Концепция возможного ангельского благодеяния

Русскоязычным израильтянам, да еще сохранившим российское гражданство, свойственно побуждение одарить страну исхода каким-нибудь превосходящим израильским опытом. Например, лечением по методу Фельденкрайза ("Израильтянин Фельденкрайз и россияне", http://www.proza.ru/2019/10/13/1686).

Может быть, более масштабным «подарком» явилась бы передача России израильского опыта постановки инновационной деятельности.
Попробую сформировать представление о том, какова ситуация в Израиле и в России с заинтересованностью и пониманием масштабной, системной инновационной деятельности.   

При обращении к интернету за схемой инновационной деятельности первое попавшее в поле зрения - «немолодой» комплекс слайдов Колосовой Ольги Владимировны, профессора, доктора технических наук, руководителя Президентской программы в СанктПетербургском политехническом университете. https://en.ppt-online.org/174516.
Схема приведена на рисунке вверху. От этих слайдов, в своем экспресс-исследовании, я вышел на материал 10-летней давности - World Economic Forum Geneva, Switzerland 2008, The Global Competitiveness Report 2008–2009,  

От Израиля участвовала команда:

- Шрага Брош, президент Israel Manufacturers’ Association of Israel (MAI).

В 2016 г. Шрага Брош возложил на министерство финансов значительную часть ответственности за спад экономического роста и резкое снижение объемов экспорта; указал на заседании финансовой комиссии Кнесета, что минфин и не выделил обещанные правительством 260 млн. шекелей на поддержку экспорта - деньги, которые позволили бы израильским бизнесменам увеличить производство товаров, пользующихся спросом за рубежом. Другой компетентный критик отметил, что причины спада следует искать не в какой-то конкретной, точечной проблеме, а общем порочном подходе; депутаты крайне слабо представляют, что происходит в израильском бизнесе, и потому не принимают необходимых законов, которые бы стимулировали бизнесменов к открытию новых бизнесов и расширению старых, отсюда и стагнация; в последнее время госструктуры делают особый упор на поддержку развития hi-tech и ряда промышленных отраслей, но экономику нельзя построить на столь узкой основе, есть еще сельское хозяйство, бытовая промышленность, торговля, сфера услуг, а их состояние оставляет желать много лучшего.

Правда, уже в 2018 году, по сообщениям израильской прессы, Президент Ассоциации промышленников Израиля Шрага Брош и его брат были арестованы и допрошены по подозрению в неуплате налогов - на сумму 1,5 млн шек.  со сделки в 8,6 млн шек, заключенной их совместной компанией ALA Investments Ltd. Окружной суд Тель-Авива отпустил их из-под стражи на ограничительных условиях. В 2019 году «крутой израильский мэн» ушел в отставку.
Для моего исследования эти обстоятельства только подтверждает деловую «крутизну» фигуры)

- Дэн Катаривас, директор Отдела внешней торговли и международных связей Ассоциации производителей Израиля и директором по международным связям Президиума израильских бизнесов. Занимал должность заместителя генерального директора по международным делам в Министерстве финансов, создал департамент Ближнего Востока в Министерстве промышленности, торговли и труда и был председателем торгового комитета многосторонних экономических переговоров. Имеет степень магистра от Лондонской Школы Экономики и диплом колледжа Европы в Брюгге.

- Егуда Сегев, председатель совета директоров компании Shapir Engineering & Industry Ltd. - гражданское и промышленное строительство. Член совета директоров в Chemipal Ltd. и Isralaser. Образование - Тельавивский и Хайфский университеты, Ono Academic College - одно из ведущих высших учебных заведений Израиля, где высшее образование ориентировано на лидерство в работе по преодолению экономических и культурных разрывов в израильском обществе.

От России участвовали представители Консалтинговой компании «Bauman Innovation» и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации в составе:

- Алексей Праздничных, Strategy Partners Group («Стратеджи Партнерс Групп», АО «СПГ») - российский стратегический консультант по проведению преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста.

В партнерстве с Евразийским институтом (ECI) участвует в реализации проектов в рамках национальной и международной повестки СПГ, в том числе по подготовке национальных и международных докладов и разработке новых подходов в области конкурентоспособности и эффективности государственного управления. Советник международных организаций: Всемирного банка (WB), Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), Организации ООН по торговле и развитию (UNCTAD), координирует в России программу Всемирного экономического форума (WEF) по международной конкурентоспособности. Один из основателей и член совета директоров Международной федерации национальных советов по конкурентоспособности стран (GFCC).
Принимал участие в различных программах профессионального развития в школах бизнеса и государственного управления Гарвардского университета, Школе государственного управления Маастрихтского университета и Институте Всемирного Банка.
Написан ряд книг, например, соавтор в книге «ЭМПИРИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ» - исследование сильных и слабых сторон российской инновационной системы и определение приоритетов государственной инновационной политики с целью обеспечения конкурентоспособности на международных рынках.

- Игорь Дюков, профессор Стокгольмской Школы Экономики в России, преподаватель в Лаппеенрантовском Технологическом Университете, Финляндия, президент консалтинговой группы «Dukeov & Partners Oy». область деятельности - изучение взаимодействия маркетинговых и финансовых аспектов инноваций. Проблемы и перспективы развития экономики России и Санкт-Петербурга в XXI века.

- Карл Фей, в Стокгольмской Школы Экономики в России с момента ее основания в 1997 году и до 2010 года, занимая должность заместителя ректора в области исследований, а также профессора международного бизнеса. Продолжает исследовательскую деятельность и консультирование проектов, имеющих отношение к российскому менеджменту. В настоящее время Карл Фей занимает должность ректора Nottingham University Business School в Китае.

Там же, на рисунке над текстом привожу табличное сопоставление ряда стран из отчета 2008 г.
Для понимания параметров сопоставления приведу формулировки из интернета.

Инновационная политика — это совокупность управленческих, организационных, экономических и технологических решений, приемов и методов, обеспечивающих поиск и внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Инновационная политика предприятия устанавливает очередность внедрения инноваций в зависимости от имеющихся ресурсов и поставленных задач.

Инфраструктура инновационной деятельности – организации, предоставляющие субъектами инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационный кластер – группы взаимосвязанных специализированных компаний в соответствующих отраслях, научных и государственных организаций, которые сконцентрированы в одной географической местности и проводящие совместную работу, несмотря на конкуренцию. Формирование кластеров зависит от инициативы государства и частных предприятий.

Инновационный процесс стимулируется либо потребностями предприятий, либо государством, которое пытается повысить экономические показатели или приобрести вес в какой-то отрасли на международном уровне.
Вне зависимости от инициатора создания, существует ряд факторов, значительно влияющих на кластерное развитие. В том числе:

- Исторические факторы такие, как социально-культурные традиции и исторически сложившиеся производства.
- Факторы внутренней среды: ... социально-психологический облик населения и его самоидентификация.
- Фактор государственного участия. При поддержке государства можно расширить научную базу, получить льготы и дополнительное финансирование, наладить контакт с местным населением.

Двигателем мирового движения являются инновационные кластеры США. Еще с 1980-х годов правительство активно работает над созданием программ, рассчитанных на их образование и развитие, одна из них «Региональная кластерная инициатива». С этой целью из бюджета страны ежегодно выделяются весомые денежные суммы.

Среди крупнейших инновационных кластеров:

- Кремниевая долина в Калифорнии, США.
- Бостон, штат Массачусетс (США).
- Саксонская кремниевая долина в Дрездене, Германия.
- BioM в Мюнхене, Германия.
- Oxfordshire Bioscience в Оксфорде, Великобритания.
- BRAINPORT в Эйндховен, Нидерланды.
- Agro Business Park, Дания.
- Косметическая долина, Франция.

Тогда, в «далеком» 2008 году Израиль существенно опережал Россию по индексу инновационной способности экономики, хотя и сам был не в мировых лидерах. Но, инновационная политика, сконцентрированная на сравнительно малом спектре кластеров, и инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности в этих пределах, как можно предположить по данным таблицы, такое, что Израиль может Россию поучить. Только, при переносе опыта надо учитывать специфические особенности каждой страны.

Я предполагаю, что Израиль не совсем самостоятельная и самодостаточная страна. Порождена в одной из зон противоборствующих политик соперничающих держав. Для нынешнего старшего «друга» является далеко выдвинутым форпостом в зону соперничающего цивилизационного массива. Такой форпост обречен на героическую гибель при сдерживании наката цивилизационного противника; «ценная» часть форпоста должна быть небольшой и способной к эвакуации. Отсюда заметная сконцентрированность инновационной политики и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности на сравнительно малом спектре кластеров.

А специфика России - протяженность пространства с малой заселенностью на больших площадях, многоконфессиональная структура населения, ментальное и поведенческое наследие «коммунистического» прошлого.

Трансляторы израильского опыта в российскую среду должны быть способны учитывать эти специфики.


Рецензии