Кто вы, мистер Дэвид Линч? , ч. 8

ХУДОЖНИК И КОМПОЗИТОР

   Чтобы не прослыть талантливым компилятором и эпигоном, Дэвиду Линчу пришлось приложить немалые усилия. Ставка была сделана на цвет и музыку. Надо отметить что ни у одного классика кинематографа не уделено столько внимания музыке в фильмах, как у Линча. Нет, она присутствует в качестве необходимого дополнения, но, за редким исключением, не выходит за рамки киномира. Вам приходилось слушать музыкальные хиты из фильмов Бергмана или Висконти? Мне нет. А вот у Линча музыка живёт вполне самодостаточной жизнью и за пределами его картин. Достаточно назвать имя Анджело Бадаламенти, главного автора музыки к фильмам Линча. Его композиции стали международными хитами. Далее можно посмотреть на имена остальных участников музыкальных записей и убедиться, что список весьма внушительный. Начиная от Дэвида Боуи  и заканчивая Лу Ридом. Самое интересное, что сам Дэвид Линч тоже оказался непосредственным участником музыкального процесса, как композитор и автор стихов песен в своих фильмах. Более того, он был ещё и художником в прикладном смысле этого слова. И тут нужно отметить роль Интернета в нашем исследовании. После 2000 года он всё шире и глубже входит в нашу жизнь. Информационные преграды преодолены, пара кликов и ты узнаёшь всю фильмографию режиссёра, ещё пара и ты знаешь всю его биографию. В каком-то смысле Линчу повезло, что его кинокарьера состоялась в до-Интернетовскую эпоху. Теперь аура тайны практически исчезла и многое становится на свои места, пазл сложился.
   Итак, мы узнаём, что с самого детства он хотел стать художником и с завидным упорством добивался этого долгие годы. В 1964 г. закончил школу искусств Коркоран в Вашингтоне по классу живописи, изучал также живопись в школе искусств в Бостоне, а в 1969 г. закончил Филадельфийскую Академию изобразительных искусств. Первое что он снял, был 4-х минутный анимационный клип «Алфавит», который Линч назвал экспериментом по созданию «ожившей живописи». Всё, стоп машина. «Ожившая живопись». Вот откуда берёт истоки нежелание Линча объяснять свои фильмы. Кстати, отсюда же сюжетная фрагментация событий в его картинах, да и сценариев в целом. Он же художник-авангардист с их знаменитым - «А я так вижу и мнение зрителей мне совершенно безразлично». Когда я смотрел его фильмы, особенно позднего периода, меня не покидало ощущение, что где-то я всё это уже видел. Отдельные эпизоды его фильмов похожи на инсталляции... Эврика! Да это же самый настоящий перформанс. А ларчик открывался просто. Кто хотя бы пару-тройку раз бывал на выставках авангардного искусства сразу меня поймёт. Конечно же я не первооткрыватель. После выхода на экраны «Внутренней империи», один из критиков заметил: «Дэвид Линч решительно переступает границу между художественным кино и чистокровным контемпорари артом. Единственно что — никогда не знаешь, где заканчивается piece of art и начинается piece of shit». Вполне конкретно по смыслу. Некоторые считают, что попсовостью «Твин Пикс» Линч перекрыл всё, что делал в кино ранее. По моему мнению он и не выходил за рамки избранного стиля. Объединив цветовое решение с музыкальным оформлением в своих фильмах, Линч ввёл поп-арт в кино. Тот самый поп-арт, который создал ещё Энди Уорхол. Поэтому сценарий, сюжет, персонажи в его фильмах всегда вторичны, просто оболочка. Первичным же является его самовыражение, как художника-авангардиста и законодателя мод. Всё это органично для так называемой «художественной среды». Но это не кино, это уже совсем другая отрасль. Неудивительно, что он снимал рекламные ролики для Джорджо Армани, Карла Лагерфельда и даже Майкла Джексона.
   А мы всё сюжетные линии изучаем, пытаемся объяснить логику действий главных и второстепенных героев, выясняем кто кого убил и зачем. Ну, давайте, глядя на какую-нибудь картину Дэвида Линча, а их у него около 500 штук, чётко и определённо скажем про что она. Это бессмысленно, пускай этим занимаются искусствоведы.
   Нам же интересно, что он предложил миру дальше.

(продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

На мой взгляд, у Вас получается интересная и достойная монография о творчестве Д.Линча. Я уверен, что она «не потеряется» в океане конъюнктурных и поверхностных работ о творчестве этого режиссера.

«Ставка была сделана на цвет и музыку».

Я думаю, что Линч подписался бы под словами П.Гринуэя:
«Я не ощущаю себя в полной мере режиссёром, скорее „гибридом“, что меня действительно интересует, так это живопись и литература... мне интересно передавать идеи картинками, визуальными средствами. Я image-maker».
Но у Линча к живописи добавилась музыка, а вот с литературой у него не всё так однозначно.

«Отдельные эпизоды его фильмов похожи на инсталляции...»

Полностью согласен. Иногда они даже впечатляют. В 3 сезоне «Твин Пикс» события в Мексике в 45 и 56 году показаны весьма любопытно.
Кстати, где-то прочитал, что любимым фильмом Линча является «Час волка». Символично:))

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   23.10.2019 21:45     Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

Как интересно получилось с «Часом волка», у меня не было информации о его кино-пристрастиях, действительно символично:)) В принципе, неожиданное возвращение Линча в кино, да ещё с новой версией «Твин Пикс» заставило вглядеться в него более пристально. Ведь мы потратили уйму времени наблюдая за его экспериментами. Надо же понять на что мы потратили время?:) Вообще занятно, ведь они с Гринуэем по сути равноценные фигуры, но успех не сопоставим.
Рад взаимопониманию, Александр. Как оказалось, сложнее всего анализировать финальную часть этой темы. Тем более, что сам Линч продолжает действовать:)

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   24.10.2019 00:06   Заявить о нарушении
«Ведь мы потратили уйму времени наблюдая за его экспериментами. Надо же понять на что мы потратили время?:)»

На мой взгляд, объективный и беспристрастный анализ творчества Линча даёт ответы на многие вопросы и позволяет, пусть приблизительно, оценить и подводную часть айсберга трендов. Так что время потрачено не зря:)).

«Вообще занятно, ведь они с Гринуэем по сути равноценные фигуры, но успех не сопоставим».

На мой взгляд, Гринуэю не нужен успех в том плане, как его понимает Линч. Вообще, взаимоотношения Маленького и Большого острова даже на уровне кино – это одна из самых сложных тем. Да, Маленький остров уже давно формально находится в тени Большого острова, но старое правило (Искусство в колонии не может быть выше, чем искусство в метрополии) никто не отменял:)).

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   24.10.2019 12:46   Заявить о нарушении
Верно подмечено на счёт островов в океане, они это... океанологи из Океании:)) Да, подводная съёмка всегда самое сложное и опасное мероприятие. Люк Бессон к примеру по началу глубоко заныривал, а потом видит — кислорода-то может и не хватить:)).
С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   24.10.2019 13:17   Заявить о нарушении