на том гробе покров средина — камка красная, пол — тафта зеленая, в средине крест серебряный, кружило кованое; подложен покров киндяком алым; на том же гробе покров ветхой, дорогие красные, в средине крест вышит серебром; образа святых праведных Иоанна и Марии писаны на листовом золоте, а на том образе во облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмянные золочены». Гробница находилась в тесном придельном храме Воздвижения креста, близ северной стены, под единственным окном, освещающим церковь. Ныне, после многократных перестроек Вознесенской церкви то после пожаров, то вследствие других причин, единственным памятником места погребения их служит образ праведных Иоанна и Марии, стоящий под окном на внешней стороне стены, в нише, за слюдой.

В древних рукописных святцах праведные Иоанн и Мария называются начальниками древнего Устюга.

Описание о российских святых XVIII в. в Московской академии, то же — библиотека Киево-Софийского собора.

Из изданного в начале XX века сборника «Жития святых»

http://www.baltwillinfo.com/mp11-06/mp-16.htm




Праведный Иоанн Устюжский

***

azbyka.ru
ДЕНЬ ПАМЯТИ
28 июня   (переходящая) – Собор Вологодских святых

ЖИТИЕ
ПРАВЕДНЫЕ ИОАНН И МАРИЯ УСТЮЖСКИЕ

Буга, или Багу, язычник, а по происхождению татарин, был баскаком, посланным Батыем в Великий Устюг для сбора податей в ханскую казну. Среб­ро­лю­би­вый и дерз­кий, он при­тес­нял ме­стых жи­те­лей по­бо­ра­ми и ти­ра­нил ими. Од­на­жды он уви­дел дочь од­но­го по­чтен­но­го граж­да­ни­на, Ма­рию, пле­нил­ся ее кра­со­той и на­силь­но взял се­бе в на­лож­ни­цы, несмот­ря ни на ее сле­зы, ни на прось­бы и да­ры ро­ди­те­лей. Устю­жане, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сив­шие преж­ние его гра­би­тель­ства, не смог­ли сне­сти это­го. На­род за­вол­но­вал­ся и стал го­во­рить, что на­до убить бас­ка­ка, что в Ро­сто­ве, Суз­да­ле и Вла­ди­ми­ре (это бы­ло в 1262 го­ду) уже уби­ли их и что буд­то бы сам ве­ли­кий князь Алек­сандр же­ла­ет то­го и ве­лел из­го­нять и из­би­вать их. Чтобы из­бе­жать пред­сто­яв­шей опас­но­сти, Бу­га по со­ве­ту Ма­рии ре­шил­ся при­нять Кре­ще­ние и всту­пить с ней в хри­сти­ан­ский брак, чем успо­ко­ил на­род. В Свя­том Кре­ще­нии Бу­га на­зван был Иоан­ном, в честь свя­то­го му­че­ни­ка Иоан­на Во­и­на.

Не пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ства пе­ред язы­че­ством, а один толь­ко страх смер­ти по­бу­дил бас­ка­ка при­нять Свя­тое Кре­ще­ние. Но вос­пи­тан­ная в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии доб­рая же­на его сво­и­ми со­ве­та­ми и убеж­де­ни­я­ми и осо­бен­но при­ме­ром сво­ей вы­со­ко­нрав­ствен­ной жиз­ни ско­ро тро­ну­ла его серд­це и за­ста­ви­ла по­лю­бить при­ня­тую им рус­скую ве­ру. С уми­ле­ни­ем слу­шал он рас­ска­зы лю­би­мой им жен­щи­ны, и чем бо­лее зна­ко­мил­ся с дог­ма­та­ми и тре­бо­ва­ни­я­ми пра­во­сла­вия, тем бо­лее при­леп­лял­ся к нему серд­цем. Ско­ро он сде­лал­ся при­мер­ным хри­сти­а­ни­ном, при­об­рел лю­бовь и ува­же­ние граж­дан.

Од­на­жды Иоанн ез­дил с со­ко­лом на охо­ту. Уто­мив­шись от ез­ды, он спе­шил­ся и при­лег от­дох­нуть, и ско­ро уснул. Во сне явил­ся ему див­ный ве­ли­че­ствен­ный муж и ска­зал: «На этом ме­сте по­ставь цер­ковь в мое имя». Иоанн не знал, кто го­во­рит с ним, но спро­сить не ре­шал­ся. За­ме­тив это, тот сам ска­зал ему: «По­ставь цер­ковь Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи». По­спеш­но воз­вра­тив­шись до­мой, Иоанн рас­ска­зал жене о быв­шем ему сно­ви­де­нии и спро­сил: «Кто та­кой Иоанн Пред­те­ча?» Ма­рия объ­яс­ни­ла ему, по­ка­зав его изо­бра­же­ние на иконе, и со­ве­то­ва­ла по­спе­шить с ис­пол­не­ни­ем то­го, что ему бы­ло при­ка­за­но в сно­ви­де­нии. Вско­ре бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя Рож­де­ства Иоан­на Пред­те­чи, от­че­го и са­мая го­ра вме­сто Со­ко­льей ста­ла на­зы­вать­ся Ива­нов­ской. Бла­го­че­сти­вые су­пру­ги бо­га­то укра­си­ли храм и снаб­ди­ли его всем нуж­ным для бо­го­слу­же­ния.

В Устю­ге в то вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ки­при­ан, на­чаль­ник и ос­но­ва­тель Устюж­ско­го Ар­хан­гель­ско­го мо­на­сты­ря. С лю­бо­вью и ува­же­ни­ем от­но­сил­ся Иоанн к пре­по­доб­но­му Ки­при­а­ну, удив­лял­ся его ве­ли­ким тру­дам и тер­пе­нию, при­хо­дил в уми­ле­ние и вос­торг от рас­ска­зов о его по­дви­гах, так как не слы­хал ни­че­го по­доб­но­го на сво­ей ро­дине. Еще бо­лее бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зы­вал на бла­го­че­сти­вую че­ту дру­гой из­бран­ник Бо­жий, пре­по­доб­ный Про­ко­пий, рож­ден­ный и вос­пи­тан­ный хо­тя в хри­сти­ан­стве, но вне пра­во­сла­вия, и, по­доб­но Бу­ге, при­няв­ший свя­тую ве­ру уже в со­вер­шен­ных ле­тах, мно­го лет про­хо­див­ший в Устю­ге по­двиг са­мо­про­из­воль­но­го юрод­ства ра­ди Хри­ста. Он неред­ко за­хо­дил в дом Иоан­на и Ма­рии, и, остав­ляя на вре­мя юрод­ство, лю­бил с ни­ми бе­се­до­вать от все­го серд­ца, укреп­ляя их в бла­го­че­стии и уте­ша­ясь их ве­рой и сми­ре­ни­ем.

Бла­го­че­сти­вые су­пру­ги Иоанн и Ма­рия, про­во­дя воз­держ­ную и чи­стую жизнь, с каж­дым го­дом вос­хо­дя от си­лы в си­лу в жиз­ни ду­хов­ной, снис­ка­ли все­об­щую лю­бовь и ува­же­ние и оста­ви­ли по­сле се­бя доб­рую па­мять, еще при жиз­ни по­лу­чив от совре­мен­ни­ков на­зва­ние пра­вед­ных.

Скон­ча­лись они уже в ста­ро­сти, как и изо­бра­жа­ют­ся на ико­нах, и бы­ли по­гре­бе­ны при го­род­ской Воз­не­сен­ской церк­ви. Впо­след­ствии при по­стро­е­нии но­вой церкви ме­сто по­гре­бе­ния их во­шло внутрь зда­ния хра­ма, над гроб­ни­цей устро­е­на бы­ла ра­ка и им от­прав­ля­лось празд­но­ва­ние по осо­бо со­став­лен­ной служ­бе. По­сле мно­го­крат­ных пе­ре­стро­ек Воз­не­сен­ской церк­ви един­ствен­ным па­мят­ни­ком ме­ста по­гре­бе­ния их слу­жил их об­раз, сто­яв­ший под ок­ном, на внеш­ней сто­роне сте­ны, в ни­ше. В древ­них ру­ко­пис­ных свят­цах пра­вед­ные Иоанн и Ма­рия на­зы­ва­ют­ся на­чаль­ни­ка­ми древ­не­го Устю­га.

https://azbyka.ru/days/sv-ioann-ustjuzhskij


Рецензии