Город Ветка как оплот старообрядчества
Как москвичи с собой Красную площадь увозили
В городке Ветка, что приютился на юго-востоке белорусского Полесья, мне посчастливилось побывать в ходе пресс-тура в Республику Беларусь. Темой многочисленных встреч, организованным постоянным комитетом Союзного государства, было преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Но так вот часто случается в журналистских командировках: среди главного и предельно серьезного находится и изюминка, и она не только важна, но и просто не может остаться на полях журналистских заметок. «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций» поражает своим средоточием на теме, которая становится не только интересной, но и познавательной. Всегда полезен взгляд со стороны, а тем более из глубины веков…
Больше в городе с населением в 8 тысяч человек, собственно и смотреть нечего. За полминуты пересекаем местную Красную площадь со зданием райисполкома по правую руку и оказываемся перед зданием, рассказывающим об истории уникального поселения в Гомельской области. Ветку в 1685 году основали беженцы из центральных областей России. Особенно много было таковых из Москвы. Верующие спасались от преследований после реформы патриарха Никона, приведшей к расколу в Русской православной церкви и гонениям на старообрядцев. В те годы Ветка относилась к Великому княжеству Литовскому, и потому здесь не принявшим изменений в церковных обрядах верующим возможно было укрыться. Селились они по берегам рек в Полесье там, куда ветку с иконой прибьет течением. Может, потому и название пошло городу – Ветка. Во всяком случае, это одна из этимологических версий. С собой старообрядцы привезли и обычаи, традиции по укладу жизни, профессиональные навыки. Город быстро строился и развивался. Центральную площадь назвали Красной – по примеру Москвы, чтобы чувствовать себя на новом месте как дома. Судьба города была не простой. Не раз российский власти пытались силой вернуть поселенцев, не раз власти обкладывали их непомерными налогами, создавали им невыносимые условия для жизни, сжигали их постройки, но каждый раз после захватнических войн и перипетий жители восстанавливали свой город и продолжали жить так, как им хотелось.
Не забылся, не затерялся город на обширных страницах российской истории благодаря уникальному человеку, коренному ветковчанину Фёдору Шклярову. Всю свою жизнь Фёдор Григорьевич собирал вещи и сведения о быте своих предков. В 70-е годы прошлого столетия по политическим причинам трудно было декларировать создание музея, посвященного вопросам религии, а потому музей слыл просто как краеведческий, этнографический. И лишь в наши дни его назвали соответственно содержанию – старообрядчества и белорусских традиций.
Еще в 18 веке в Ветке сформировалась особая школа иконописи, которую так и называют – ветковская. Многие из нас сейчас увлекаются церковной культурой, восполняя недополученные знания в области веры и религии. Хочется научиться читать иконы как книги, понимая каждую деталь, что представил нам средневековый художник. Так вот, посещение музея старообрядчества открывает очень многое, потому что истина познается в сравнении. Иконы в Ветке очень толстые, это уже обращает на себя внимание. Дело в том, что рисовали их на тополиных дощечках, а их любил жук-короед. Именно по наличию следов его пиршества и узнают подлинность ветковской иконописи. Характерными для Ветки мотивами являются цветы, особенно часто это букеты из роз, обильно представлены листья и цветы яблонь, часто присутствуют рог изобилия, нарциссы, раковины. Лики святых у ветковцев с высветленными подбородками, с особой формой губ. Известный в православии заступник Николай Угодник у старообрядцев интерпретирован в Николу Отвратного. Он смотрит с иконы не в глаза нам, а строго глядит за наше левое плечо. Именно там, по представлениям верующих, у каждого правоверного гнездятся басы. Чтобы отвратить от себя разную нечисть, надо усердно учиться, трудиться и молиться – и тогда Никола отвратит беду.
Не только иконы… Во время экскурсии мы учимся читать также и традиционный белорусский орнамент на полотенцах, рушниках и национальных костюмах. Вышивка предстает перед нами наукой иносказательно передавать информацию о человека, что ее носит или использует. На языке вышивальщиц и крестик, и ромбик обязательно что-то да значат: засеянное поле, хороший урожай… В витиеватый узор может быть зашит оберег от недоброжелателей, от порчи имущества. Красный цвет в вышивке символизирует успех в работе и счастье в личной жизни, зеленый одаривает нас силами природы, а синий дает мир и спокойствие.
Славянскую культуру издревле называли деревянно-полотняной. Интересно, что в Гомельской области, в Ветковском районе, сохранилась одна-единственная деревня на всю Беларусь - Неглюбка, где до сих пор жители живут ткачеством. Ткацкий цех в агрогородке действует официально как подразделение Гомельской фабрики художественных изделий.
Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций государственный, он входит в систему учреждений Министерства культуры Республики Беларусь. В его фондах сегодня числится 11 тыс уникальных экспонатов, и каждый готов вам рассказать о давно минувшем, но оставшемся нам милым.
Опубликовано также:
Свидетельство о публикации №219102300972