Лев Толстой и капитализм

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И НАШЕ ВРЕМЯ.
Человек никогда не расстанется с книгой, своим мудрым писателем. Идут чередой своей года и человек – читатель, прошедший через очарование и разочарование жизнью, в своё время воздвигавший в своём воображении кумиров и рушивший их , не оправдавших его мечты, у «своего» писателя ищет ответы на жгучие вопросы современности.
Думаю, для многих неравнодушных людей – читателей Лев Толстой на всю жизнь остаётся мудрым авторитетом. Мудрым хотя бы потому, что и спустя многие годы он заставляет человека задуматься над жизнью, искать ответы на не стареющие вопросы.
Почти в каждом из своих многочисленных произведений ставит перед читателем эти вопросы, помогает найти на них ответы.
Больше ста лет нет писателя Толстого, а вопросы, волновавшие его, заставлявшие его размышлять над ними, волнуют и нас.
При этом с переменой нашего общественного бытия, они, эти проблемы, вспыхивают с новой силой.
Удивляюсь самому себе, если несколько лет назад, читая , к примеру, рассказ Толстого « Божеское и человеческое» воспринимал его как философски отвлечённое, не актуальное, пережитое за многие десятилетия, то теперь, когда за моим окном другая политическая «погода» - рассказ заставляет всматриваться, задумываться над каждым предложением. Время сделало меня собеседником, участником размышлений Толстого над нашими общими вопросами и проблемами…
Лев Толстой был твёрдо убеждён в преступности существующего общественного, быстро развивающегося в его годы капиталистического строя. Он не видел ничего человеческого, нравственного, прогрессивного в этом общественном строе.. На протяжении всей своей долгой жизни был сторонником его разрушения и перестройки.
Здесь для Толстого не существовало проблемы и колебаний.
Колебания, раздумья, размышления были в другом:» Как, каким образом изменить, перестроить общественную жизнь?»
И в этом случае, писатель Толстой для нас современник, и мудрый собеседник. И перед каждым из нас, независимо от того, что ему дал или отнял родившийся и набирающий силы капитализм, встают серьёзные изъяны нового капитализма, даже для тех, кто стал миллионером. Все видят в возникшем «внезапно» общественном строе непреодолимые, бесчеловечные изъяны.
Толстой внимательно вглядывался в жизнь, глубоко её самостоятельно осмысливал, не подвергал себя влиянию мудрствующих политиканов. Они всегда были и есть! Он самостоятельно изучал жизнь.
Писатель Толстой видел, ощущал, что в России назревает революция. Он писал об этом в своих книгах, статьях и даже письмах царю.
Понимая неизбежность революции, общественного взрыва, Толстой отвергал идею насильственного переустройства мира. Осознавая, что революции не удастся избежать и что правящий режим пытается задушить, предотвратить её репрессиями, совершенно непригодными в этом случае по мысли Толстого, он в тоже время, надеялся, что революционные потрясения помогут родиться новому, передовому состоянию общества…
И так, революция неизбежна, приходит к выводу Толстой. Россию ждут великие, неизбежные потрясения – считает он. Он оказался пророком. Считает главным «подготовителем» революции – правительство. Это оно своими необдуманными, жесткими мерами толкает сторонников переустройства общества на противозаконные, бесчеловечные, преступные меры.
Какие же силы и люди выступают за переустройство мира?
Для нас, живущих в 21 веке, вопрос этот чрезвычайно важен, кажется, эти силы наличествуют и теперь.
По воле писателя в рассказе « Божеское и человеческое» это террористы, «бомбометатели», как их тогда называли. Революционеры, сторонники решительных действий, готовых пролить море крови во имя достижениях своих целей. Люди способные во имя своей идеи жертвовать своей свободой и жизнью, не способные никого щадить и третий представитель «перестройщиков», как бы теперь назвали, это старообрядцы, стремящиеся во имя справедливости и правды, «подправить» религию, вернуть людей к заповедям Христа.
Террорист в рассказе предстаёт в образе юноши, верящего в идею, способного во имя её на жертвы.
Толстой осуждает кровавый путь, справедливо считает его вредным для переустройства мира, ошибочным, бесчеловечным. Да и сам юный террорист предстаёт обманутым, «подставленным» бесчеловечными людьми.
Само государство, его «верные» слуги: следователи, жандармы, прокурор, судьи ведут расследование формально, глубоко не вникая в суть дела, не изучая причины поступка юного террориста.
Читаешь о действиях «охранителей» царских устоев и видишь их равнодушие, безразличие…
Невольно проникаешь жалостью, состраданием к страдальцу юноше, понимаешь, что он заблудился, что он есть жертва игры жестоких людей.
Толстой ярко описывает страдания этого человека перед казнью, его прозрение, его жажду жизни и растёт убеждение, что если бы он был помилован, отечески прощён, он бы начал другую жизнь, праведную, человеколюбивую и стал бы истинно добрым человеком…
Толстой осуждает терроризм, смертную казнь и призывает к человеколюбию.
Жалко погибшего юноши, никто не пришёл ему на помощь в огромном государственном механизме.
Как не задуматься? Не потому ли теперь и не очень вспоминают Льва Николаевича?!


Рецензии