Я-дочь офицера ч. 30. Все по-другому

 "Все    по-другому"

          Вскоре мамочка уехала к отцу в Ленинград, где они сняли квартиру на
период прохождения им Высших Артиллерийских курсов, а мы с  семилетней сестрой, поступление в школу которой было отложено из-за переезда до следующего года , (о чем позже жалели),  остались у бабушки.
 Я думаю, как по - разному воспринимается нами мир, окружающий нас, - всего лишь три недели назад,когда мы находились здесь в отпуске, он, этот мир, казался мне радужным, моё нахождение в нем - сущим праздником, но теперь..., теперь все воспринималось иначе.

         Тогда, в тот год, с нами жил ещё и шестилетний двоюродный брат, сын маминого брата Николая,  капитана дальнего плавания, обычно уходившего в море на несколько месяцев.
Они с моей младшей сестрой -  почти ровестники, посещали старшую группу детского сада, руководила которой  тетя Соня - средняя сестра мамы .
   
        -"Доброе утро, товарищи...., приступаем к утренней гимнастике"-
      призывно-побуждающе звучит  бодрый голос диктора по радио.
 И всё!  Всё и все просыпалoсь в доме.
Тетя Соня расталкивала младших и, быстро справившись со всеми утренними приготовлениями, "тащила" ещё толком не проснувшихся детей к трамвайной остановке.
Несколько трамвайных остановок, ещё метров четыреста до сада .., и... вот он сад с непременным теплом, запахом манной каши, ещё сонных Сережек и  Людочек в раздевалке....
- Здравствуйте, Софья Петровна! Приветливо с явным теплом и уважением здороваются с моей тетей Соней родители. Они спокойно вручали своих детей ей, замечательной воспитательнице, настоящему, прекрасно подготовленному профессионалу.
          Сравнение, 111- го  детсада  периода 50-х - 60-х и современными детскими садами, явно не в пользу последних.   О детях заботились, как о своих собственных, если не больше.
Питание было многообразным, сытным, полезным и исключительно из самых свежих и натуральных продуктов.
И, ведь дети не болели, и были спокойны, веселы, жизнерадостны.
          Развитию садовских детей способствовало строгое, неукоснительное следование программе, разработанной методистами специально для дошкольников, - стихов и песен знали множество. Детских песен!
Именно детских, но не о любви, тех популярных песен взрослых, которые обычно исполняют дети  на всех известных ныне конкурсах.
         Нужно вообще отдать должное советской методике  воспитания детей.
Телепрограммы и детсие фильмы были интересными, нравственными, запоминающимися.Помните "Дети капитана Гранта" , "Васек Трубачев и его товарищи", всех не перечислишь .
   
           А для меня новая школа в Горьком стала сущим испытанием.
Во всем! Обычное стандартное здание советской школы казалось мне оромным. Возрастные параллели из нескольких классов, ученики, суетливо и шумно переходящие на каждой переменке из класса в класс, - нелепая, ненужная на мой взгляд, кабинетная система, где кабинет литературы отличался от кабинета
географии лишь наличием стандартного набора портретов выдающихся писателей и отсутствием карты.
          Новые учителя, академически-строгие, чужие, - все это подавляло меня, вызывая ежедневную  головную боль и непроходящую тоску и усталость настолько, что
даже всегда уютная, теплая, совешенно спокойная , умиротворяющая ( с мерно тикающими старыми ходиками ), обстановка нашего большого дома, и  добрейшая, мудрейшая бабушка, - не восстанавливали моих сил.
    
          Но так любимый мной большой старый сад был для меня по-прежнему отдохновением.
 В сентябре  в ясные дни я часто выходила в сад, подходила к любимой яблоне, гладила ее ствол, - мне казалось тогда, что она чувствовала моё расположение к ней и будто улыбалась мне в ответ легким шелестом ещё вовсю зеленых листьев, порой  одаривая внезапно падающим спелым, крепким, краснобоким яблоком.
     Осеннее солнце было шедрым в тот год.
 Еще хороши были и цветы осени - астры, хризантемы, обширные кусты каких-то мелких ромашек-звездочек, разбросанных по всему саду, бархатцы у крыльца.
       Но каково же было моё удивление, когда я в один из октябрьских дней, выйдя на крыльцо утром, вдруг заметила, что эти бархатцы у крыльца стали "стеклянными".
Они были прекрасны! Поистине прекрасны: яркие цветы, стойко державшиеся на своих замерзших стебельках - ножках, будто явившиеся из какого-то волшебного мира.
   
          В этот же октябрьский день приехала из Ленинграда мамочка и пробыла с нами около двух недель.
- Ленинград - совсем другой, особенный город,- рассказывала она нам всем, собравшимся за традиционным самоварным чаепитием, - о красоте его и говорить нечего, красивее его уверена, что нет города в мире.
Стараемся, не смотря на загруженность отца, везде побывать и все увидеть
- Где побывать, - переспрашиваю я маму, - в музеях?
 - Ты же знаешь своего отца,- он всегда отдавал предпочтение искусству.
Побывали уже в Александриинском и Мариинке, а из музеев пока лишь в Русском.
- Это дворцы так называются, а ты - театры, - перебивает маму бабушка.
- Да, театры.- уточняет мамочка и я замечаю, как вдруг резко меняется выражение ее лица с восторженного на грустое.
- Что мамочка? - встревоженно спрашиваю я.
- За отца тревожусь, - уж очень устает, жалуется на головные боли, - пояснила всем нам мама.
- Сложно все там на этих Высших Курсах, там ведь с  ним многие из Генштаба учатся...
 - Но знаешь, - глядя на меня, уже улыбаясь, говорит не без гордости мама,
 - Твой отец молодец!    Дают им такие тактически сложные задачи, что даже геншабовцы не справляются,
а твой отец решает. Вот так!
Мама знала, что я всегда гордилась выдающимися логическими способностями отца.
Ох, как же мне сейчас не доставало его помощи в подготовке уроков математики и особенно физики.
Да, просто - напросто не доставало его участия и присутствия здесь, как обычно это всегда было раньше, - рядом с нами, его детьми, и мамой.
 
    На следующий день произошло нечто!
Наши младшие вдруг решили сбежать из сада по случаю такого праздника, приезда  моей мамы, ведь дома их ждали новые игрушки, привезенные ею и сладости, до которых дети были большими охотниками.
Как им удалось незаметно исчезнуть, я не помню.
Но, пройдя несколько трамвайных остановок по линии движения трамвая, перейдя мост с редкими перекладинами над небольшой речушкой, они благополучно и довольно быстро добрались до дома.
Весьма собой довольные, отправились к бабушке, у которой обычно хранились все вкусности, и мой шестилетний кузен, явно подлизываясь к ней и не без хитринки, заявил.
 - А дай нам, пожалуйста, ключик от буфета, я тебя конфетками угощу.
Мама разумеется уже в эти минуты  бежала к расположенному в ста метрах телефону -автомату, единственному в ближайшем околотке.
 - Они - дома, дома. Не волнуйся, пожалуйста. - говорила она сестре, готовой упасть в обморок там, на другом конце провода.
- Вот как? А мы весь  сад, всю территорию обыскали! Как только они до этого додумались?! - отвечала с заметной дрожью в голосе тетя Соня.
      Естественно, вожделенное лакомство было заменено куда менее приятным для беглецов действом.
                (продолжение  следует).


Рецензии
Здравствуйте, Светлана.
Вы родом из 40-ых и я тоже. Вы - дочь офицера и я родился в 46-ом в семье майора морской пехоты Черноморского флота. Да и мама моя была лейтенант медслужбы, старшая хирургическая сестра медсанбата 83-ей бригады морской пехоты. В 1946 году моего отца перевели служить из морского десанта в воздушный...И мы оказались на окраине Пскова, в 76-ой дивизии ВДВ. Началась наша жизнь в военных городках, о которой Вы так хорошо и подробно пишете. Мне дорога эта атмосфера послевоенных городков, это какое-то детское братство. К сожалению, оно рано закончилось, т.к. в 1958 г. мы с мамой и братом уехали из Лесного поселка, будущего Плесецка, в Одессу, на родину моей мамы, для того, чтобы прописаться там и дать возможность папе уволиться в отставку в Одессу. Жизнь в Одессе после русских гарнизонов была шоком, т.к. Одесса никогда не была, в полном смысле слова, советским городом. Не была она также и русским и украинским городом.
В Ваших воспоминаниях удивляют многочисленные подробности, которые, например, у меня не сохранились, это замечательные особенности Вашей памяти.
Дальнейших Вам успехов и здоровья.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   05.02.2020 18:48     Заявить о нарушении
Этот отзыв очень и очень для меня значим!
Благодарю вас!

Вот думаю, что было бы необычайно интересно,
если бы вы написали воспоминания об этой Одессе, Одессе того времени.
Именно так написали, как вы её тогда воспринимали ребёнком.

С самыми добрыми пожеланиями,


Светлана Саванкова   05.02.2020 17:27   Заявить о нарушении
Благодарю Вас Светлана, а также спасибо за рекомендацию написать об Одессе "детскими глазами". Частично я это уже сделал в моих эссе на прозе.Ру. Вместе с тем и пишу на эту тему сейчас. К сожалению, в ней много негативного, такого, которое не будет адекватно воспринято читающей публикой, на Ура воспринимающей "лучшие" образцы еврейского фольклора. Трудно найти такую середину, оставаясь демократичным и толерантным.
С уважением, АэС

Антон Ромашин   05.02.2020 18:08   Заявить о нарушении