Водитель

Помню, приятно было в детстве задремать на заднем сиденье автомобиля, зная, что приедешь куда надо. Проснёшься по дороге, посмотришь в окно - деревья мелькают, встречные машины... и дальше спать. За рулём взрослый ответственный человек, он довезёт.

Так же и в жизни. Пока маленький - за тебя всё решают взрослые. Ходи в детский сад, потом учись в школе - об остальном позаботятся. Спи себе на заднем сиденье своей жизни, взрослые довезут до совершеннолетия.

И как-то иногда упускается тот момент, когда приходится брать руль в свои руки. И вот тогда по жизни везёт уже не заботливый взрослый родственник, а самые что ни на есть бесы. В моём случае - алкогольные. А уж они завезут - охренеешь выбираться.

Обо всём этом я думаю, сжимая руль на незнакомой тёмной дороге. Я встал сегодня в пять утра, а сейчас уже десять вечера, и я еду домой - впрочем, как и каждый день. Только дорога на этот раз не та. Длинная и тёмная. Дела занесли в другое место, и возвращаться не близко. И ещё сегодня как-то особенно сильно клонит в сон.

Дорога почти пустая. Видно только метров на двадцать вперёд. Быстрее шестидесяти ехать нельзя, можно пропустить изгиб дороги. Хорошо хоть на навигаторе эти изгибы заранее видно. А сейчас дорога выравнивается. Глаза закрываются. На ровной пустой дороге в сон клонит особенно сильно.

Как бы хорошо сейчас посадить кого-нибудь за руль, а самому уснуть на заднем сиденье, как в детстве! Но некого. Тут вообще на несколько километров ни одной живой души. Уснуть-то можно - встать на обочине и уснуть. В этом случае здесь же и проснёшься. А надо домой.

Сзади свет фар. Автомобиль нетерпеливо пристраивается сзади на минимальной дистанции. Наверно, дорога ему хорошо знакома, в отличие от меня, хочет ехать быстрее. А обогнать здесь не позволяет извилистость - обгон-то возможен только по встречке, как раз лоб в лоб кому-нибудь влетишь, не увидев за изгибом дороги.

Прижимается ещё плотнее. Да что же ты так в зеркало заднего вида слепишь-то, придурок? Неужели не понимаешь, что лучше быть чуть попозже дома, чем чуть пораньше в морге?

Дорога снова выравнивается. Сзади едущий сразу вырывается вперёд и обгоняет меня как стоячего. Флаг тебе в руки - на такой скорости да по неосвещённой дороге. Надеюсь, ты знаешь, что делаешь. Если знаешь - я бы посадил такого как ты за руль, и уснул бы на заднем сиденье. До самого дома.

Дорога пустая и прямая. Глаза закрываются. Поперёк дорожного покрытия в свете фар струится то ли дым, то ли туман. Блин, какой-то сюр. Постапокалиптический мир прямо. Главное не уснуть.

Ура, поворот и освещённая дорога! Масса встречных машин. Тут уснуть будет потруднее. Однако, здесь свои сложности - вот кольцо, с которого слишком много выездов. Навигатор показывает, на каком свернуть, но я промахиваюсь. В итоге вынужден сделать небольшой, но очень сложный крюк, проехав аж через три кольца. На одном меня знатно обсигналили - начал сворачивать, но понял, что опять не туда, и вернулся на кольцо. Ну ладно, не ругайтесь, я же аккуратно. А иначе пришлось бы опять возвращаться, а у меня уже мозг закипает.

Я снова вспоминаю сравнение - как я в какой-то момент уснул на заднем сиденье своей жизни, и алкоголизм довёз меня почти до ада. Потом два года в реабилитации я дрался с ним за руль, и в итоге отнял. Теперь еду сам куда мне надо - и в прямом, и в переносном смысле.

Дорога снова становится пустой и тёмной. Кроме того, начинает наползать туман. Блин, как же я хочу быстрее попасть домой... Сегодня был очень тяжёлый день, и завтра будет такой же. Быстрей бы завалиться спать, чтобы набраться сил. Но сначала нужно доехать.

Туман делает дорогу видимой лишь метров на десять вперёд. Глаза закрываются всё сильнее. Я еду... Кроме меня некому довезти меня до места.

Меня обгоняет машина. Зелёная машина с розовым пулемётом на крыше. Стоп! Что за хрень?! Я встряхиваю головой и просыпаюсь. Понимаю, что я заснул за рулём. Видимо, всего на несколько секунд, потому что даже не отклонился со своей полосы. Но ещё секунда-другая - и улетел бы с обочины. Или вылетел на встречку.

Нафиг, нафиг. Я не хочу повторить конец Цоя. В сонном мозгу лениво ворочаются мысли, и ассоциативный ряд выдаёт фразу "Цой жив". Далее всплывает - "Ленин жив". Ну ясен пень, "Бог же не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы".

Я тоже хочу ещё пожить. А потому останавливаю машину. Выхожу - ух, как снаружи, оказывается, холодно! Приседаю двадцать раз на обочине. Провожу серию ударов руками и ногами по воздуху. И запрыгиваю обратно. Ага, проснулся. Но как же я замёрз за эти несколько секунд!

Наверно, надо убавить температуру в салоне - я слишком разогрел, вот в сон и тянет. Но после улицы хочется наоборот прибавить. Подумав, оставляю как есть. И еду дальше.

Пустая дорога, туман... Эх, довёз бы кто до дома... Уснуть бы на заднем сиденье...

- Ну и спи - слышу я сбоку от себя.
- А ты поведёшь, что ли? - спрашиваю, не удивившись тому, что здесь ещё кто-то есть.
- Конечно, говно вопрос. Довезу в лучшем виде.

Я поворачиваюсь и вижу на пассажирском сиденье себя. Себя из алкогольного прошлого. В грязном камуфляже, с недельной щетиной, зубы через один. У него в руках такой же руль, как у меня. И такая же приборная панель. Одной рукой он держит руль, а другой прикуривает сигарету. Его приборы работают, а мои - нет. Погасли.

От ощущения бредовости происходящего я дёргаюсь. И обнаруживаю, что несусь по встречке и стремительно ухожу на обочину. А дорожное полотно поднято над окружающим ландшафтом метра на три. Полёт с дороги сейчас получится знатный.

- Сука, падла рваная, блевотина, паскуда!!! - ору я во всю глотку в адрес себя из прошлого, который только что сидел рядом. И чудом выравниваю руль, возвращаясь в свою полосу. Благо дорога пустая.

Останавливаю машину, выхожу, приседаю, потом отжимаюсь. Ледяной асфальт резко холодит ладони , острые камушки впиваются в кожу. Сажусь обратно, убавляю температуру в салоне. Врубаю на полную громкость музыку и начинаю так же громко ей подпевать. Захочешь живым доехать - и танцевать вприсядку начнёшь. Прямо за рулём.

Ещё периодически резко встряхиваю головой - тоже помогает. И ору в унисон с магнитолой всё громче:

- ...но мы пройдём опасный путь через туман!

И туман действительно кончается. Навигатор вывел меня на знакомую трассу. Фонари. Встречные машины. Три полосы в каждую сторону. До дома - пятнадцать минут.

Подпеваю музыке уже потише. Но гораздо веселей.

И вот наконец приезжаю на родную парковку. Ставлю машину как надо. Глушу двигатель, убираю ремень безопасности и смотрю на себя в зеркало. Я снова выжил. Я всегда выживу.

Спать осталось шесть часов. Завтра будет такой же тяжёлый день, который завершится такой же тяжёлой дорогой. Но мне плевать. Я приехал сегодня, и по жизни тоже приеду куда мне надо. Я сам водитель своей жизни.


Рецензии
Отлично Миша!
Мне как шофёру этот рассказ особенно близок. Я бы выделил в нём несколько частей.

Первая, относящаяся к спиртному. Здесь ты, Миша, отметил очень глубокую и важную личностную черту. Эта черта - ответственность. Чем её больше, тем меньше остаётся места для пристрастия к спиртному, и наоборот. Здесь всё довольно просто: если ты ответственный, то приводить себя невменяемое состояние станет невозможно в силу собственных принципов. Кто будет за тебя отвечать, пока ты пьян? Кто будет заниматься твоими обязанностями, пока ты в похмелье? Ответственный очень хорошо это чувствует, поэтому алкоголь представляется в его глазах большой помехой.
Конечно, питейная страсть умеет внедриться в любую душу, но из души ответственного она изгоняется намного быстрее и легче. Хорошие специалисты понимают эту сторону дела и уделяют ей внимание в своей деятельности. Вспомни твою бытность в наркушках и ребцентрах: тебе всюду доверяли, и это не просто так.

Вторая, профессионально-физиологическая. Тяжёлая работа порождает сильное утомление, от которого в душе возникает отупение, пустота. Это неприятное душевное состояние оказывается подходящей почвой для плевел питейного пристрастия, поэтому пьянство так распространено в рабочей среде. Чтобы этому противостоять, надо всегда чётко отделять естественное утомление от предложений "расслабиться" при помощи спирта. На самом деле никакой связи здесь нет! Говорю это с двойной ответственностью, и как шофёр, и как участник боевых действий: от спиртного здесь один вред. Впрочем, и не только здесь...

Третья, чисто профессиональная. Когда дело доходит до галлюцинаций, ты обязан прекратить дальнейшее движение! Проветривание салона, вздрагивание, песни, кратковременные остановки с разминками здесь не помогут: вскоре ты опять незаметно для себя окажешься на грани между сном и бодрствованием, читай - между жизнью и смертью. Главное, что убиться можешь не только ты сам, но и кто-то другой, совершенно непричастный к твоим обстоятельствам. Поэтому в таких случаях сворачивай на обочину, и поспи минут 20. Помнишь "17 мгновений весны"? Эта цифра взята не с потолка, она родилась из наблюдений и опыта. В течение 20 минут наш мозг успевает отдохнуть настолько, чтобы далее ты мог уверенно контролировать своё состояние.

Ну а вообще - ещё раз спасибо тебе, Миша, за отличный рассказ! Как всегда,хорошие образы, умное, полезное содержание!

Владислав Ельников   03.11.2019 20:43     Заявить о нарушении
Большое спасибо за подробный развёрнутый ответ!
Сейчас этот тяжёлый период позади, сплю обычно по 8 часов и так много и далеко не езжу.

Миша Белый   15.01.2020 13:15   Заявить о нарушении