Глава 5 Пименовская церковь

Когда говорят о Пименовской церкви Москвы, добавляют слово «старая» или «новая». В конце 15 века старая Пименовская церковь в связи со строительством новой Кремлевской стены была перенесена от старых стен Кремля, где она изначально стояла, к Тверским воротам Белого города. Сейчас на её месте стоит жилой дом. «Новый Пимен» сохранился до нашего времени. Эта церковь была для нашей семьи такой же родной и домашней, как и для построивших её когда-то ворОтников.
Святой Пимен Великий, которого почитали ворОтники, родился в 4 веке нашей эры в Египте. Приняв иноческий постриг, благодаря посту и молитвам он достиг высшей степени просветления и посвятил себя наставничеству молодых монахов. В своих наставлениях он призывал к смирению и послушанию.
 «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Храм Пимена Великого в новой слободе ворОтников был построен в 1672 году. Улица, на которой он сейчас стоит, называется Нововоротниковский переулок. Главный престол храма посвящен пресвятой Троице, а её придел – преподобному Пимену. Первоначально Пименовская церковь была деревянной, но после пожара её восстановили в каменном обличии. Это случилось в 1702 году.
Построили её в стиле «московского барокко». Основным отличием этого стиля от других являлось построение здания «восьмерик на четверике». Это, как правило, пятиглавый храм, основное строение которого поделено на ярусы. Четверик – строение из четырех стен – окружен апсидами. Апсида – полукруглое добавление к стене, венчающееся куполом или полукуполом. С опорой на этот ярус ставился восьмерик – восьмиугольная башенка, которая покрывалась восьмилотковым сводом. Далее шел восьмигранный барабан, увенчанный главой-луковицей. Купола апсид также завершались главами.
В 70-90 годах 18 столетия издатель, просветитель и масон Николай Новиков предпринял издание серии сборников архивных документов, которую назвал «Древней Вивлиофикой». Открытый доступ к архивным материалам предоставила издателю императрица Екатерина 11. В томах серии были представлены материалы, начиная с 13 века, такие как новгородские грамоты, духовные завещания князей, родословные, описания путешествий в разные страны.
Так вот, по данным этого издания в 1722 году в приходе Пименовской церкви насчитывалось 170 дворов.
Со второй половины 19 века храм начал расширяться. Вначале, в 1870 году будущий главный архитектор Московского университета Константин Быковский создал проект фасада и колокольни. Потом в 1881-82 годах по проекту архитектора Дмитрия Гущина были расширены приделы и перестроены алтарные апсиды. В 1890 годы дело дошло до интерьера церкви. В качестве внутреннего убранства было решено взять за образец роспись храма Свято-Владимирского Собора в Киеве, в которой участвовали великие живописцы того времени – Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель. Виктор Васнецов считается основоположником храмовой росписи «русско-византийского стиля». В ней воплотилась идея преемственности российского православия со времен Византии. Русско-византийский стиль и лег в основу создания комплекса убранства Пименовского храма. Эскизы росписей были подготовлены учениками Фёдора (Франц-Альберт) Шехтеля, они же выполнили новые живописные работы и реставрацию старых. Автором и руководителем этого проекта был сам Фёдор Шехтель. Интерьер храма был создан за 10 лет работы талантливых мастеров.
Иконостас, объединивший три смежных алтаря, был вырезан из итальянского мрамора (работу резчика выполнил Иван Орлов). Элементы резьбы воспроизводят раннехристианскую духовную символику. В неё включены растительный орнамент, пальмовые ветви, разные формы креста, гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Крест в виноградной лозе – символ вечной жизни.
Иконостас не многоярусный до потолка, как в традиционных православных храмах, а в виде невысокой резной преграды, как в Свято-Владимирском Киевском соборе (Византийский стиль).
Под сводами храма мы видим 18 сюжетных композиций на евангельские темы, на стенах и столбах – 120 образов святых. Вновь украшенный храм был освящен в 1907 году.
После революции большевики пощадили сооружение самого храма, но в апреле 1922 года из него было изъято 12 пудов «церковных ценностей».
С 1936 года храм стал главным оплотом обновленцев во главе с митрополитом Александром Введенским.
Обновленчество возникло после Октябрьской революции 1917 года. Совместная идея власти и некоторых священников выражалась в создании особой церкви, направленной на слияние христианских идей с коммунистическими, с целью плотнее примкнуть к советской власти.
После кончины Введенского в сентябре 1946 года храм вернулся в московскую патриархию.
С веками терялось значение крепостных стен города, врОтники становились невостребованными, превращались в обывателей и меняли профессию на более современную. Улица, идущая от Петровских ворот на Сущево, вначале называлась Воротнической по слободе, потом Пименовской по церкви, а потом Краснопролетарской по имени типографии.


Рецензии