qqq-18
Но пору эту счастливую
Не видать ни тебе, ни мне.
Случайно узнал, что песня "Прекрасное далеко" есть на латинском! Конечно, это неживая уже латынь средних веков. И все равно! Прослушал песню в разных исполнениях: на английском, японском, немецком, китайском – ну не то! Латинский лучше. Сравним с оригиналом. Перевод почти дословный, без искажения смысла и ритма. Да и звучание слов нравится.
И вот скажи ты, с чего вдруг детскую песенку из телефильма перевели на столько языков? А потом и исполнили! Значит, понравилась! Потому что берет за душу! Причем, берет двумя путями: личным и гносеологическим.
Ну, личным понятно. За суетой и зримой насущностью замывается то важное и вечное, что так остро и ясно чувствовалось в детстве. А также и прошлое, особенно не реализованное, пропущенное или потерянное. Да и прежнее восприятие мира, менее мудрое и более верное. Так уж устроена психика человека. Разумно, между прочим. Жить-то и действовать надо, а не ныть и вздыхать постоянно о неслучившемся. Но с другой стороны, нельзя полностью отказываться и забывать свои прежние взгляды, мечты, планы. Хотелось и мечталось одно, вышло (достиг) другого. И хоть уже не исправить свой путь, осознать это расхождение необходимо. Эта песня Audio vocem de mirabili futuro вдруг оживляет все ушедшее и полузабытое. Вернее, не его само, а вызывает понимание, грустное понимание, что я нынешний – хоть и есть логичное развитие себя из того времени в наше – не есть такой, каким представлял себе. Я не есть то, каким хотел тогда стать. Я приземленнее, конкретнее, проще. Я есть "жертва кучи обстоятельств", а не их создатель. Микроскопические девиации от того пути ежедневно... и вот уже я совсем далеко от того, что представлялось.
Гносеологическое уныние и сильнее, и жестче. Представь, реально из 2119 (или, для пущей недоступности, из 2319, а то 2119 как-то близко, ненароком доживешь еще) года к нам попадает некто. Как в фильме. И ты с ним общаешься, живешь рядом, видишь каждый день. Представь это себе хорошо! Не словами, а душой прочувствуй. Для него ты давно проживший, так давно, что уже никто и не помнит, что был такой, чего-то там хотел, добивался, делал. С помощью фантастической техники он прибыл к тебе в прошлое, может пообщаться с тобой. Но ты для него любопытный курьез, не больше. Транслируй эту ситуацию на себя. Ты попал куда-то к горожанину в Рязань в 17-ый век. Любопытствовать и удивляться можно, но что тебе сам этот давно проживший и превратившийся в прах человек? Он тебе не нужен. Даже запросы твои он не поймет. А его примитивность и брутальность! Он – курьез физических процессов, образ на экране, ведь все уже прошло! И мир его примитивный, грязный, жестокий. Хотя для самого себя он живой человек в живом мире! Полный чувств, желаний, надежд.
С другой стороны, не знаю, как там пращур из Рязани, а ты (или я), узнав от пришлого из будущего жизнь и дела его времени, будем испытывать сильнейшую горечь и уныние. Представь, он говорит, что Систему освоили, все до Плутона – это их дом, мотаются, как ты по области. Что жизнь продлили лет до триста; но нам-то уже не попасть в их общество долгожителей. Соответственно, наши недуги (хондрит-хондроз, синусит-жильбер и прочее) их просто не беспокоят, как и наши немощи; у них 60 лет – это еще совсем молодость, перебор путей. Что мир их стал красивым и совершенным (ну а чО мне представлять апокалиптическое будущее! я хочу мечтать о светлом); и люди все гармоничны, и города их прекрасны. Кругом чистота: и в городах, и в природе, и в душах.
Вообрази, как в фильме. Соседнюю квартиру снимает пришелец из 2319. Он ходит в тот же магазин, что и ты. Прогуливается по тем же улицам, что и ты. Может, вы с ним выходные вместе проведете и даже подружитесь. Он такой же простой человек. Пусть даже он окажется "генно-модифицированным": реакция повышена в разы, скорость логического мышления выше и дивергентнее, подобные качества общаться на бытовом уровне не помешают. Это все житейское и при хороших отношениях несущественно. А вот то, что он, выполнив тутошнюю работу, вернется в свой светлый и прекрасный мир, а тебе (нам) зябнуть в этом грязном и душном – это будет самым острым и болезненным. Он вхож в рай, а ты нет, хотя все различие между вами, что он вовремя родился.
При этом его мир, манящий и волшебный, на самом деле нам не нужен. Мы там с тобой не приживемся, будет тО же уныние и горечь от постоянного непонимания и неприятия; так неуютно себя чувствует любитель деревенского уклада в столице несмотря на обилие всяких удобств и достижений цивилизации. Получается, жить в их раю нам не очень и хотелось бы, однако, само его наличие обесценивает радость бытия здесь.
Добавь сюда осознание самого факта путешествия по времени. Все-таки мы одинаково и абсолютно уверены (что бы ни заявляли в дискуссии), что прошлое прошло, будущее еще не настало, именно мы его творим своими поступками и самой жизнью. Стоящий перед тобой пришелец из 2319 года собственным присутствием развеивает это абсолютную уверенность. Его присутствие означает, что любое будущее (завтрашнее или десятитысячелетнее) всегда (и в этот момент тоже!!!) уже существует. Не наступит в свой черед, не создано в том числе и твоими делами, а вот здесь и сейчас УЖЕ есть! Надо только узнать код (метод) – и можно свалить в это будущее, где все живут интересно и счастливо, и долго. Разве не так? Когда будущего еще нет, и мы его только творим своим существованием – это одно, а если оно всегда есть (и где-то совсем рядом), чего горбатиться в грязном и унылом настоящем, если можно свалить в светлое будущее и зажить долгой счастливой и здоровой жизнью! И пусть на деле нам не попасть в будущее никогда, но само знание, что светлое и счастливое уже сейчас суще, отравит нам жизнь.
Опять же, время в этом случае предстает как у Воннегута: вечный и стабильный континуум, подобный пространству. Все дела и поступки в нем существуют от начала мира/времени и пребудут всегда. Просто одни могут себе позволить путешествовать по этому континууму, как обеспеченный турист разъезжает по странам и материкам, а юродивый дурачок вечно обречен сидеть в своем Мухозасранске. В данном случаем мы тут все мухозасранцы. Тогда нет никакой свободы и выбора (если ВСЯ история уже существует), и дела наши, и чувства, и переживания предопределены и фиксированы.
Может быть, поэтому темпоральные путешествия (если таковые возможны) абсолютно засекречены. В смысле, что прибывающие будущяне маскируются под современных людей. Чтобы никаким самым мелким признаком не выдать факт будущего. Ибо знание, что будущее есть уже сейчас, нанесет сильнейшую психическую травму. Поэтому никаких, даже косвенных признаков, что будущее (и путешествия в нем) есть уже сейчас, не должно быть!
Этот фильм создает сильнейший душевный диссонанс. Если будущее есть – а хочется, чтобы оно было – тогда невыносимо жить сейчас, в неустроенном настоящем, да еще и полностью предопределенном. Ни свободы, ни воли для выбора. А если будущего нет, то ради чего жить-то?!
Да, это самая трудная и важная проблема: суще ли будущее уже сейчас? Или оно творимо нами? Оба варианта неудовлетворительные.
Свидетельство о публикации №219102401649