Ещё раз о смысле жизни

               
 
   Смысл жизни можно помыслить как квинтэссенцию, как смысл смыслов, которыми руководствуется человек в своей жизни. Но в этом случае возникает вопрос, аналогичный вопросу, над которым бьются исследователи множества всех множеств.
Суть его заключается в том, что может ли множество всех множеств быть в каталоге, в списках всех остальных множеств, из которых оно состоит? То есть, может ли оно быть своим для этих множеств или оно, хотя и состоит из них, есть чуждое для них образование?
   К этому можно привести примеры и программ в компе. Все они работают по принципу перебора вариантов, перебора правил. но можно ли создать такую программу или правило всех правил на все случаи жизни? Если да, то такое правило должно иметь в виду и себя. а применимо ли оно к себе?
Если исходить из этих соображений, то не окажется ли понятие “смысл жизни” симулякром?
  Наша Вселенная есть целостность, которая характеризуется тем, что у неё нет различения между внутренним и внешним, нет различения между своим и чужим. Уже по своему определению целостность есть принципиально античужое образование. Это означает, что целостность есть всё и в ней невозможно стать на край её и протянуть руку ещё дальше: во Вселенной нет края.
  Нет сомнения, что понятие смысла жизни имеет причинно-следственную основу и воспринимается как квинтэссенция смысла всех смыслов.  Это понятие отвечает на вопрос “куда, зачем”.Но всё дело в том, что в целостности причинно-следственные отношения сняты. Мы можем наметить цели внутри целостности, но поставить цели вне её - это как раз встать на край и протянуть руку дальше, что в целостности есть абсурд. Наряду с целостностью Вселенной есть равные ей целостность личности, целостность общества. Во всех этих случаях найти их смысл означает выйти вовне их, означает, что они могут использованы кем-то или чем-то как часть замысла.Но любая целостность не может быть частью чего-то.
 Всё это означает, что понятие смысла жизни не применимо в целостностных структурах, это, в конечном счете, симулякр.
 Нам надо понять, что нет смысла жизни, который на все века и на все пространства, единый и абсолютный. Это вовсе не светоч в перспективной дали, не икона наконец.
Смысл жизни не выявляется как давно существующее, смысл жизни создается и творится разумом, творится нами. Сотворение смысла жизни и есть смысл жизни разума. Именно такой смысл жизни определяет нашу креативность, определяет, свободные ли мы осваивать всё так, как нам этого хочется, не приемля в этом деле никаких светочей, никаких навеки поставленных маяков.


Рецензии