Практика, 1950

Глава-1.       
       Мы вломились в кабинет главного маркшейдера Карабашского рудника, вчетвером. Петр, как самый старший докладывает, что мы прибыли из Свердловска на преддипломную практику.
       -Берите стулья и садитесь. Представляться не буду табличку видели понадоблюсь. мои двери всегда открыты, если я здесь. А вот, что делать с вами не знаю, вакансии заняты, дублёрами язык не поворачивается.- Махнул рукой и схватился, за трубку телефона. Короткий разговор и он поднимается.
       -Пошли к директору. кто счастливчик пусть идёт первым. Мы - три парня предлагаем девушке. Она, пожав плечами, идёт. Секретарша в приемной улыбается и разрешает войти. Нас встречает высоченный мужчина с мощными черными усами и высокой шевелюрой таких же волос. Он тоже предлагает садиться. Мы располагаемся у сены, около выхода. Доклад маркшейдера директор слушает не перебивая. Мест говоришь нет, а как ребята жить будут, в шахту ходить, и одеты они... Я поежился в стёганой телогрейке. Только, только продуктами обзавелись, снова их на голодный паек, он поднимает одну из многочисленных телефонных трубок и резко просит. "Зайди пожалуйста". У директора явно кавказский акцент.
Почти тут же заходит человечек в очках, он проходит с садится у директорского стола.
-Видишь ребята приехали из Свердловска, а вакансий у нас нет.
Маленький человечек пожимает плечами.
-Придётся дублерами поработать,
-Дублёрами значит, орденоносный техникум, его специалисты наравне с инженерами ценятся. Я своему сыну сказал, будут места к нам, не бери. Поезжай на другой рудник, увидишь разницу и мне польза. Дублерами говоришь, а у нас сколько практиков работает, а инженеров, война так выкосила, что всё ещё не опомнимся. Пусть на шахтах они не рейки таскают, а вместо маркшейдеров поработают. Нужен приказ, пиши и позвони своим бухгалтерам, чтобы без проволочек рабочие места. Хорошей вам практики ребята. Вопросы есть. Зайдёте ко мне после практики и скажите, что понравилось что нет .Спасибо, все свободны.
Мы пробыли в кабинете 10 минут, видели это по часам, висевшим ниже портрета И.В. Сталина.
       Выйдя из кабинета, бухгалтер недобро посмотрел на маркшейдера.
       -Все добренькие, а мне перед  инспекцией отдуваться и выкручиваться. Куда их, ты уже решил?
       -Двоих на шахту Центральную, одного на имени Ворошилова, ну и на имени вождя нашего Иосифа Виссарионовича.
       -Хорошо, я иду звонить бухгалтерам, а ты уж по своим каналам. Тут же в коридоре главный маркшейдер дает нам возможность выбрать кому, куда.
       Мы уже хотели с Леонидом как всегда вместе, но Тамара, слабенькая в учёбе попросилась на Центральную.
       -Что непонятно будет, у своего спрашивать и консультироваться удобнее.
       -Тогда, с Анискиным, решил Петр, тебе Володя на имени Ворошилова, вы же с Анискиным «не разлей вода», а я поеду к вождю нашему, и мы разбежались.
       Копер шахты имени Ворошилова, был в полукилометре от рудоуправления, я добираюсь до него мимо обветшалых бревенчатых двухэтажных домов. Здание шахтоуправления каменное и тоже двухэтажное. С некоторым трепетом поднимаюсь на второй этажи вот я в маркшейдерском отделе.
       -Здравствуйте я студент из Свердловска, направлен к вам на практику.
В отделе три человека. Девица  и два мужика, все смотрят на меня.
      -Проходи, мне уже звонили и Давай документы. -обращается ко мне. Сидящий у окна мужчина. Мне уже звонил главный, а я старший Маркшейдер и участковый и парторг, един в трёх лицах как выдуманный кем-то Творец нашего мира. Техник значит. Вон твой коллега, Рашид Ахмадулин, студент Карабашского горного техникума второй раз уже работает. Всё может, но по штату горный съёмщик.
Инструмент чистит, Анна Смирнова, рабочая по пятому разряду выше нет. Учится в вечерней школе. 
        -Я Полетаев Иван Семёнович, второй год после ранения, оставлен по решению комиссии. Пошли оформляться. Где производственной практике был?
       -В городе Берёзовский что под Свердловском.
       Больше часа заняло путешествие по отделам. В кадрах выдержали еще один,
Бой за место под солнцем, дальше бухгалтерия с ворчливым бухгалтером, потом разговор с инженером по технике безопасности. Полетаев отстоял что берёт на себя и подготовку и приёмку экзамена, как член комиссии.
       -Хорошо согласился инженер, противостоять тебе, себе дороже, рули.
       Получив спецовку и лампу карбидку* на складе, Я снова явился в отдел. Полетаев был на совещании ,я отправился в столовую, она была в пяти минутах ходьбы. Обед обошёлся мне в семь рублей, столовая уже готовилась к закрытию.
В  отделе без изменений. Рашид поднялся и протянул мне руку.
        -Давай знакомиться, я студен техникум, ты тоже, делить нам нечего, ты скорее всего не женат не воевал, не работал, не пьешь, учишься без троек…    
       -Тройки, иногда проскакивают, и поработать успел, чуть больше двух лет. Живу в Свердловске, родился в 1931 году. Ты уже больше меня работаешь, поэтому будешь за первого номера в команде. Я волейболом занимаюсь, и там начинаю игру с первого номера.
       Аня что-то буркнула Рашиду и вышла. Появился и Полетаев.
      -Все дела закончил Володя, завтра будешь знакомиться с шахтой в отделе, а пятого, возможно поедем в шахту. Рашид тебе завтра задать направление орту-шоре** в целике на горизонте выше горизонта 450 метра. Получи направление в общежитие, он достал из стола бумагу и иди устраивайся. Завтра к восьми часам на шахту у нас есть буфет и всё необходммое для завтрака. А теперь поговорим о технике безопасности.
        Карбидка* - осветительная лампа , заправляемая карбидом кальция при подаче оды выделяет горючий газ через сопло который поджигается и горит белым пламенем.
       Орт-шора** - Выработка для извлечения руды, ранее оставленной при отработке для поддержания кровли над смежными камерами.
       Некоторые имена и фамилии стёрлись в памяти, но те, которые я помнил сохранил. Это и фамилия старшего маркшейдера и студента.


Рецензии