И все же ее любовь- бобры!..
Сейчас нашел в Сети новую информацию о продвинутой биологине, к.б.н. Н.Л.Панковой из Окского государственного заповедника. Как известно, Надежда Леонидовна несколько лет работала в Западной Сибири, в частности, была доцентом Югорского государственного университета в Ханты-Мансийске. Часто бывала в Шапше и Самаровском чугасе.
В 2014 году она опубликовала в одном из научных журналов «Фауна Урала и Сибири» такую интересную заметку:
«Естественный ареал енотовидной собаки Nyctereutes procyonoides ограничен Восточной Азией (в пределах России — Приморье и Приамурье), но с 1927 г. по 1955 г. проводился выпуск этого зверя на обширной территории — от западных границ России до Урала включительно (Насимович, 1985). К настоящему времени енотовидная собака широко встречается в европейской части России (Хляп и др., 2011), а также на Урале, доходя до Ивдель- ского р-на Свердловской обл. (Большаков и др., 2000). О распространении этого вида в северной части Западной Сибири известно очень мало. В сводке по млекопитающим ХМАО — Югры В. П. Стариков (2003) указывает енотовидную собаку для юга округа (Кондинский р-н). В литературе встречаются указания на обитание енотовидной собаки в Нижнем Приобье (Октябрьский р-н) (Колычев и др., 2000).
Природный парк «Самаровский чугас» расположен в Ханты-Мансийском р-не ХМАО, вблизи г. Ханты-Мансийск и представляет собой кедровый полуостров между обширными поймами Оби и Иртыша. Одна часть территории парка входит в городскую черту (урочище «Городские леса»), другая расположена между городом и д. Шапша (урочище «Шапшинское»), третья удалена от города и представляет собой два лесных острова в пойме Оби (урочище «Острова»).
Специального учета енотовидной собаки на территории парка не проводилось, однако этот вид в окрестностях г. Ханты-Мансийск известен, начиная с 2002 г., когда раненое животное впервые было доставлено в вольерный комплекс природного парка жителями города (впоследствии было еще несколько подобных случаев). Зимой 2007 г. на озере Бол. Чухтинский следы енотовидной собаки регистрировали четыре раза, а 2 марта животное наблюдали визуально (по данным А. С. Яскова). Следующая встреча произошла в сентябре 2012 г. близ северной границы парка, в пойме Оби, в окрестностях д. Шапша. Летом 2013 г. шерсть енотовидной собаки была обнаружена нами в одной из барсучьих нор в урочище «Городские леса». В августе 2014 г. енотовидная собака была зафиксирована фотоловушкой, установленной на озере Бол. Чухтинский (урочище «Острова») на барсучьей тропе. В урочище «Шапшинское» во время зимнего маршрутного учета 17 января 2015 г. произошла встреча с представителем этого вида. Животное было встречено на окраине деревни и, судя по следам, посещало сарай, находящийся на одном из ближайших к лесу участков.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА СТАБИЛЬНО ВСТРЕЧАЕТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА "САМАРОВСКИЙ ЧУГАС" В ТЕЧЕНИЕ БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ И, НЕСМОТРЯ НА СУРОВЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СРЕДНЕТАЕЖНОЙ ЗОНЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ, ПРОЯВЛЯЕТ АКТИВНОСТЬ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТОГО ВИДА НА ТЕРРИТОРИИ ХМАО-ЮГРЫ ТРЕБУЮТ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ».
Надежда Леонидовна еще и активный сторонник применения в научной работе фотоловушек! «В последние годы фотоловушки (автоматические камеры фото – и видеофиксации) активно входят в обиход особо охраняемых природных территорий.
Данные, получаемые при помощи фотоловушек, могут использоваться не только в научной работе, но, также и в деле охраны территории и экологического просвещения.
Популярность этого нового метода наблюдения за животными наглядно продемонстрировал второй национальный конкурс «Фотоловушка 2016»
На территории природного парка «Самаровский чугас» фотоловушки используются с 2014 года для наблюдения за азиатскими барсуками. Камеры, три года подряд устанавливаемые у барсучьих нор, не только помогли нам получить интересные материалы по поведению азиатских барсуков, но, также познакомили нас с другими обитателями природного парка.
За время работы в кадр попадали представители следующих видов: бурый медведь, соболь, лисица, американская норка, енотовидная собака, речная выдра, заяц-беляк, бурундук и белка.
Помимо млекопитающих, камерами неоднократна фиксировались и птицы, одна из которых — вальдшнеп, прогуливающийся возле барсучьей норы, принесла нам призовое место на конкурсе «Фотоловушка-2016» для заповедников и национальных парков».
…Сегодня Н.Л.Панкова снова работает в Окском государственном заповеднике, вернулась к любимым бобрам. И много с любовью и поэзией пишет о Природе! Вот одна из ее последних публикации в Сети VK.
«18 октября отмечается Международный день бобра. В Окском заповеднике эта дата почти совпадает со временем начала ежегодного осеннего учета речного бобра по поселениям, проводящегося уже более 80-ти лет.
Учет бобров в заповеднике – физически тяжелая, но увлекательная и интересная работа, полная особой поэзии. Бобры невольно погружают исследователей в свой мир, где царствует неяркая поздняя осень, заставляют пройти насквозь сумрачное предзимье – от листопада до ледостава. Сегодня мы публикуем рассказ старшего научного сотрудника Надежды Леонидовны Панковой, участвующей в учетах бобров в заповеднике более десяти лет.
Обычный день предзимья в Окском заповеднике: дубы, осыпав желуди на обмелевшее речное дно, растопырили ветки под низкой тучей. Между дубами и тучами летает орлан-белохвост. А под дубовым корнем, над мелкой холодной рекой Прой – нора. В норе – бобровая семья.
В гнездовой камере тепло, тихо, темно. Бобры спят, прижавшись друг к другу боками, и, возможно, видят сны. Про реку. И днем, и ночью – река.
Бобры закончили свои осенние дела в срок. Во-первых, выбрали нору для зимовки и отремонтировали ее, укрепив палками и замазав илом провалившийся потолок. Во-вторых, под берегом, в омуте, где рыбы холодные дремлют, затопили на зиму плотную кучу ивовых веток – «заготовку». Эти веточные консервы сохранятся в проточной воде, и зимой бобры будут спускаться в омут, как в погреб, чтобы взять веточку, кора которой сохранила вкус осени. В-третьих, возле норы, на тропах в ивняке, на песчаной косе, за которой начинается чужая территория, обновили запаховые метки. Песчаные холмики, политые знаменитой «бобровой струей». Все пункты осеннего списка выполнены. Теперь бобры отдыхают и ждут ледостава как главного события предзимья.
Предзимье – это такая пауза. Все в природе уже готово к зиме, затихло, притаилось. Кто улетел, кто спрятался, а кто мехом с густой подпушью оброс. Все как бы «сидят на чемоданах», ждут, когда приедет поезд-зима. А сколько ждать – никому не известно.
С утра до вечера давит хмарь, простуженное небо забито тучами. Но иногда вдруг выглянет солнце, и тогда тетерева на березах путают осень с весной и начинают токовать, журчать, как ручейки. На солнце оживают цвета предзимья – ржавые пятна прибрежной осоки, желтые заросли двукисточника. Рыжеватая речная вода, розовые кипы ивняков и косы белесого речного песка. Все так подходит одно к одному на осенней реке. И прощальное солнечное тепло на щеках…».
Вл.Назаров
Нефтеюганск
24 октября 2019 года.
Свидетельство о публикации №219102400182