Жизнь в цветных пятнах 8

Люди, живущие на границе, - те, у кого есть остаток зрения.
Каждый из нас видит свет, а значит может отличить его от тьмы. Свет – первый признак зрительного остатка.
Дальше великое многообразие: кто-то видит лишь тёмные очертания, кто-то даже силуэты на расстоянии вытянутой руки, может читать крупные буквы, в сотни раз увеличенные лупой, и в то же время этот же человек не может различать цветовые оттенки из-за нарушений сетчатки.
   Заболеваний глаз немало. Последствий их внутриутробного протекания неисчислимое множество. Какую частичку зрения получил их ребёнок, станет видно только по мере его взросления, когда наблюдательные родители заметят реакцию глаз или головы на предмет, лежащий в их руках либо находящийся рядом.
Порой врачи неспособны проверить остаток на медицинских приборах, обещая малышу полную слепоту. Родитель – самый неравнодушный, самый внимательный наблюдатель.

   Моя частица зрения – в основном восприятие цвета. Только поэтому я отличаю денежные купюры одну от другой, абсолютно не видя, что на них нарисовано.
   Форма: детский мячик, бельевая прищепка, кружка или тарелка. Остальные предметы либо слишком большие, чтобы попасть в поле моего зрения, либо слишком маленькие, чтобы их различить.
Частичные силуэты я в основном воспринимаю на расстоянии вытянутой руки: деревья, рекламные щиты. Дальше этого расстояния различаю, что комната ограничена стенами, даже если она большая. Могу различить фрагмент высотного дома.
   Это, конечно, не полная слепота, когда глаз не знает, что это значит - смотреть.
Но большинство действий: приготовление пищи, стирку, уборку, я делаю на ощупь.
   Однажды спросив у мамы, как далеко она видит, я удивилась тому расстоянию, что может накрыть взор здорового глаза. Такая зрительная дальность до сих пор меня поражает. В мире зрячих ползают жучки, летают птички и бабочки, есть радуга и звёзды.
   В моём мире есть зелень травы, небо над головой, либо глубокое, голубое, либо серое, покрытое тучами, есть белизна снега, даже светлая зимняя ночь, что всегда отлична от летней сказочной белоснежностью, чувством тревоги и тайны.
   Мне больно за тех, кому не дано узнать её никогда. И мне же бывает неловко, когда жалеют меня. Мой обеднённый зрительный мир кажется мне единственным, раз я не ощущала другого. Для меня он прекрасен и полон таким, какой он есть.

Продолжение
http://proza.ru/2019/11/05/1488


Рецензии
Неоднозначное чувство у вас.

Серёга Дмитриев   08.04.2022 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.