Фильм Крик тишины

Новый фильм режиссера Владимира Потапова «Крик тишины» открыл фестиваль российского кино в Молдове.

Военная тема не нова, не теряет своей актуальности, а тема блокады Ленинграда уже пронзительна сама по себе.
 
Ужас внутри ужаса. Черно-белый фильм, где кадры напоминают литографии «Блокадной серии» Пахомова. Огромные глыбы снега и льда, горожане, несущие воду с Фонтанки, замерзшие трупы на санках, падающие от слабости прохожие.
Мир, где изменились ценности. Сто граммов хлеба ценнее пачки бумажных банкнот, а несколько поленьев дров – ценнее золота. Слабые физически умирают от мук голода. Слабые духом совершают подлость, как Зинаида, оставившая ребенка на произвол судьбы в стуже пустой квартиры.

Сильные духом не гибнут. Выживают сами и спасают жизнь другим. Подросток Катя (Алина Саргина) оказалась сильнее взрослых. Спустившись в бомбоубежище с чужим малышом на руках, она уже не могла с ним расстаться. Девочка, у которой отец погиб на фронте, а мать умерла от голода – хотела жить, нуждалась в любви. И могла любить сама. С недетской самоотверженностью она выхаживает двухлетнего Митю, названному ею Сережей. Делится крохотным куском сахара, выбивает хлебные карточки и носит в бидончике суп из госпиталя.

Тяжелая драма. Фильм, где Зло персонифицировано – это невидимый, но упоминаемый в проклятьях Гитлер. Наивность и детский максимализм – оправданы. Ведь детская вера в то, что Добро победит, что проклятых фашистов перебьют, что Сережа выживет, а еще выживет Катина соседка и поправятся солдаты в госпитале – заставляют зрителя верить, что светлые дни наступят.

И они наступают вместе с «дорогой жизни», пробитой через Ладогу.
Скорбный, израненный, но не потерявший величия город оживает. Проясняется его человеческий облик.
Предельно искренняя игра актеров делает зрителя соучастниками судьбы их героев, заставляет сопереживать.
 
Финальная сцена, где Воронов (Артем Быстров) узнает в Сереже своего сына Митю -  достигает неимоверного эмоционального накала. И заставляет зал вздохнуть свободно.

В последнее время появляются факты о «неизвестной блокаде»; о том,что многие из «особых каст» были в шоколаде, получали в достатке и крупы, и консервы, меняли их на дорогой антиквариат. Осведомленные упрекают фильм в уклонении от щепетильной темы, полуправде и отсутствии тех ужасов, которые были.

Но игровое кино не ставит целью передать всю хронику фактов и событий.
Это художественный фильм, где масштабный трагизм показан через призму личных судеб героев. Фильм о городе, где в одних тисках оказались великое самопожертвование и мелкодушная подлость.  И победило самопожертвование.
Фильм заставляет помнить свою историю.

Уже выходя из зала, я услышала вопрос на молдавском языке от мальчика лет семи. Он обращен был к бабушке: «Era razboi in Rusia?» - Была война в России?
Вопрос заставил задуматься.

 

 


Рецензии