А дальше все слаще... или как работает театр кукол

( Продолжение очерка «ЧП городского масштаба»
  http://www.proza.ru/2019/06/26/1544)

Итак, дорогие друзья, мы с вами разобрались, кто такие «арлекины и скоморохи» нынешнего времени, а теперь давайте окунемся в такую интересную область, как театр, не просто театр, а театр кукол.
Вы все наверно бывали на таком спектакле и имеете представление, что это за явление в театральной жизни. Кукольный театр - особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы.

Немного истории, чтобы точнее окунуться в эту атмосферу.

Истоки кукольного театра,   возвращают нас к   языческим обрядам, игрищам с овеществленными символами богов, олицетворяющих силы природы.
Это  и  тотемы-покровители первобытных племен и ритуально обрядовые куклы, которые использовались еще в Древнем Египте.
В более поздние  времена  в русском кукольном спектакле это было время  куклы -  Петрушки.
Этот персонаж в своем характере сохранил  черты двойника - перевертыша. Запомните это название, уважаемые читатели.
На Руси, такие представления  назывались – вертеп. Главный смысл этих представлений - не спектакль, но действо, мистерия.

Зачастую в таких спектаклях  использовались разные виды кукол. Например: перчаточные, тростевые, марионетки.

Но мне больше нравятся - марионетки.
И еще в  современном кукольном театре широко распространен "живой план", когда актер управляет куклой открыто на глазах у зрителей.

А спектакль, хорошо поставленный, помогает понять, только сообща, можно справиться с тяготами, неурядицами и любой бедой. И это тоже запомните!

Вот мы и подошли к истоку его работы. Когда понимаешь, как работает такой театр, понимаешь,  для чего он нужен,  и кто им управляет.
.
А теперь посмотрим на ситуацию в нашем городе, в одном из учреждений культуры в настоящем времени.
.
Кто же тут актер  в роли куклы, а кто ею руководит, да тут и думать не приходиться, куклы я боюсь это мы с вами, а руководит нами  самый главный начальник, отвечающий, как сейчас говорят, курирующий,  культуру в городе.

Давайте назовем его просто, по – современному, «СВ». Мы могли бы его назвать, например «Карабас – Барабас», как в известной сказке «Буратино», это ведь у него был самый большой театр кукол. Правда, для управления ими у него был помощник, «Дуремар», но об этом немножко позже. И все-таки «СВ», как - то современнее.
Он то и является,  главным,  действующим лицом, отвечающим за все представление  в культуре театра.
Все его действия носят, по его словам, положительный характер, он понимает тяжелый труд  актеров и пытается его облегчить.
Как это проигрывается в нашем театральном спектакле? То есть в жизни  учреждения культуры, это наглядно показывают его действия.

После того, как весь коллектив выступил против  вступление в должность бывшего начальника культуры, напоминаю, за не корректное отношение к своим подчиненным сотрудникам, коллектив выступил против совместной работы с этим человеком.

Так, вот, этот «СВ», обещает коллективу, что все будет хорошо, она к вам не вернется, увольнений не будет, как говорится: «Работайте, братья!».
Усыпив чуть-чуть бдительность сотрудников учреждения культуры, он перешел к другой тактике. Вот как раз и вспомним здесь про кукольный театр.
А действие развивалось так.
Директора, кстати их ставленника, увольняют в течении одного дня, за несоответствие служебному положению, а что раньше он соответствовал или это было не видно?
Но человек повел себя адекватно по отношению к коллективу и полностью его поддержал в его законных действиях, в его законном праве по трудовому кодексу, праве на труд.
На место уволенного, назначают временно исполняющего обязанности директора, молодого человека, да, еще не совсем, опытного молодого специалиста, но имеющего высшее специальное образование. На период исполнения его обязанностей, он соответствовал выполняемой должности.

Но когда, же наступило  это несоответствие?
Когда он отказался увольнять сотрудников, которые имели «наглость» отстаивать свои права на труд и человеческое достоинство.
Его тоже увольняют, как и принято, в высших руководящих кругах, за один день, а что церемониться. Под давлением, он пишет, заявление на увольнение по собственному желанию, а вся теневая сторона и состоит в том, что он отказался выполнить неправомерное решение опять же этого горе – руководителя, а по совместительству, руководителя теневого театра кукол «СВ».

Но может ли быть свободен этот «трон» в театре, конечно нет! Приходит новый назначенец, в роли куклы-марионетки, помните, это название нам больше понравилось и он под чутким руководством главного кукловода, т.е. «Карабаса – Барабаса» продолжает свою роль, его помощника, как там бишь его звать, «Дуремар» или по - современному, человек-номенклатуры!
Кто же он? Человек  - бумажных дел мастер, оказывается у него такая роль, человек – робот,человек перевертыш, помните,как называли русскую куклу в вертепе - Петрушкой, а может это  человек - кот – Баюн? Почему Баюн, потому, что иногда он пытается усыпить бдительность своих собратьев, коллег, делая вид, что хочет навести порядок.
Но в его представлении или в вертепе, напряжение растет с каждым днем.

Помните сказку  «Чиполлино», где сеньор – Помидор хочет убрать домик дедушки Тыквы, потому, что он мешает на дороге,и не платит долги.
Так вот эти « долги»  и есть тот поход  к главному человеку в городе за правдой, а этот «СВ» и не смог это предотвратить.
Месть - это главный подтекст в спектакле театра кукол « СВ».
Страсти накаляются, как и положено в развитии театрального действия. Начинаются увольнения, кто первый?
Председатель профсоюзного комитета, казалось такой человек, сам должен защитить всех и себя тоже, но женщина, существо слабое, сдали нервы, давление. Отобрали ту работу, которую она выполняла, и отдали новому актеру в театре, но зато человеку «СВ».
Под воздействием куклы-марионетки, увольняется, уважаемый всеми профессиональный музыкант, проработавший много лет в культуре, оказывается он, не так написал положение о музыкальной программе в стиле джаза. Человека, который много лет отдал проведению этих фестивалей  в регионе, сам был в жюри, сам вел эти программы, а тут вдруг такой казус, кукла-номенклатура, сказала, что он написал чушь, ерунду.А чушь оказывается была у него.

По закону бумеранга, этот рок, настигает и его, увольняются две сотрудницы, которых именно он принимал на работу, как уже своих людей. Столкнувшись с тем, что происходит в этом «театре - теней» они не захотели в этом участвовать и уволились, опять же по - собственному.
А не много ли увольнений в одном маленьком учреждении культуры, кто ответит? Казалось, это должно было заинтересовать главного руководителя театра, «СВ». Но нет! Все списали на неадекватность сотрудниц, конечно, а кто же виноват? Да еще и бумаги пропали, опять они виновницы, хорошо есть на кого спихнуть.
А теперь, опять надо думать, кто же следующий?

Получив очередное наставление,опять прошу вспомнить про "живой план", когда актер управляет куклой открыто на глазах у всех.Так вот, кукла-робот пишет на своих сотрудников письмо в ОБП. Это же ЧП, директор пишет о растрате денег на своих  сотрудников,  тайную докладную.
И когда человек из ОБП приходит для расследования по жалобе бедного директора, он ничего не скрывая, как и положено положительной кукле – марионетки,  просит человека, находящегося при исполнении своих должностных обязанностей,   помочь ему раскрыть заговор, по ограблению государственного учреждения в таком преступлении, как проведение платного сеанса для детей, по цене, заметьте по договору , 50 руб. с человека. Это выглядело у него как преступление века, и от таких людей надо избавляться, о чем он и попросил, помочь ему, этого важного чиновника.
А куда деньги пошли? Да  на покупку батареек для микрофонов, хозяйственных покупок при мелком ремонте  в учреждении культуры, ведь денег в нем не предусмотрено на такие траты.
Реакция человека   из ОБП на эти действия -  неадекватность этой куклы-робота, а по совместительству - директора.
Как в настоящем действующем спектакле, действие сюжета должно подходить к кульминации, так и  у нашего главного режиссера, «СВ».
А  откуда он знает режиссерские правила постановки, ответим, бывший большой руководитель учреждений культуры в городе, все - таки без имени нельзя, назовем ее «Донна Роза», это ее любимый герой спектакля, она же и постановщик и режиссер всех действий в театре, а по совместительству, гражданская жена «СВ» и как, настоящий режиссер, она вносит в спектакль изюминку,  в начале месяца приходит в учреждение культуры художественным руководителем.
В то самое учреждение,сотрудники которого не захотели с ней работать.Что  бы это значило? И как назвать такой ход в режиссуре,да просто, чтобы сделать сцену более живой, удержать внимание зрителя, здесь необходим конфликт.А по законам жанра, герой должен действовать, точно так, как и  повела себя "Донна Роза", ведь она считает себя героем.
 
Негоже оставлять такое учреждение без начальства, да и деньги не лишние, всегда пригодятся, правда, пока небольшие, пол ставки, а ничего, в перспективе потом можно и больше оформить,ведь своя рука владыка, тем более под защитой "СВ", а пока надо потерпеть, нельзя, а почему?

Да денег в этом театре - теней нет! Трон есть, а денег – нет! Где же деньги? Исчезли! Мистика! Ну, настоящая битва за престол!
Вот тут куклы и взбунтовались, где наши деньги? Голод не тетка, спектакли - спектаклями, а кушать хочется всегда. Представление не удалось, провалилось, восстание кукол никто не предвидел.

А куклы собрали свое собрание, они верили, что как и в старые добрые сталинские времена им помогут. Ну, а помогут ли, узнаем дальше, ведь театр не закрыли и все герои и антагонисты на месте, когда же сменится власть, и  должность главного кукловода упраздниться. Я надеюсь, доживем, как в песне поется:  «Поживем ребята, поживем!»

Продолжение следует… http://www.proza.ru/2019/12/13/386


Рецензии
Есть такая поговорка:"Новая метла по-новому метёт".
Такая ситуация бывает не только в театрах, к сожалению...
С уважением

Ремих Елена   07.10.2020 19:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, все эти прозаические миниатюры, звенья одной цепи, каждый раз они представлялись мне в разном ракурсе, ведь каждый новый герой открывал себя именно в той игровой форме, в которой я их потом описывала, но читатели, которые их знали,подтверждали образ.Читайте все и поймете, с какой силой , хамством. интригами и враждебностью столкнулся коллектив работников культуры и что он пережил.

Людмила Бержакова   07.10.2020 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.